НАУКА И ХРИСТИАНСТВО


ЧЕТЫРЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНАЯ ДУША

«Когда я впервые заявил о своем открытии, то на меня полетели тумаки сразу с двух сторон: коллеги-ученые заявляли, что это бред собачий и что я ударился в мистику, а священнослужители упорствовали: «Мы и так верим в Бога, поэтому ваши исследования нам не нужны». Верующие даже обвиняли меня в кощунстве...»

Вопросы, вопросы...

В чем же суть открытия петербургского ученого, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева профессора В.Б.Слезина? В научном эксперименте, который решили провести сотрудники лаборатории во главе с Валерием Слезиным, согласились участвовать семь священников и иноков Александро-Невской лавры. Сначала они по просьбе сотрудников лаборатории нейро-и психофизиологии бехтеревского института читали стихотворения. Потом начали молиться. Все это время ученые снимали электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга каждого из них. Полученные результаты заставили ученого задуматься о многом.

В частности, Валерий Слезин сделал вывод, что «лечебный эффект молитвы, отмеченный издавна и многократно, связан с временным отходом от земных забот, признанием их незначительности в сравнении с чем-то вечным и незыблемым, с чем учится общаться человек при молитве. Предаваясь молитве, верующий отдаляется от социального уровня сознания и переходит на духовный, что гармонизирует личность, делает ее ближе к Богу». Слезин даже предложил сотрудничество медицины и Церкви. Со своей стороны, он рекомендует чтение ряда молитв, обладающих «оздоровительным» эффектом: псалма 67 «Да воскреснет Бог, и расточатся вpази его», молитвы об исцелении больного «О, пpемилосеpдный Боже, Отче, Сыне и святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, пpизpи благоутpобно на раба Твоего...», акафиста святителю Пантелеимону и других.

Разговор с Валерием Борисовичем, который мы вам предлагаем ниже, заставил меня также задуматься о многом. Казалось бы, что плохого: поставлен эксперимент, доказывающий необходимость молитвы. Но что-то мешало мне встать на этот путь «волхвов» и вместе с Валерием Борисовичем сетовать на отсутствие средств и т.п. Ведь были бы деньги, мы бы им не то еще доказали! И почему-то священники совсем не так радостно приветствовали это открытие?! Не сумев сам разрешить все эти вопросы, я обратился к одному из иереев РПЦ. Но об этом чуть позже, сейчас же интервью с Валерием Борисовичем Слезиным.

«Четвертое состояние». Взгляд ученого

– Валерий Борисович, что именно показали электроэнцефалограммы?

– В то время, когда священники – участники эксперимента – читали стихотворения, ритмы биотоков учащались. Когда начали молиться, эти ритмы становились все реже и реже. Наконец, остались только медленные дельта-ритмы, с частотой в два-три герца. Такое состояние сознания у взрослого человека бывает лишь во время так называемого медленного (без сновидений) сна. Оно замечено и во время бодрствования, но только у младенцев в возрасте до двух месяцев. ЭЭГ наиболее усердно молившегося воспитанника Духовной академии показала полное выключение коры мозга! Хотя он был в сознании, что называется, в здравом уме и твердой памяти. Помолившись, спокойно сказал: «Ну ладно, хватит...» – и частота электрических импульсов коры его головного мозга вернулась к обычным альфа- (8-12 герц) и бета-ритмам (13-30 герц).

– А вы не спрашивали у своих испытуемых о соотношении молитвы в храме и во время эксперимента? Неужели то, что они находятся в лаборатории, не играло никакой роли? Ведь какой вывод напрашивается из эксперимента: дескать, храмовая молитва – это совсем не важно.

– Думаю, что нет. Наш мир так устроен, что человеку необходима церковь. Один из священников, ЭЭГ которых мы записывали, потом сказал мне: «Да, я вышел на встречу с Богом, но Бог не пришел ко мне. И это не произошло бы в вашей лаборатории». Понимаете, у нас не та, что в церкви, обстановка. И потом, ведь богословие – это наука, а молитвы – те же знания. Как общаться с Богом, не зная языка общения?

Если говорить о храме, то почти все священники отмечают, что во время службы они теряют «чувство времени», и многочасовые литургии проходят для них словно один миг. Мой знакомый митрополит рассказывал, что ему приходилось совершать пятичасовую службу при температуре около пятидесяти градусов жары. И он, немолодой уже человек, совершенно спокойно перенес это. Пять часов, по его словам, пролетели как мгновение.

– Светский человек, прочитав ваши высказывания, может сказать: «Нашли чем удивить, да это же все говорится о медитации...»

– Вы знаете, оказалось, что совершенно наоборот. У медитирующего индийского йога, которого мы также исследовали, наблюдалось учащение биоритмов. Когда же мы попросили его прочесть «Отче наш», йог неожиданно почувствовал себя плохо. Потом мне рассказывали, что он целый день провел у икон, пораженный огромной разницей между чтением молитвы и медитацией.

– Для чистоты эксперимента вы, наверное, изучали состояние не только молящихся православных христиан, но и представителей других конфессий?

– Да, например, записали ЭЭГ католического ксендза во время молитвы. Здесь полного погружения не наблюдалось, хотя и была тенденция к замедлению ритма. В последующей беседе ксендз признал, что православные – более сильные молитвенники, что только в православии сохранилась практика непрерывной Иисусовой молитвы среди монахов. Изучали также состояние сознания мусульманина, правда, не муллы, а мирянина из Северного Йемена, во время намаза. Видимых изменений ЭЭГ не обнаружили, но спектральный анализ показал, что мощность его альфа-ритма явно снизилась. У дзэн-буддиста картина была сложнее: сначала подъем ритма, а затем его значительное снижение.

– Как вы для себя объяснили данный феномен, я имею в виду состояние при православной молитве? И какой из этого открытия можно сделать вывод?

– Данный феномен мы назвали «четвертое функциональное состояние мозга». До этого науке были известны три состояния: бодрствование, «быстрый» сон и «медленный» сон – без сновидений. Наш эксперимент показал, что есть еще одно состояние, которое можно назвать «медленным», или «молитвенным», бодрствованием. При нем кора головного мозга отключена, и восприятие информации человеком происходит напрямую, минуя мыслительные процессы и анализ. И, может быть, самый важный вывод, который мы сделали: четвертое состояние мозга столь же необходимо человеку, как и все остальные. Отсутствие одного из них нарушает гармоническое развитие человека, приводит к болезням и деградациям психики.

Вспоминаю один страшный эпизод, о котором прочитал в каком-то журнале. Сомали. Начало девяностых. После американской бомбежки маленькая девочка бредет к месту раздачи пищи – там дают какую-то кашу. За ней, как за добычей, скачет гриф. Неподалеку находится французский телеоператор, который все происходящее снимает. Девочка падает, гриф ее расклевывает – какие кадры!.. Когда этого француза потом спросили, почему он не взял обессиленную девочку и не донес ее до каши, тот удивился: «Да вы что? Этих людей ползут десятки тысяч! И она – одна десятитысячная, практически «ноль». Разве я совершил какое-то преступление?» Понимаете, человек даже не смог осознать, что он совершил... И подобных людей становится все больше и больше!

– Что вы можете сказать с позиции своих исследований о тех «достижениях», которые приносит нам цивилизация?

– Люди гонятся за достижениями и благами цивилизации, будучи, по сути, крайне ущербными. И эта погоня приводит к деградации. Один мой зарубежный коллега, работая в Судане, обнаружил, что в этой стране с очень низким уровнем жизни практически нет детей-невротиков. В то время как в развитых странах – в Швеции, скажем, – их огромное количество. И объяснить это очень просто: в слаборазвитых странах есть необходимые условия для сохранения в человеке всех трех уровней сознания. Там люди ближе к природе, Богу, там более значимо истинное понятие дома, семьи, причем семьи большой, многодетной. Так что считающие себя достаточно цивилизованными народы постепенно деградируют и вымирают, а поскольку свято место пусто не бывает, то оно заполняется менее цивилизованными. Смотрите, Великобритания наводнена индусами, Франция – арабами, в Калифорнии и других южных штатах недавних выходцев из Латинской Америки больше, чем живших в этих местах прежде североамериканцев. Кстати, и у нас в России этот процесс замещения весьма заметен.

– Изменило ли это открытие лично вашу жизнь?

– Да, я пришел к вере. Вот так интересно получилось – пришел к вере сознательно, через науку... Я родился и жил в Советском Союзе, мой отец в революцию и Гражданскую войну был комиссаром. Конечно же, я был убежденным атеистом. Но, сделав открытие, о котором мы говорим, пришел в храм и крестился. А потом мы с супругой обвенчались, прожив до этого вместе больше 30 лет. К сожалению, ее это не уберегло, она скончалась...

Если же продолжить разговор о молитве, то молитва действительно лечит. Науке известны факты, когда через молитву выздоравливали даже больные раком в неоперабельной стадии. Во всем этом еще предстоит разбираться, но многое можно объяснить уже сейчас. Замечено, что совершённый плохой поступок не проходит для человека бесследно. В области мозга образуется так называемый негативный очаг, который давит на человека, приводит его в уныние и в конце концов пагубно сказывается на здоровье. Наши хвори провоцируют также и жизненные ситуации – застрявшие «комплексы», грехи. Однако человек способен посредством молитвы нейтрализовывать эти негативные факторы, которые уходят на второй план и могут даже «стереться». Во время глубокой молитвы человек уходит от реальности, что приводит к разрушению патологических связей в мозгу и организме. Молитва как бы отключает кору мозга и позволяет человеку на время освободиться от земных забот. Кроме того, когда человек верит в помощь Бога, он гонит от себя страх, оказывающий едва ли не самое пагубное воздействие на здоровье. Он ощущает, что мир бренен, временен, познает истинные ценности и приходит к гармонии с Богом.

«Молитва – это общение с Богом». Взгляд священника

А теперь обещанный комментарий священника. За ним я обратился к петербургскому иерею Алексию Морозу.

– Давайте подумаем, почему тема «Вера и здоровье» интересует многих людей? Дело в том, что все мы вышли из материалистов. А для материалиста главное – то, что его окружает, плюс состояние его здоровья. Имея полноценное здоровье, он может во всей полноте воздействовать на окружающий мир и исполнять свои желания и страсти. Исполнять на уровне физиологии, психики. Такая «полноценная» жизнь привлекает многих из нас и является своеобразным эталоном. К примеру, пьяница хочет быть здоровым, чтобы продолжать пить водку и испытывать чувство эйфории. Блудник хочет быть постоянно в форме, чтобы продолжать грешить. Сребролюбец тоже хочет быть здоровым, чтобы по-прежнему добывать все больше и больше денег. И поэтому, когда говорят о здоровье, это интересует всех. И людей верующих, и неверующих...

От чего зависит здоровье и какую ценность оно занимает в духовной установке христианина? Конечно, здоровье для православного человека в понимании физическом не является эталоном всего главного в жизни. Главное для нас – это здоровье души. Мы знаем, что душа бессмертна, что тело рано или поздно...

– Отец Алексей, позвольте вас перебить и задать вопрос. А что же может случиться с человеком, который прочитал подобный материал о благотворном влиянии молитвы и решил: «Теперь я буду регулярно молиться. Оказывается, это еще и для здоровья полезно!»

– Ничего не произойдет. Ведь надо понимать, что такое молитва. Молитва – это прежде всего беседа человека с Богом! Это вера в то, что Бог есть. Молитва – это обращение сердца Богу, призывание Его и жизнь в соответствии с Его заповедями. Прочитывание же каких-то молитв по книге – это еще не есть молитва. Почему у одних молитва исполняется, а у других не исполняется? И почему мы часто просим за нас помолиться старцев? Потому что, когда за нас начинает молиться праведник, а мы сами стараемся жить в соответствии с заповедями, тогда молитва доходит до Господа.

Результат молитвы зависит, прежде всего, от того, какова наша вера, от нашего образа жизни, от того, полезно или не полезно для нас просимое и своевременно или не своевременно. Видите, сколь много составляющих. Поэтому если человек всю жизнь живет так, как он хочет, не желая жить по заповедям Христа, не соблюдая их и даже не ориентируясь на них, то... о чем можно говорить?!

Теперь продолжим о том, что и как у нас частенько происходит в действительности. Человеку вдруг стало что-то плохо: возникли проблемы со здоровьем, стал болеть, врачи не очень-то помогают. Тут, как правило, приходит в голову такая мысль: «Дай-ка попрошу Бога – пусть он меня исцелит!» А для чего? «Как для чего?! Чтобы жить дальше!» Жить, как и прежде, без Бога, не зная Его, не желая знать. «Но что плохого в том, что я хочу вернуться в тот прежний порядок жизни, который мне нравится и привычен!?» Человека, если он не хочет, переубедить трудно.

Человек начинает читать молитвы. Будет ли результат? Да не будет, скорее всего. Почему? Жить-то он хочет тем же порядком, который губит его душу и где его поступки подчинены не Богу, а нечистому. И тут начинается: «А-аа-а! Я проси-и-л, а Бог мне ничего не дал!» Но почему Господь должен дать? Вот так, сразу?! Всю жизнь жил по другим законам и хочешь продолжать жить по ним же, «а Господь не дал»! Но ведь это естественно! Ты просишь не на пользу своей душе. Бог заботится не о том, чтобы человек вольготно и спокойно прожил эту жизнь, а потом умер и пошел в ад. Господь имеет попечение о том, чтобы человек, живя здесь, на земле, воспитал свою душу для Вечности. Избавил себя от страстей и развил те добродетели, которые необходимы ему для стяжания Вечной жизни. Для этого Господь и попускает и болезни, и скорби... Он хочет, чтобы человек изменился и понял, что он здесь – странник, что он все свое упование должен перенести на жизнь духовную. Царствие Небесное берется многими усилиями и многими скорбями и страданиями. Пройдя через это, человек отрывается от своей материальной основы и начинает познавать суетность и бренность всего преходящего. Начинает свое упование возлагать на Бога и стремиться в меру своих сил к Вечной жизни. Тогда-то и происходит переоценка ценностей.

У современного человека зачастую подход к молитве такой же, как к магии: ты должен сказать определенные заклинания, произвести определенные магические действия, и тогда получишь результат. Например, читается заговор-наговор на грыжу, и она действительно проходит. А какими силами и как это происходит – это человеку не важно! При магии не важна ни личность мага, ни то, верит он или не верит в Бога, как относится к добру и злу, – все это не важно. Главное – результат!

Здесь то же самое: ты начинаешь читать молитвы, твой мозг входит в особое состояние, это состояние благотворно воздействует на твой организм, и ты как бы исцеляешься. Организм гармонизируется.

Но побудительные мотивы молитвы другие. Это – стяжание Духа Святого, жизнь в Боге, во имя Его. Это – Богообщение. Благодатная энергия, входя в человека во время молитвы, благотворно воздействует на весь его организм. И, конечно, исцеляет многие недуги – и физические, и душевные. Но это сопутствующие, второстепенные моменты.

Если же человек ориентируется только на эти сопутствующие изменения, ищет от молитвы не Богообщения, не изменения своей души, а чисто физического здоровья, то это может ему и не даться.

Да, надо знать, что молитва православного человека, когда идет прямое Богообщение, качественно отличается от состояния, в которое входит буддист во время медитации. Приведу вам цитату, которую я недавно обнаружил в одном из научных отчетов. Эндрю Ньюберг, нейробиолог из Пенсильванского университета в Филадельфии, который занимается нейробиологией религии уже более десяти лет, через коллегу, увлекающегося тибетским буддизмом, нашел восемь опытных медитаторов, которые приняли участие в необычном эксперименте. В результате сканирования с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии головного мозга испытуемых, которые в течение часа занимались усиленной медитацией, ученые обнаружили повышение активности областей мозга, регулирующих внимание, чего, естественно, требовала особая сосредоточенность во время медитации. По данным научных исследований академика Татарцевой и других, в этот момент мозг у буддиста работает совершенно по-другому. Это состояние очень похоже на ощущения во время эпилепсии. Мозг подвергается негативному и разрушительному воздействию. Почему? Происходит не Богообщение, а бесообщение. При медитации, и это также показали научные исследования, выделяется своеобразное вещество типа наркотика, которое поддерживает это состояние. Человек привыкает к этому, становится «хроническим» медиумом, втягивается в это дело.

Современная наука интересна тем, что когда она постигает строение и законы мироздания, то приходит к пониманию Бога и духовной жизни как основополагающей. Данные современной науки говорят о том, что человек состоит из молекул. Молекулы состоят из атомов, атомы из протонов-электронов, а электрон может существовать только в движении, в электромагнитном поле. По сути дела, человек состоит из электронных полей, и все материальное – это не первичное, а вторичное. И тогда становится понятным, что за всем этим стоит та Великая сила, которая все это держит, благодаря которой существует наш мир. Многие ученые, когда так глубоко начинают копать, приходят к пониманию того, что за всем этим стоит Бог, Создатель, Творец.

Ученые как-то провели такой опыт. Произвели смыв с различных предметов на определение количества бактерий. Взяли пробы с иконы Пресвятой Богородицы Казанской, с креста, который священник давал целовать народу (приложилось более 500 человек), со стекла, под которым находились святые мощи, с плаката, который стоял напротив церкви и из грязной лужи под ним. Вот результат: крест и икона оказались стерильными! На мощах святого вырабатывается вещество, которое угнетает, а затем уничтожает деятельность всех бацилл и микробов. На плакате и в луже количество бактерий оказалось одинаково, и их было очень много!

Но, к сожалению, часто современные ученые, продолжая «копать», этим и ограничиваются: «Молитва в таком-то состоянии дает такие-то бета-гамма волны, а в таком положении такие-то... А интересно, как будет обстоять дело в другом...»

Происходит чисто описательный эффект, который не меняет внутреннее состояние человека. Что толку от того, что ты будешь знать, какие волны исходят из головы во время молитвы? Спасение не в этом. Подтвердить научным способом, что всегда говорила Церковь, – это хорошо. Слава Богу, что Валерий Борисович через свои исследования пришел к Богу. А ведь многие, повторю еще раз, так и остаются на ступенях храма. Но нужно идти дальше: выполнять все то, что говорят святые отцы о духовной работе. Надо спасать душу.

Подготовил И.ВЯЗОВСКИЙ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга