БЕСЕДА


НА ПЕРЕПУТЬЕ

10 лет деятельности православного Центра «Жизнь»

Корреспондент: В прошлый раз обширное интервью с вами вышло в конце 1997 года («Жизнь» в защиту жизни, «Вера», №№ 298-299). Как вы оцениваете развитие ситуации за прошедшие годы в стране – с проблемами абортов, защитой материнства, секспросвещением – вообще по всему кругу тем, которые связаны с работой вашего Центра?

Священник Максим Обухов: Существуют две противоположные тенденции: с одной стороны, разрушительные силы продолжают активно действовать в России, и в то же время налицо усиление тенденций положительных. Нельзя не заметить, что снижается число абортов и увеличивается рождаемость. И этому нет таких прямых экономических причин. На мой взгляд, это связано с усилением влияния Церкви на умы людей. Значит, не зря потрачены и наши усилия по изданию брошюр, листовок. Миссионерская деятельность Церкви что-то дает, но еще много предстоит сделать.

Корр.: Вы полагаете, что здесь повлияла только Церковь, или есть другие факторы?

Свящ.: Роль Церкви – это основное. Нельзя сказать, что радикально изменилось благосостояние народа. Но рост экономической и политической стабильности вселяет в людей надежду, и, конечно, это сказывается на демографических показателях. Но эйфории здесь не может быть, потому что положение остается достаточно тревожным – все равно смертность превышает рождаемость, и все равно нам, церковным людям, надо много еще делать для укрепления брака, семьи.

Корр.: Вы говорите о двух тенденциях. Полагаю, что кривые не могут бесконечно расходиться в разные стороны, идет поляризация, а между разными полюсами неизбежен взрыв...

Свящ.: Если православная вера победит в сердцах наших людей и сами церковные люди будут делать все возможное, то демографические показатели изменятся. Но население все-таки сокращается. Уже точно известно, что примерно через 10 лет нас ожидает кризис недостатка людей, и уже подсчитано, что придется примерно в два раза сократить количество школ, сильно уменьшится набор в армию. И тут единственная надежда на сдерживающую силу нашего ядерного оружия, которое, может быть, как-то нам сохранит целостность страны.

Причем наибольшему вымиранию подвержен государствообразующий этнос – русские, хотя и не только они. Но это – существенный фактор, который может вызвать нестабильность, особенно в проблемных зонах Дальнего Востока, Иркутской области, а также Краснодарского края, Ставрополья, где коренное население вдруг обнаруживает, что в условиях наплыва мигрантов с Кавказа оказалось меньшинством. Негативные демографические тенденции и приток иммигрантов могут привести к тому, что тут события могут пойти по косовскому сценарию. Напомню, что в Косово (это исконно Сербская земля) было пущено несколько тысяч албанских эмигрантов – из милосердия, из жалости. Через несколько времени их число возросло, и за счет более высокой рождаемости, чем у сербов, албанцы стали большинством. И сербы были изгнаны, что привело к войне и отторжению Косово от Сербии, разрушению многочисленных христианских святынь.

И здесь трудно кого-то винить, кроме нас самих. Потому что негативные демографические тенденции – результат духовного распада у нас.

Корр.: Но ситуация в России похожа на то, что происходит на Западе: низкая рождаемость, приток иммигрантов, принадлежащих к иному этносу, культуре и религии... Что тут можно противопоставить?

Свящ.: Да, все европейские нации подвержены той же самой болезни. Численность и этнических немцев, и этнических сербов уменьшается, причем не просматривается какой-либо связи с экономикой. Один из ответов христианского сообщества на эту проблему – движение в защиту жизни «Про-лайф», в защиту семейных ценностей. Оно наращивает свои силы и достаточно эффективно противостоит многим тенденциям – попыткам легализовать гомосексуализм, много делают для снижения числа абортов. Думаю, их опыт вполне применим для России, с учетом нашей православной почвы.

Корр.: «Зеленые» на Западе в свое время начинали со скромного общественного движения и не воспринимались всерьез. Теперь это движение развились в широкую сеть политических партий, более того, в Европе теперь «зеленые» представлены в правительствах. Можно ли говорить, что это желаемый путь для российских активистов движения в защиту жизни?

Свящ.: На Западе, действительно, «Про-лайф» стала довольно влиятельной политической силой, это хорошо показали последние выборы президента США. Сказать, чтобы это была влиятельная сила у нас, конечно, нельзя. Нам пока далеко до ситуации в Польше, где есть депутаты в Сейме страны, непосредственно выдвинутые движением «Про-лайф». Конечно, было бы неплохо и у нас иметь такую ситуацию, но, к сожалению, наше население очень пассивное. В результате на выборные должности попадают люди настолько случайные, что просто удивительно, как за них голосуют. Но все-таки демократический механизм надо использовать. Православные должны быть активны в этой области и свой выбор основывать на том, насколько программа того или иного кандидата приемлема с православной точки зрения.

Корр.: В последнее время некоторыми депутатами выдвигаются инициативы как раз в русле деятельности Центра «Жизнь», в частности, инициативы депутата Чуева...

Свящ.: Можно сказать, вопрос, поднятый им – о запрете абортов на поздних сроках, – давно «висел в воздухе». Не было лишь человека, который бы об этом заявил. Это слишком очевидно – поздний аборт – сформировавшийся плод, он уже живет в чреве матери, и вдруг его убивать! Многие врачи отказываются это делать. Важно, что Министерство здравоохранения на уровне официального документа поддержало эту инициативу. Но вот будет очень интересно посмотреть на результаты голосования в Думе – насколько решения депутатов соответствует тому, что они заявляют себя сторонниками Православной Церкви. Я надеюсь, что решение будет принято положительное. И хотя поздние аборты составляют всего два процента от общего числа, это все-таки около 50 тысяч человек в год. Кстати, при обсуждении этой проблемы многие задавали вопрос: как быть матери, если не на что содержать ребенка? И все пришли к выводу, что усилиями религиозных и благотворительных организаций женщине может быть оказана помощь – два процента не так много, и мы справимся.

Корр.: Стоит ли на повестке дня вопрос о более радикальном ограничении абортов?

Свящ.: Пока еще общество не готово к этому. Но я должен сказать, что существует большая разница между нравственным запретом на аборты и юридическим – они могут не совпадать. Аборт запрещен заповедью Божией, а законодательство может соответствовать заповеди или нет. Суть дела от этого не меняется. Верующие выступают за соответствие законодательства Божественной заповеди, но так бывает не всегда из-за политических причин. Это не должно смущать нас.

Корр.: То есть верующие должны бороться за изменение нравственной ситуации, а закон потом приспособится к господствующим настроениям?

Свящ.: Для нас очень важен пасторский аспект – мы должны воспитывать народ так, чтобы аборты людям делать не хотелось.

Корр.: Появились ли в последние годы новые направления в деятельности «Жизни»? Например, прекращение вакханалии с рекламой пива входит в круг ваших интересов?

Свящ.: Мы, как и практически все православные организации, за то, чтобы политика государства была нравственной, и в этом смысле выступаем за очистку улиц и экранов от рекламы алкоголя – нельзя рекламировать грех, иначе он будет распространяться. Надеюсь, что регион за регионом мы придем к тому, что есть, например, в Польше, где полностью запрещена реклама пива и табачных изделий. И никто не говорит, что Польша якобы отступила от демократии – это нормальная государственная политика.

Но это очень сложно у нас – лоббировать запрет рекламы алкоголя и табака. Мы сталкиваемся с огромной силой, этим кампаниям ничего не стоит оплатить противодействие нам.

Из наиболее перспективных направлений работы я считаю организацию помощи беременным и недавно родившим женщинам, оказавшимся в трудном положении. К великому счастью, мы нашли здесь поддержку Министерства здравоохранения, которое на официальном уровне разрешило проведение консультаций женщин перед абортами. О финансовой поддержке пока рано говорить, потому что нет результатов, но нам дали возможность работать – моральная поддержка очень много значит. Надо пока своими силами везде открывать центры защиты материнства, чтоб каждая женщина, идущая на аборт, проходила через консультацию.

Корр.: Это как в Германии?

Свящ.: В Германии это законодательно закреплено – там такой порядок, что только если исчерпаны все возможности отговорить женщину от аборта, она реализует свое право убить ребенка. В условиях легальности абортов это единственная возможность серьезно влиять на ситуацию. Десять процентов беременных женщин в результате таких бесед отказывается от абортов. Это очень много. Если бы все женщины охватывались такими консультациями, это сильно повлияло бы на демографическую ситуацию в России.

Корр.: Кто должен вести такие беседы?

Свящ.: Лучше это получается у психологов, у врачей. Пункты открылись в Москве, Нижнем Новгороде, Магнитогорске, Екатеринбурге, Иваново. Есть интерес к начинанию, и находятся жертвователи, причем это не иностранные компании и не те наши, которые отмывают свои деньги. Это конкретные люди, которые жертвуют из собственного кармана. Дело в том, что эта деятельность приводит к совершенно очевидным результатам.

Корр.: Какие трудности на этом пути?

Свящ.: Самая главная трудность преодолена – нам разрешили официально работать в консультациях. Дальше проблема – найти энтузиастов, которые готовы этим заниматься. Это работа тяжелая, и нужно, чтобы человек был полностью освобожден от прочей работы, – а значит, нужны благотворители, за счет средств которых человеку можно было бы платить жалование, нужны какие-то средства и на дальнейшую помощь этим женщинам.

Корр.: Я так понимаю, что этим психологам придется работать фактически в одних и тех же консультациях с представителями Российской ассоциации планирования семьи (РАПС) – организации, которая считает аборт решением всех проблем?

Свящ.: Такое возможно. Но ведь не все сотрудники РАПС разделяют эти идеи и злонамеренно пропагандируют убийство нерожденных детей.

Корр.: Кстати, вот уже много лет тянущееся ваше противостояние с РАПС – в какой оно стадии?

Свящ.: Зло нельзя победить. РАПС – это организация, которая продолжает выступать за свободу абортов, за сексуальное просвещение детей, за возможно более широкое распространение контрацепции. То есть выполняет указания своего интернационального центра. Сейчас вот, тоже при активной поддержке РАПС, получает распространение перинотальная диагностика: после проведения узи в случае подозрения на болезнь ребенка его убивают. Приходит будущая мама и ее запугивают, что у нее будет урод, тем самым подталкивая женщину к аборту. При этом очень много ставится ложных диагнозов. Масса случаев, когда мать не слушает этих советов и рожает совершенно здорового ребенка. Роль этих пунктов ранней диагностики в целом очень отрицательная.

Но я думаю, что нам нужно делать что-то положительное, помогать молодым женщинам, издавать книги, вести миссионерскую работу, быть оптимистами, и тогда ситуация в стране изменится к лучшему.

Беседовал И.ИВАНОВ.
Фото автора.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга