К 100-ЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРП.СЕРАФИМА


СМОТРИТ ТАК,
СЛОВНО МОЛИТСЯ О ТЕБЕ

История и сегодняшний день в жизни чудотворной иконы
прп.Серафима Саровского

Пермь Великая – крупнейший город Западного Урала. Да вот при нарезке федеральных округов несколько лет назад попал город в Приволжский округ. «Мы нонче голодающее Поволжье», – язвят пермяки, считающие, что новый статус умаляет их самолюбие.

Однако не было бы счастья – несчастье помогло: администрацией Приволжского округа Пермь была включена в зону особого внимания в программе празднования 100-летия обретения святых мощей прп.Серафима Саровского. 7 июня крестным ходом, совершаемым миссионерским поездом, для поклонения верующих в город прибыла икона св.Серафима. До 19 июня образ преподобного возили по храмам и монастырям Пермской епархии, и всюду к ней стекалось великое множество богомольцев.

Икона была написана в 1916 г. дивеевскими монахинями-иконописицами для нового строящегося собора. В советские годы 40 лет ее хранительницей была бывшая послушница этой обители матушка Ефросинья, впоследствии схимонахиня Маргарита. Она проживала с двумя сестрами во Христе в маленьком домике на окраине Дивеева, здесь они ежедневно молились, неукоснительно совершая монастырский устав.

Говорят, что однажды во время моления м.Ефросинья услышала от иконы прп. Серафима слова: «Слушайте, сейчас будет говорить Сама Царица Небесная!» Затем тихий и красивый голос произнес: «Эта келья и эта местность поднимут вселенную».


Икона преподобного Серафима Саровского в Перми

Лишь в 1992 г. м.Ефросинья смогла вернуться в возрождающийся Дивеевский монастырь, где и была пострижена в схиму с именем Маргарита. Вместе с ней в монашескую келью был перенесен образ батюшки Серафима. Скончалась схимница 9 февраля 1997 г., на 98-м году жизни.

Икона преподобного находилась в келье старицы до 15 мая 2003 г. Затем в нее вмонтировали ковчежец с частицей мощей св.Серафима и перевезли в Нижний Новгород, откуда и отправился этот крестный ход по городам страны. К 1 августа икона вернется в Дивеево на торжества памяти великого саровского старца.

Так, чудесным образом, прп.Серафим напомнил нам, что связи между Нижегородской землей и Прикамьем отнюдь не формально-административные, а имеют глубокие духовные корни. Истоки пермского женского монашества исходят именно из Нижегородского края, точнее, из Дивеевской обители, и даже с благословения самого Серафима Саровского. Известно, что в начале XIX в. он напутствовал будущую игуменью Иоанно-Предтеченского женского монастыря в г.Кунгуре Пермской епархии на создание монашеской общины: «Спеши, спеши немедленно домой, на место, назначенное Богом».

В 70-е гг. XIX столетия вдова купца Бахарева создала в Перми Серафимо-Алексеевскую Казанско-Богородицкую женскую монашескую общину и пригласила для духовной помощи из Дивеевского монастыря послушницу Феодосию Норину, которая подвизалась здесь впоследствии 40 лет.

Когда родные братья Бахаревой, купцы Каменские, решили открыть в Перми еще одну женскую обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы, то они также обратились за поддержкой в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь, где испокон веков уровень монашеской жизни был чрезвычайно высок и строг. Именно оттуда в 1873 г. в Пермь приехали 4 сестры-наставницы, две из которых были первыми игуменьями Пермского Успенского женского монастыря: монахини Руфина и Нина.

Обо всем этом говорилось на научно-просветительской конференции «Преподобный Серафим Саровский в современном мире», прошедшей в Перми 24 июня по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха.

– Эта связь между пермскими и нижегородскими монастырями, – говорила в своем докладе игуменья Мария (Воробьева), – а значит, и связь с высокой духовностью преподобного Серафима поддерживалась на протяжении всей истории существования наших обителей. В свое время Пермская консистория определяла женским монастырям жить по иноческим уставам Нижегородской епархии.

Матушка-игуменья рассказала также, что была лично знакома с хранительницей иконы прп.Серафима, схимонахиней Маргаритой, с которой ее свела судьба еще в 70-е годы прошлого столетия. Рамки доклада не позволили подробно изложить впечатления от этих встреч с дивеевской старицей, поэтому мы попросили м.Марию рассказать о них после конференции.

Рассказ игуменьи Марии

Я имела счастливую возможность помолиться перед этой иконой прп.Серафима Саровского в конце 70-х гг. В то время мы, две выпускницы медицинского института, познакомились с нашей нижегородской коллегой, и она пригласила нас посетить Дивеево. Тогда оно было овеяно легендами, и мы ехали туда с большой радостью. Воспоминания об этой поездке живы в моей памяти с мельчайшими подробностями. Особенно запомнилась огромная береза возле церкви, где похоронены Мантуров и Мотовилов. Трудно сказать, какого диаметра была эта береза, выросшая словно из их сердец. Очевидно, дерево пытались спилить каким-то трактором, потому что из ствола торчал железный нож, очень широкий и плоский, который врезался в него на две трети. Однако береза выстояла, так и стояла с ножом, хочется сказать, в сердце.

Еще более сильное впечатление осталось от посещения кельи, в которой жила м.Ефросинья Лахтионова, впоследствии схимонахиня Маргарита. Она выглядела как простая русская женщина, мне она показалась очень духовной, вне возраста и вне времени. Скромная, в платочке. Один француз обронил фразу о женщине – «у нее не было внешности». Не поймите эту мысль вульгарно, все дело в том, что наша душа настолько больше тела и одежды.

Матушка Анна

Мать Ефросинья жила с двумя сестрами во Христе. Одна из них – Анна Васильевна Бобкова – в прошлом была семейным человеком, женой председателя совхоза, а когда овдовела, то оптинский старец Анатолий благословил ее на подвиг юродства. Анна ответила ему, что боится странствовать, так как неграмотная. И тогда он сказал ей: «Странствуй по Дивееву».

Она с нами много разговаривала. Матушки, бывало, сетовали на нее, потому что жить с ней было непросто. Эта раба Божия Анна могла и ударить, и крепко выругаться, ибо юродивые имеют дерзновение перед Богом без обиняков отражать действительность, показывая нам нас как бы в уродливом зеркале. Иногда она куда-то надолго исчезала, бродила одиноко по лесам и дорогам. Помню ее глаза... Нет, не смогу их описать!

Матушка Ефросинья рассказывала, что однажды ночью она увидела м.Анну стоящей перед иконой Спасителя в каком-то белом одеянии. Позже сестры удивлялись, ведь у нее и не было подобной одежды, видимо, так она выглядит в очах Божиих. Вот матушка Анна стояла и вопрошала: «Господи, куда идти?» И вдруг быстро проговорила: «Теперь знаю, куда идти». И вновь исчезла на несколько дней. Матушки рассказывали, что она иногда ездила в близлежащий Арзамас. Там в часы пик, когда в общественном транспорте несусветная давка, она садилась на пол, разложив вокруг себя множество разных котомок. Можете себе представить: сидит бабка поперек автобуса с авоськами – не пройти и не проехать. Все, конечно, негодуют, ругаются, клянут ее на чем свет стоит. А она эти поношения, эти плевки, по сути, собирала, возрастая в подвиге смирения. Как-то ее даже в психбольницу пробовали упрятать. Там доктор начал собирать анамнез (историю болезни), а м.Анна вдруг заговорила здраво и рассказала ему в подробностях всю его биографию – что было и что есть. Врач тотчас и отпустил ее с миром.

Помню, моя спутница Софья спросила ее:

– Матушка Анна, можно к вам еще раз приехать?

– К Настьке Свойской приедешь! – ответила блаженная старица.

То есть к м.Анастасии, которая жила вместе с ними. И точно, когда Софья приехала к ним во второй раз, праведница уже отошла ко Господу.

Ее крест заключался в том, что она не должна была встречаться со своими детьми. Когда блаженная умирала, пришел ее сын, но она отвернулась к стенке согласно данному обету.

Номер 338

Мать Ефросинья помнила еще тот, дореволюционный, Дивеевский монастырь. Она была 1899 года рождения, и единственная из всех насельниц дожила до открытия обители после краха советского режима. Во время наших встреч в маленьком гостеприимном домике мы услышали от нее множество прекрасных рассказов о прошлой жизни, и я хочу отметить, что рассказчицей она была великолепной. В каких светлых тонах она описывала любимую дивеевскую обитель, куда она пришла почти ребенком, простой деревенской девочкой!

– Наверное, еще были живы монахини, помнившие батюшку Серафима?

– Конечно. Да там все дышало памятью о нем. В монастыре сестры ее воспитывали, отесывали. Она вспоминала, как, бывало, вбежит к ним и скажет: «Тамо дьяк служит – си-и-вый!» А монахини поправляют: «Не говори так, отец диакон – седой».

Беседы с м.Ефросиньей оставили очень глубокий след в наших душах. Она была человеком трудной судьбы, прошла через сталинскую каторгу, но об этом мы узнали не от нее, а от других женщин.

Рассказали, что в Дивеевском монастыре жила насельница Мария Ивановна, одна из последних блаженных во Христе. В Писании сказано: «Дух все проникает, и глубины Божии». Это для нас есть время настоящее, прошлое и будущее, а для людей, живущих в духе, судьбы человеческие – все равно что раскрытые книги. Жила Мария Ивановна в деревне, неподалеку от Дивеево, в небольшом частном доме. Многие из благочестивой молодежи ходили к ней тогда за помощью. Она говорила о них: «Котятки мои пришли». Казалось бы, что она могла им дать, когда сама не имела даже куска хлеба? Но она давала им больше, чем хлеб, – она подавала им надежду и вселяла утешение. Иногда ее спрашивали:

– Марь-Иванна, монастырь-то откроют когда-нибудь?

– Обязательно откроют, – кивала она, – только там вас будут звать не по именам, а по номерам.

Этой самой Ефросинье она так и сказала:

– Вот у тебя будет номер 338. Мы с матушкой Людмилой тебя и окликнем: «Ты где, номер 338!»

И вот, представьте, прошли годы. Власти арестовали нашу Ефросинью и отправили ее в лагерь, где она и числилась под номером 338. Каким утешением было для нее знать, что в судьбах Божиих ей уже был определен этот номер. Помните, как сказано у Апостола: «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1Пет. 4,12).

Она знала, что это ей предначертано и что это надо пережить.

Нечаянный конфуз

Еще один яркий рассказ м.Ефросиньи был об Императоре Николае Втором, который однажды, во время Первой мировой войны, прискакал в Дивеево верхом на коне. Царь уже побывал в Сарове у мощей преподобного, а теперь нарочно сделал крюк, чтобы приложиться к иконе Божией Матери «Умиление», которую еще называют «Радосте всех Радостей». Он специально оторвался от сопровождения и, конный, налегке, решил посетить святыню, никого не обременяя церемонией «высочайшей встречи». Император был одет в простую полевую гимнастерку и вид имел самый заурядный.

А в храме, как оказалось, только что покрасили полы, и у притвора поставили пожилую монахиню с указанием «никого не пущать». Царь Николай спешился, подошел к дверям церкви и услышал:

– Нельзя, служивенький!

– Простите, я скачу в действующую армию, я мигом... – увещевал он монахиню.

– Ни-ни, служивенький, вишь, нельзя.

– Да не могу я ждать! – взмолился непокорный «инкогнито».

И вдруг – что за оказия! К храму бегом спешит игуменья, за ней, на ходу поправляя клобуки, семенят другие сестры. Лица озабоченные, удивленные, взволнованные. Кто-то Императора все же узнал!

Служение совершенству

Много чего рассказывала нам эта дивная старица Ефросинья, истинная раба Божия. Какое это великое достоинство – быть в подлинном смысле рабом Господа. В Библии сказано: кто кем побежден, тот тому и раб. Можно быть рабом никотина или героина, рабом мужчины или женщины, а можно – рабом Бога, Который есть Любовь. А любовь, по Писанию, – это совокупность совершенства. Какая честь может быть выше, чем служение Совершенству?

Одним словом, так и жили три смиренные старицы-подвижницы в своей сестринской келье в миру, домике без электричества даже. И вот теплыми июльскими вечерами мы сидели вместе с ними, слушая незабываемые рассказы перед образом прп.Серафима. Святой старец на этой иконе смотрит на тебя так, словно молится о тебе.

«Вот когда будут Россию-то делить...» – говорила м.Ефросинья, ссылаясь на пророчества незабвенного батюшки. Она нам говорила, что существует тетрадь, где преподобным самолично записаны многие предсказания. Мы уже понимали, что все пророчества прп.Серафима сбываются, но тогда еще как-то не верилось, например, что вновь откроются монастыри. Это казалось чересчур несбыточным. Про передел России тоже не верилось, наше сознание и это исключало полностью. Помните, песня была в те годы: «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз!» Казалось, кто мог разделить монолитную шестую часть света? Разве можно было себе представить столь горький час!

А м.Ефросинья, не смущаясь, продолжала: «Вот когда будут Россию-то делить, вот тогда прп.Серафим встанет и скажет, что Россия непобедима».

И сегодня это для нас великое упование. Невольно приходят на память слова Господа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». Вспомним наших святых, таких как свт.Стефан Великопермский, прп.Трифон Вятский и многих других. Какими трудами приобреталась, например, «славнейшая страна Сибирь», как поется в тропаре, да и прочие земли. Поймите, нет такого среднего состояния, когда человек живет себе, никого не обижая, ни тепел, ни хладен – хорош для всех. Не бывает так: ты либо собираешь, либо расточаешь. Это Сам Господь сказал. Наши славные предки объединили эту землю, стяжали для нас эту шестую часть света, а мы с вами расточаем. И все больше и больше скудеет наше Отечество.

Многому мы научились в тихой келье схимонахини Маргариты. И дай нам Бог до конца понять, что мы живем в стране преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, в стране Пушкина и Достоевского, и дай нам, Господи, ту высоту духа, которая всегда была свойственна русскому характеру.

Записала С.ВЯТКИНА
г.Пермь

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга