ПРАЗДНИК

«БАТЮШКА НА «МЕРСЕДЕСЕ»

Нынешнего Николу зимнего (19 декабря) в Беломорске встречают особенно торжественно. Последний раз здесь отмечается главный престольный праздник – день святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Так что Николу даже и не «встречают», а провожают. Дело в том, что маленький Никольский храм, оборудованный из магазинчика, по всей видимости, весной закроют, а вместо него начнет действовать новопостроенная церковь – во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

– А как же святитель Никола? – звоню я в Беломорск, чтобы узнать подробности. – Он же покровитель мореходов, как Беломорск без него обойдется?

На другом конце провода отец Сергий, настоятель пока еще действующего Никольского храма, отвечает:

– Да вы не беспокойтесь! Господь Своего угодника ни за что не оставит. Есть у нас в районе такое старинное поморское село, Нюхча называется. Там уже действует часовня, устроенная в бывшей колхозной сетевязке. А недавно местные мужики вдруг решили построить настоящую церковь. Братья Сероносовы уже поставили сруб на месте, где прежде стоял...

– Никольский храм?

– Угадали! Так что Никола останется с нами. Да и старую беломорскую церковь мы ведь не бросаем – откроем в ней воскресную школу и музей восстановления православия на Карельском Поморье. В нем будет отражено, как Никола Чудотворец помогал вернуть веру в эту духовную пустыню...

Сколь трудно налаживалась здесь, на севере Карелии, приходская жизнь, мы уже рассказывали в газете. Вот еще одна заметка – о летних впечатлениях.

* * *

В Беломорске я был в отпуске. Отдыхать здесь хорошо. А вот жить – не очень. По программе «Время» прошел сенсационный сюжет о том, как в городе закрыли последнюю общественную баню. Оказалась «нерентабельной». В городе все позакрывали, так что людям работать негде, а теперь еще в черном теле оставили. Летом на речку можно сходить, а зимой? В прорубь? Поморы, конечно, народ закаленный, но... Впрочем, программа «Время» сделала свое дело – баню снова открыли. Надолго ли? К тому времени, когда я приехал, вовсю обсуждался вопрос, что закроют и райбольницу (убыточна!), и жители Беломорского района будут ездить лечиться в соседний, Сегежский, район.

Вообще, если брать всю Россию, то Карелия – один из «лидеров» по безработице и нищете. Ну а в самой Карелии лидер из лидеров – Беломорск, порт на Белом море, куда редко-редко заходят корабли. Вот в таком особенном городе и довелось священнику Сергию Михайлову восстанавливать православие.

Приехав в Беломорск, пошел я к Банковскому мосту. Здесь, на скалистом берегу бурливого, порожистого Выга, в древности стояла одинокая часовня, потом перестроенная в церковь. Отсюда отправился преп.Герман на неведомые тогда Соловки, и здесь же спустя много лет упокоился вернувшийся с архипелага преп. Савватий Соловецкий. А нынче на этом месте вырос высокий храм. Откуда-то сверху доносятся удары киянки – шпаклюют сруб. Взбираюсь на верхотуру. Деревянными молотками орудуют двое мужиков, на груди у них ладанки. Самый интеллигентный из них (в очках), заметив мой взгляд, поясняет:

– Это ладанка. В ней иерусалимская земля, афонский ладан и лист из Гефсиманского сада.

– Вы сами-то беломорский? – спрашиваю его с сомнением.

– Родился здесь. А предки из Архангельской области, – отвечает Виктор Устинов. – Прадед был священником в селе Конево Каргопольского уезда.

Я почему спрашиваю. Встретить в Беломорске верующего мужика – событие!

– А я вот не местный, – встревает второй рабочий, Петр Новиков. – Приехал с юга, был матросом на судне, всякое видал. Но не скажу, что беломорские в Бога не верят. Раньше внутри себя носили, а теперь наружу выплескивается. У меня вот в этот храм выплеснулось.

По лесам к нам вскарабкивается бригадир, Игорь Стройкин. Спрашиваю его, много ли батюшка платит.

– Да мы даже между собой об этом не говорим! – возмутился парень. – Строили бы казино, другое дело. А тут храм Божий.

Слово за слово, оказалось, что мужики не профессиональные строители. Виктор – учитель русского языка и литературы, Петр – матрос 1-го класса, Игорь – бульдозерист. На стройку пришли по велению сердца.

– А вон и батюшка приехал, – сообщает Игорь. Звука подъехавшей машины я не слышал, но все равно глянул вниз. Действительно! Огромного роста священник подкатывает к храму... верхом на красном подростковом велосипеде.

– Он всюду по городу так разъезжает! – смеется Игорь. – Сам большой, а велосипед маленький.

Пыхтя, батюшка взбирается к нам. Благословляет. Спрашиваю его, кто финансирует стройку, сколько спонсоров.

– Спонсоры? – иронически переспрашивает отец Сергий. – Да какие спонсоры в Беломорске, у нас же евангельская нищета.

Иногда прихожане мне пеняют: батюшка, почему вы у властей деньги не просите? Но почему же не прошу? Нет, я хожу, кланяюсь, прошу: сделайте, наконец, канализацию в школе № 3! Она недалеко от нашего храма, и все ведь на наших глазах происходит. Там, в подвале, вода стоит, дети гепатитом и туберкулезом болеют. Или вот садик с дырявой крышей... Как же я буду просить на храм, когда рядом детей надо спасать!

А люди у нас хорошие. Денег у предприятий нет, но все равно храму подсобляют – техникой, материалами. Ну и простые люди, конечно, жертвуют. Вот собирал по червонцу на железо для крыши, и сам удивился – 32 тысячи набралось.

Мал золотник да дорог. Есть у меня подопечные в Беломорском СИЗО. Ношу бедным арестантам пайку: каждому по пачке сигарет, яблочку, конфетке. И так они этому радуются! Особенно сигаретам. Иногда немногое нужно, чтобы человека поддержать. Люди-то мрут от безысходности, многие топятся, вешаются или просто бегут из района. Сюда я приехал в 93-м году, в Беломорске было 16 тысяч человек. А сейчас и 14 не наберется.

– Сюда бы журналистов, которые про «новых русских священников» пишут! – не выдержал я, перебил священника. – Помните, статья в центральной прессе была – «Батюшка на «Мерседесе»... А вы, как я знаю, тут не то что машину, даже квартиру не заработали. Все на храм.

– Это точно. Тут не Москва, не пожируешь. И слава Богу!

Спустились мы вниз. Отец Сергий оказался интересным собеседником и весьма образованным человеком. До армии учился в Ленинграде в престижном ЛЭТИ, на шести потоках которого был единственным не комсомольцем. Потом поступил на филологический факультет, занимался фольклористикой, был учеником Льва Гумилева. А теперь его учитель – профессор МДА Осипов. Собрал все его богословские труды.

– Но в столицах я теперь редко бываю, – сетует батюшка. – Отстал от жизни. Вот сейчас шумиха вокруг имени отца Андрея Кураева, который тоже ученик Осипова. Одни его ругают на чем свет стоит, другие – превозносят. Тут недавно мне историю рассказали. Кураев то ли сказал на лекции, то ли где-то написал такую фразу: «Стяжание Святого Духа подобно Кубку УЕФА». То есть сравнил с футбольным чемпионатом. «Благожелатели» тут же, конечно, «настучали» правящему архиерею: «А Кураев-то кощунствует!» Вызвали диакона пред грозные очи ответ держать. А он невинно в глаза смотрит: «Владыка, я всего лишь цитировал святых отцов. А эти невежи святоотеческие слова кощунством назвали!» И показывает книгу, где, действительно, есть такая фраза.

Я потом не поленился, нашел эту цитату: «Стяжание Святого Духа подобно ристалищу». Она перефразирует слова апостола: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9, 24). Что такое ристалище? Это спортивное состязание, в древности так называли даже гладиаторские бои. Чем это лучше Кубка УЕФА? В общем, выставил Кураев своих недоброжелателей полными дураками. Но вот вопрос – какое отношение это имеет к богословию?

Весь этот столичный шум, скандалы построены на тщеславии. Одни важничают своим благочестием, другие же, «умники», их задирают: вот вам, полопайтесь от злости. Как далека эта московская сытная жизнь от наших реалий! Здесь, в Беломорске, если будешь надуваться благочестием – тебя примут за дурачка. А станешь умничать – просто пройдут мимо.

Наш разговор прервали двое мальчишек, прибежавших с делом к батюшке. Тот отошел с ними в сторону, о чем-то серьезно поговорил, потом, порывшись в карманах безразмерной рясы, одарил их двумя пряниками. Благословил и меня на прощание.

После беседы с детьми священник куда-то заспешил. Взгромоздился на хрупкий велик и, выруливая на дорогу, махнул мне рукой:

– Вот батюшка на «Мерседесе»!

* * *

Вернувшись домой (а живем мы в поселке под Беломорском), рассказал я матери о встрече со священником.

– Хороший батюшка, – согласилась она. – Вот я нынче у него икону Николы Чудотворца покупала. Она стоит 80 рублей, а у меня было только 50. Хотела уж уйти, но женщина в киоске говорит: «Вы у батюшки благословение возьмите, он за 50 отдаст». Я: «Нет, что вы!» Застеснялась. Она строго так: «Стойте, не уходите». И слышу, они говорят, священник отвечает: «Отдайте за столько, сколько у нее есть». Через неделю с пенсии привезла я в храм недостающие рубли. А та женщина: «Да что вы, батюшка же разрешил!» Кое-как отдала ей, пусть будет жертва...

В общем, целая история про 80 рублей. По нынешним времена это разве деньги? Но в Беломорске... Одно слово, евангельская нищета. Из таких «жертв» с миру по нитке и собрали деньги на Зосимо-Савватиевский храм. Как сообщает отец Сергий, над храмом уже выросли маковки, на трех куполах установлены кресты. Алтарь и два придела покрыты железом. Из-за наступления зимы работы заморожены. Но все уже закуплено, приготовлено – как только растеплеет, сборку закончат и приход переедет туда.

Придет весна, и не станет Никольского храма в Беломорске. Но в моем родительском доме, куда я приезжаю каждое лето, смотрит теперь из красного угла сам Никола Чудотворец. Тот самый образ, купленный у о.Сергия за «столько, сколько есть». Образ евангельской святой нищеты.

М.Выгин
Фото автора.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга