ВЕРТОГРАД

ССЫЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ В КОМИ
автономной области

В многовековой истории православия в Коми крае есть трагическая страница – гонения на Церковь в 20-30-е гг. XX в. В 1922 г. ВЦИК издает декрет «Об административной высылке», согласно которому «лиц, причастных к контрреволюционным преступлениям», разрешалось высылать в административном порядке в отдаленные районы страны на срок до 3 лет. С 1923 г. ссылка и высылка осуществлялись по постановлению органов ОГПУ. В 1923 г. административной комиссией НКВД был утвержден перечень районов административной высылки. В него была включена и Коми АО.

Весной-летом того же года в область стали прибывать первые партии ссыльных. Изначально среди высланных под надзор ОГПУ значительную часть составляли православные священники. В основном их отправляли в Усть-Сысольск и отдаленные села Усть-Цилемского, Ижемского, Усть-Вымского, Усть-Куломского и Сысольского районов.

«Пик» ссылки приходится на вторую половину 20-х гг., но многие ссыльные оставались жить на территории Коми АО и после окончания ее срока, поскольку им запрещалось выезжать за пределы области (в 30-е гг. большинство из них были арестованы и приговорены к расстрелу или длительным срокам лишения свободы).

По неполным данным, 24 архиерея в разные годы отбывали ссылку в Коми крае. Помянем их, с указанием годов и мест (если они известны) нахождения в ссылке:

Аввакум (Боровков), епископ Староуфимский (1923-1926).

Авраамий (Дернов), епископ Уржумский (1925-1928).

Амвросий (Смирнов), епископ Брянский (1926-1928).

Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (май 1923 – январь1925, г.Усть-Сысольск, с.Усть-Вымь, с.Керчемья).

Василий (Преображенский), епископ Кинешемский (1923 – май 1925, с.Усть-Кулом).

Василий (Богдашевский), епископ Каневский (май 1923 – август 1924, с.Ижма).

Виктор (Островидов), епископ Глазовский (1931-1934, с.Усть-Цильма, с.Нерица. Направлен в ссылку после освобождения из Соловецкого ЛОН, в 1932 г. арестован в Усть-Цильме, 10.05.1932 осужден ОСО при Коллегии ОГПУ по ст.58-10,11 УК РСФСР на 3 года ссылки, скончался в с.Нерица 2.05.1934).

Владимир (Юденич), епископ Барнаульский (1923-1927 (?), с.Ижма).

Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский (1934-1937, Усть-Куломский р-н, д.Кочпон, Сыктывкар. 24.02.1937 арестован, 13.09.1937 приговорен тройкой при УНКВД Коми АССР по ст.58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15.09.1937 в Сыктывкаре).

Димитрий (Вербицкий), архиепископ Белоцерковский (июнь 1923 – 1925, с.Ижма).

Евгений (Зернов), архиепископ Приамурский и Благовещенский (1926-1929, Усть-Куломский р-н. Направлен в ссылку на 3 года после освобождения из Соловецкого ЛОН).

Иоанн (Пашин), епископ Мозырский (1926-1928 (?), Усть-Куломский р-н).

Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский (1922-1925 (?), г.Усть-Сысольск, с.Усть-Кулом, с.Керчомья).

Николай (Ярушевич), епископ Петергофский (1923-1926, с.Усть-Кулом).

Парфений (Брянских), епископ Ананьевский (июнь 1926 – апрель1928).

Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский (июнь 1926 – 1928).

Платон (Руднев), епископ Богородский (июнь 1926 – после июня 1928, Сысольский р-н. Направлен в ссылку на 3 года после освобождения из Соловецкого ЛОН).

Серапион (Шевалеевский), епископ Арзамасский (1934-1937, д.Кочпон, Сыктывкар. 24.02.1937 арестован, 13.09.1937 приговорен тройкой при УНКВД Коми АССР по ст.58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15.09.1937 в Сыктывкаре).

Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский (1923-1925, Усть-Сысольск, с.Визинга).

Стефан (Бех), епископ Ижевский (1929-1932, пос.Бадьель. 7.09.1932 арестован, 21.04.1933 приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 58-2, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания, замененной на 10 лет лишения свободы).

Стефан (Знамировский), архиепископ Вологодский (1935-1938, г.Сыктывкар.14.06.1938 арестован, 24.03.1939 осужден Верховным судом Коми АССР по ст.58-10,11 УК РСФСР на 3 года лишения свободы. 14.06.1941 освобожден из Верхнечовского ИТЛ. 15.08.1941 вновь арестован, 17.11.1941 Верховным судом Коми АССР приговорен по ст.58-10,11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 18.03.1942).

Феофил (Богоявленский), епископ Новоторжский (1923-1925, с.Усть-Кулом или с.Визинга).

Феодосий (Ганецкий), епископ Коломенский (1923-1926).

Филипп (Ставицкий), архиепископ Астраханский (1930-1931, д.Чукчино Короворучейского сельсовета Усть-Цилемского р-на. 12.07.1931 арестован, 6.10.1931 тройкой при ПП ОГПУ Северного края приговорен по ст.58-10,11 УК РСФСР к высылке в Северный край на 5 лет).

Для большинства из архиереев ссылка в Коми край стала одним из этапов их мученического пути, и лишь немногим довелось выжить. Все ссыльные, в том числе и духовенство, находились под постоянным контролем ОГПУ-НКВД. Последние опасались «разлагающего» влияния ссыльного православного духовенства на жителей Коми АО. К тому были серьезные основания. Ссыльные, в отличие от заключенных, не были изолированы от местного населения и могли свободно передвигаться в пределах сельсовета, в который они были определены на жительство.

Крестьяне с уважением относились к православным пастырям (а к архиереям особенно), для них они были понятны, к ним относились как к страдающим за веру. К тому же ссыльному духовенству было легче устанавливать контакты с коми, поскольку они имели помощников в лице местных священников, как правило, хорошо знавших коми язык.

КОО ГПУ отмечало (1927 г.): «Тогда как ссыльные – представители антисоветских политических партий не пользуются доверием и уважением со стороны населения Коми, реакционное духовенство в глазах религиозно настроенных элементов Области окружено ореолом страдальцев за веру и правду». В связи с этим еще в июле 1923 г., когда решался вопрос о размещении первых партий ссыльных, оргбюро Коми ОК РКП(б) приняло решение: «Духовенство по возможности разослать в провинцию в наиболее глухие места, где они окажутся совершенно изолированными в силу незнания языка. Наиболее подходящими считать районы со старообрядческим населением». И, в отличие от «политических» ссыльных, в основном живших в Усть-Сысольске, духовенство действительно отправляли в отдаленные сельские районы.

Ссыльных архиереев направляли в большие села (уездные или волостные центры). Там же, а также в окрестных деревнях, помещали и других ссыльных священников. Для властей так было удобнее – облегчался контроль. Но тем самым они, сами того не желая, способствовали консолидации ссыльных.

Примером такой общины, включающей как ссыльное духовенство, так и ссыльных-мирян, а также местных жителей (в том числе и приходских священников), было сообщество, сложившееся в первой половине 30-х гг. в деревне Кочпон под Сыктывкаром. Духовным лидером этой общины был епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев). По воскресным дням в доме владыки собирались ссыльные архиереи (епископ Арзамасский Серапион, архиепископ Вологодский Стефан), священники и миряне для молитвенного общения и беседы, при местном храме под руководством владыки Германа был организован кружок любителей церковного пения. Члены сообщества по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь священникам, находившимся в лагерях.

Ссыльным архиереям было запрещено служение в храме, но ни один из них не прекратил пастырскую деятельность. Если посещение храма по каким-либо причинам было невозможным, создавались домашние церкви. Такой храм был в Визинге, в доме, где жил епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Владыка совершал праздничные соборные богослужения в сослужении ссыльных иереев. На дому служил литургию и митрополит Кирилл (Смирнов). По данным ОГПУ, епископ Аввакум (Боровков) «устраивал на квартире разные церковные церемонии». Архиерейские службы проводились и в домах священников (на них присутствовали и местные жители). Архиереи по просьбам коми крестьян совершали требы.

Благодаря влиянию ссыльных архипастырей, многие общины и приходские священники отказались поддержать «обновленцев». Партийные органы с сожалением отмечали, что «устойчивое положение «тихоновцев» (сторонников Патриарха Тихона – М.Р.) объясняется наличием большого числа ссыльных духовников – попов и архиереев... Ссыльные более образованы и легко побеждают местных малообразованных обновленцев».

Большинство архиереев, отбывавших кратковременную ссылку (два-три года) в 20-е годы, после ее окончания сумели выехать из Коми АО. Но с конца 20-х гг. начинается новый этап репрессий против Церкви – она официально была объявлена единственной легальной контрреволюционной силой, пользующейся влиянием в массах.

Первым был арестован владыка Филипп (Ставицкий). В 1929 г. он был арестован в Астрахани (это был уже третий арест владыки) и в начале 1930 г. по постановлению ОГПУ выслан в Северный край на три года. В ссылке жил в Усть-Цилемском р-не. Его арестовали 12 июля 1931 г. вместе с местным иереем Иоанном Серебренниковым якобы за противодействие лесозаготовкам (владыка просил не посылать в лес пожилых ссыльных священников), что было расценено как антисоветская агитация. 6 октября 1931 г. тройкой при ПП ОГПУ Северного края владыка Филипп был приговоре к ссылке в Северный край на 5 лет. Ему единственному из арестованных в Коми крае архиереев довелось пережить ссылку – в 1943 г. владыка Филипп был освобожден и вернулся в Астрахань.

В 1932 г. заканчивался трехлетний срок ссылки владыки Стефана (Беха) (для него она была второй – в 1922-1926 гг. владыка отбывал ссылку в Нарымском крае). Однако 7 сентября 1932 г. владыка Стефан был арестован в д.Бадьель Усть-Куломского р-на. Он обвинялся в активном участии в организации «Союза крестьян», в основном состоявшего из ссыльных и пытавшегося противостоять советской власти (есть основания предполагать, что эта организация не была выдумана чекистами, а реально существовала). 21 апреля 1933 г. владыка Стефан ОСО при Коллегии ОГПУ был приговорен к высшей мере наказания, замененной на 10 лет лишения свободы. Из лагеря он не вернулся, но где и когда скончался, так и осталось неизвестным.

В декабре 1932 г. в с.Усть-Цильма был арестован владыка Виктор (Островидов). В трехлетнюю ссылку в Северный край он был направлен в 1931 г. после двухлетнего заключения в Соловецком ЛОН, а до этого он неоднократно арестовывался, отбыл ссылку в Нарымском крае. 10 мая 1933 г. ОСО при Коллегии ОГПУ по стандартному обвинению в антисоветской агитации добавило владыке Виктору три года ссылки, которую он отбывал там же, в Усть-Цилемском р-не. Владыка Виктор скончался от воспаления легких 2 мая 1934 г. в с.Нерица и был погребен на сельском кладбище. Ныне его честные останки покоятся в Александро-Невской церкви Вятского Свято-Троицкого монастыря.

Для многих священников роковым стал 1937 год. В их числе – владыки Герман (Ряшенцев) и Серапион (Шевалеевский). Для владыки Германа ссылка в Коми край была уже третьей, кроме того, он 3 года провел в Соловецком ЛОН. В 1937 г. истек срок его последней трехлетней ссылки, которую он отбывал в Усть-Куломском районе, и в Кочпоне он жил уже как «вольный». Владыка Серапион тоже неоднократно арестовывался, отбыл трехлетнюю ссылку, жил в Сыктывкаре (до истечения срока ссылки оставался месяц). Владык и еще 11 человек арестовали в феврале 1937 г. Их обвиняли в создании контрреволюционной организации «Священная дружина» (такое название чекисты придумали для вышеупомянутой общины ссыльного духовенства и мирян). 13 сентября 1937 г. владыка Герман и владыка Серапион были приговорены к высшей мере наказания и через два дня расстреляны в Сыктывкаре.

Последним в этом скорбном списке стоит владыка Стефан (Знамировский). Для него ссылка в Коми край тоже была далеко не первой. Первый раз владыку Стефана арестовали и сослали на 3 года еще в 1926 г. В 1930 г. его вновь арестовали и дали 3 года лишения свободы (в заключении находился в Красновишерском ИТЛ). В 1935 г. новая ссылка, теперь на 5 лет в Северный край. 14 июня 1938 г. ссыльного архиерея и еще нескольких священников арестовали в Сыктывкаре. Им было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной организации (владыке Стефану припомнили и «связи с участниками контрреволюционной группы фашистского толка, именуемой «Священной дружиной»). 24 марта 1939 г. Верховный суд Коми АССР приговорил владыку Стефана к 3 годам лишения свободы. В заключении он находился в Верхнечовском ИТЛ. Освободился 14 июня 1941 г., но уже 15 августа 1941 г. был вновь арестован. Одним из обвинений стало то, что и в колонии владыка Стефан исполнял свой пастырский долг – по просьбам заключенных совершал службы и отправлял требы. Владыка Стефан был расстрелян 18 марта 1942 г. в Сыктывкаре. К сожалению, в настоящее время трудно восстановить во всем объеме многообразие подвижнической деятельности архипастырей-мучеников. Но деяния их не забыты. Владыка Виктор (Островидов) и владыка Герман (Ряшенцев) причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.

М.Рогачев

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга