ХРОНОГРАФ 

ЗОВЕТ ЛИ НАС БОГ К УРНАМ?

Этот выпуск газеты готовится в свет накануне выборов Президента, а к тому времени, когда вы получите газету, результаты будут уже известны. Я говорю не о кандидатуре победителя, которая известна в общем-то уже давно, а о том, сколько россиян все-таки решило принять участие в голосовании. Это, как в один голос утверждают эксперты, и является на выборах основной интригой.

Видимо, именно поэтому в последнюю неделю перед выборами собственно агитацию претендентов заслонили многочисленные призывы явиться к избирательным урнам. Не затерялись тут и голоса руководителей основных конфессий. Так, главный раввин России Берл Лазар, обращаясь к российскому еврейству с призывом прийти на избирательные участки, заявил: «Участие в демократических выборах – не просто «право человека», но в первую очередь выполнение заповеди Божией». Далее последовала достаточно туманная ссылка на обязанность реализовать богоданную свободу, объяснения в том смысле, что «человек не должен сидеть сложа руки, ожидая, что Господь сделает что-то за него». Но все-таки какая именно заповедь предписывает идти на выборы, он не сказал.

Казалось бы, чего-то подобного, со ссылкой на Священное Писание, можно было ожидать от Русской Православной Церкви. Но, к счастью, этого не было. Отдел внешних церковных сношений устами протоиерея Всеволода Чаплина лишь призвал «исполнить свой гражданский долг», «вспомнить об ответственности за судьбу страны, за выбор ею правильного исторического пути».

Это характерно: для православных ссылки на Священное Писание в тех случаях, когда дело касается судеб Отечества, совсем не обязательно. Потому что сама Россия для них – священная книга. Для православного долг перед Россией, землей Матери Божией – долг перед Самим Господом; тогда как для иных верующих нелишне подчеркнуть, что из долга перед Всевышним проистекают обязанности перед страной, в которой они живут.

Обязанностью церковного человека выборы можно было считать, если бы тот же новоизбранный Президент принимал присягу на Библии. Как это происходит во многих странах, и буквально в эти дни – в Греции, где не парламенту и народу, а Богу и Церкви присягнут члены нового правительства. Но у нас этого нет.

Каковы же обязанности нашей веры по отношению к выборам? Молиться о тех людях, которые идут во власть. И именно так поняли эту свою обязанность некоторые православные Санкт-Петербурга, распространившие привезенную ими из Оптиной пустыни молитву о Президенте (см. ниже).

...Тем временем как раз на Крестопоклонной неделе 14 марта минует середина Великого поста. Служба РОМИР опубликовала результаты опроса, проведенного накануне. Выяснилось, что собирались поститься нынче 22 процента россиян. Много это или мало? Осмелюсь утверждать, что много. По сравнению с реальными 3-7 процентами активно практикующих православных в нашей стране (т.е. регулярно прибегающих к таинствам Церкви и регулярно посещающих богослужения), почти четверть населения России, готовая принять на себя подвиг говения, – это очень серьезно. Скорее всего, это те, кто не воспитан в обычаях православия, но готов поподвизаться и ущемить свое «хочу» в ситуации, так сказать, экстремальной, когда «трубят сбор». Это, можно сказать, второй эшелон русского православного воинства. Причем важно, что на вопрос социологов, «в чем основной смысл поста», почти половина опрашиваемых выбрала ответ: «в духовном и физическом очищении», в то время как смысл поста лишь в воздержании от пищи видит всего 21 %.

...И как первая ласточка приближающегося Светлого Христова Воскресения на информационных лентах мелькнуло сообщение: на Пасху в Москве закроют рынки, расположенные вблизи кладбищ, а мэрия требует привести в порядок после зимы братские могилы и воинские захоронения... Весна идет...

Молитва за Президента

       Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему (имя) изъяти его от врагов видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всем врагом его, борющимся с ним, сотвори враги яко овцы, сокруши их яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле, шестокрылатый, первый Княже и Воеводо Небесных Сил Херувимов и Серафимов. О, Чудный Архангеле Михаиле, хранителю неизреченных тайн, буди ему Великий помощник, во всех обидах, в скорбях, печалях, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище. Избави его, Великий Архангеле Михаиле, от всякия прелести дьявольския и услыши нас, грешных рабов твоих, молящихся Тебе и призывающих имя Твое святое, ускори на помощь нам и услыши молитву нашу. О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся нам силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и Святых Ангел, и Святых Апостол, и святого Николая Чудотворца, Пророка Божия Илии, четыредесят Севастийских мучеников и святых великомучеников Пантелеимона, Никиты и Евстафия и преподобных Отец, новомучеников и исповедников Российских, Страстотерпца Царя Николая и всех святых. О, Великий Архангеле Михаиле, помози нам, грешным, избави нас от труса, потопа, огня, меча, от напрасной смерти и от всякого зла, и от всякого врага льстивого, и от бури наносимой, и от лукавого избави нас, Великий Михаиле Архангеле Господень, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Прославление Ярослава Мудрого

Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании, проходившем 9 марта в Киево-Печерской лавре, в ответ на запросы духовенства и верующих мирян и в связи с 950-й годовщиной блаженной кончины великого князя Ярослава благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля ст.ст./ 4 марта нов.ст. При этом было подтверждено, что в соответствии со сложившейся традицией, святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.

На том же заседании Синода принято решение придать Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии УПЦ (город Святогорск Донецкой области) статус Лавры.

«Православных заговоров» в Белоруссии не будет

Белорусская Православная Церковь получила патент на использование в названиях слова «православный» и зарегистрировала как знак коллективной собственности Крест Евфросиньи Полоцкой. В епархиальном управлении пояснили, что предприняли это для прекращения недобросовестного их использования проходимцами, а также для того, чтобы это название не могли использовать раскольники.

В качестве самого распространенного примера недобросовестного использования церковных понятий в епархии привели факт продажи повсюду книг типа «Православные заговоры и молитвы», «а это противоречит самой идее христианства».

Каратели достойны забвения

История железной дороги на Урале насчитывает более 125 лет: еще в 1834 году тагильскими умельцами Ефимом и Михаилом Черепановыми был изобретен «пароходный делижанец», а также построена чугунная дорога для него. С 1888 года дорога стала называться Уральской. В 1943 году ее переименовали в Свердловскую.

3 марта в Москве на совещании у президента «Российских железных дорог» Г.Фадеева была достигнута договоренность, что в ближайшее время Свердловской железной дороге будет возвращено ее историческое название. Епархия одобрила это решение – убрать из названия крупнейшей российской магистрали имя палача русского народа и одного из главных организаторов убийства Царственных страстотерпцев. На повестке дня стоит вопрос переименования Свердловской области, за что выступает большинство участников социологических опросов.

Материалы «Хронографа» подготовил Игорь ИВАНОВ 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга