ГЛУБИНКА

«МИР К ВАМ ВОЗВРАТИТСЯ»

Как встречают Пасху в историческом центре архангельского пустынножительства

Стихира над мощами

Заснеженное село Ошевенск, что в полусотне километров от Каргополя. Тихо и безлюдно здесь в утренние часы. Но не сегодня... С высокой шатровой колокольни Иоанно-Богословского храма плывет над селом благовест. Небольшой колонной люди выстраиваются за хоругвью, регент Мариам взмахивает рукой – и с пением пасхальной стихиры народ православный трогается в путь.

Играет солнце, искрится на снегу, лучится в оконных стеклах, словно бы шествует по левую руку от крестного хода, перепрыгивая из окошка в окошко. Многие из этих домов пустуют, хозяева, купившие их, приезжают только летом. Но вот встречается какая-то женщина. «Христос воскресе!» – возглашают православные. «Воистину воскресе!» Забыв, зачем из дома вышла, женщина присоединяется к поющим людям. Скоро дома деревни Погост кончаются, крестный ход по мостику минует замерзшую речку Чурьегу и ступает на заранее протоптанную в снегу дорожку. Вот уже видны башни Свято-Успенского монастыря. Издалека он кажется мощной, нерушимой крепостью, но при приближении заметно, что это руины. «Христос воскресе из смертных, смертию смерть поправ...» – вступает крестный ход в стены разрушенной обители. Священник Виктор служит молебен. И здесь рядом с преподобным Александром, основателем монастыря, над его мощами, укрепляется в душе уверенность: монастырь возродится.

Решение о начале восстановления монашеской общины Александро-Ошевенской обители было принято еще в 2001 году. В Ошевенск приехал иеромонах, сразу взялись за дело – на народном энтузиазме провели несколько рейдов по вывозу мусорных завалов с монастырской территории. Но потом дело застопорилось. Послужив полтора года, священник покинул Ошевенск.

Непростое это дело – поднимать дом Божий из руин. Может быть, даже посложнее, чем заново строить. В Житии преп.Александра Ошевенского есть такой эпизод. Когда он пришел подвизаться сюда, на Чурьегу, с ним был весьма опытный монах из Кириллова монастыря. «Видя великие труды и страдания, великое воздержание, суровую жизнь и не имея отдыха в работе, не мог он перенести такого труда», – говорится об этом монахе-аскете. Простившись с преподобным Александром, ушел он назад. Так что преподобный в одиночку корчевал лес и разрабатывал землю под огороды, в одиночку терпел голод и холод. В наше время подчас приходится делать то же самое, только в духовном смысле: корчевать суеверия, терпеть холод отчуждения и... так же быть одиноким.

Впрочем, Ошевенск в этом смысле – исключение. Есть здесь помощницы. Да еще какие!

– У нас община образовалась в начале 90-х, задолго до приезда священника. В основном в ней были преподаватели нашей Ошевенской общеобразовательной школы, – рассказывает учительница русского языка и литературы Елена Владимировна Пухова. – Потом, когда батюшка уехал, мы снова полтора года были одни. Но воскресная школа продолжала действовать. Не бросать же детей!

– А детей в Ошевенске довольно много. Школа в селе 11-классная, и в каждом классе не менее 20 учеников, – поясняет Тамара Григорьевна Рубцова, бывшая учительница начальных классов (ныне она на пенсии, выполняет обязанности церковного старосты). – Не скажу, что сейчас в Ошевенске большая рождаемость. Но по сравнению с другими селами... Все молитвами преподобного.

Прародитель

Интересно, что чадолюбивый Ошевенск был основан родителем преподобного Александра – Никифором Ошевиным. Был он зажиточным вологодским крестьянином, жил в 80 верстах от Белозерска. Несмотря на то, что у него уже было четыре сына, хотелось ему иметь еще одного. Он даже укорял жену Фотинию, которая никак не могла подарить желанного сыночка: «Есть в тебе, женщина, какой-то порок или грех!» Бедной женщине оставалось только просить Божью Матерь о чуде. Как-то раз Фотиния, после слезной молитвы к Царице Небесной, задремала. В тонком сне видит Богородицу, а также некоего благообразного седовласого старца. Божья Матерь сказала ей: «Исполнится прошение твое, и ради этого старца подаст вам Господь дитя именитое, которое прославит Бога и прославит его Бог». Через год, 17 марта 1427 года, у Ошевиных родился долгожданный сын, которого они назвали Алексием (что переводится как человек Божий). В тот же год в Белозерске почил преподобный Кирилл – он и был тем старцем, ради которого Божья Матерь явила милость.

Никифор Ошевин хотел вырастить сына справным крестьянином. Но замечал за Алешей, что больно уж он кроток, шумных игр избегает, молится по ночам. Да и ест чего-то мало – только раз в день возьмет хлеба, а сладостей вообще не признает. Удивлялся и местный дьячок, у которого учился Алексей. Чуть что непонятно, мальчик закрывает книгу и молится: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя, во всем, ибо Ты благословен во веки. Аминь». Однажды Фотиния рассказала Алексию о своем видении перед его рождением, а также поведала о том, кто был тот старец, по молитвам которого он родился. И спустя время, войдя в 18-летний возраст, пошел Алексий в Кириллов монастырь. Будто бы помолиться. От отца, у которого был горячий нрав, он скрыл истинное намерение. Простился с отцом и матерью и отправился в путь. Перед этим он обратился к Богу с такой молитвой: «Боже, Ты повелел Аврааму, рабу своему: «Изыди от земли твоея и от рода твоего», научи ныне и меня страху твоему. Вот я оставил дом свой имени Твоего ради. Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» Когда отчий дом скрылся вдали, Алексий не смог сдержать слез... Всегда тяжело покидать родительское гнездо.

Узнав о том, что их сын стал послушником в монастыре, Никифор и Фотиния не потребовали его возвращения домой. Через год Никифор посетил Кириллову обитель. Благолепие монастыря и строгая жизнь иноков, где было «много и бояр, и вельмож, и простых людей», произвели на него хорошее впечатление. Вскоре он сам покинул Белозерье и поселился на реке Чурьеге, или Чуръяге, как писали раньше, основал там слободу Ошевневу. Когда прошло много лет и иеромонах Александр (с этим именем был пострижен Алексей) искал место для молитвенного подвижничества, отец посоветовал ему поселиться близ его слободы. Сын с благословения белозерского игумена последовал слову родителя. Так и возникла Ошевенская Успенская обитель, прославившаяся чудотворениями, которые преп. Александр являл еще при своей жизни, и знаменитыми учениками. Из этой ветви Кирилло-Белозерского Ошевенского иночества в пределах Архангельского края вышло несколько святых мужей: преподобные Кирилл Сырьинский, Серапион и Авраамий Кожеозерский со учениками, преподобные Никодим, пустынножитель Хозьюгский и Антоний Сийский. Последний был учеником преп.Пахомия, который являлся учеником преп. Александра и основал знаменитую Сийскую обитель. Так что для Архангельского края Ошевенская обитель – праматерь многих монастырей.

Путь в Ошевенск

Но вернемся в современность... В начале нынешнего года на осиротевший приход прибыл новый священник – о.Виктор Пантин. Приехал издалека, аж из Петербурга. Путь его в здешние края был непростой.

Ученик известного академика Панченко, он долгое время работал в Петербургском отделении Академии наук, защитил диссертацию по Н.С.Лескову.

– Этот русский писатель меня давно привлекал. Особенно его замечательный русский язык, – вспоминает о.Виктор. – Но, углубившись в историю его творчества, многое потом переосмыслил. Лесков первый из русских писателей литературную художественность поставил выше жизненной правды. Он брал исторические хроники, предания и без зазрения совести переиначивал на свой лад, так сказать, художественно переписывал. Когда читаешь его, то не знаешь, где тут правда, а где фантазия. Свою диссертацию о Лескове я так и назвал – «Легенды и апокрифы».

– Поэтому вы и ушли из науки? Разочаровались в предмете исследований? – спрашиваю батюшку.

– Нет, почему же. Работать было интересно. Лесков ведь писал, как Ленин, – смеется о.Виктор, – ни дня без строчки. До сих пор находят его неопубликованные рукописи. Вот сейчас должно выйти собрание сочинений – более 30 томов. И это еще не все! Нет, тут другое. Лесков с его «Архиерейскими мелочами» и «церковной» публицистикой был большим критиканом. А неуемная критика, по слову митрополита Филарета (Дроздова), заражает хулителя теми же пороками, какие он критикует. В чем-то его путь схож с эволюцией Льва Толстого, ведь в конце жизни он тоже отошел от Церкви, даже завещал себя не отпевать. Хотя его все равно отпели. Очень поразила меня лесковская судьба...

Работая в академии, одновременно поступил я учиться в семинарию. А потом, в 96-м году, мой духовник протоиерей Василий Ермаков сказал: «Увольняйся из академии». В том же году он рукоположил меня в диаконы, а через три года и во священники. После этого я еще три года служил в его храме на Серафимовском кладбище, пока случай не привел в Каргополь, в Ошевенск. Тишина такая около преподобного... Попросил я благословения перейти сюда служить. Дали мне восстанавливать храм, что в центре города. Но жилья не было, три месяца просидел в Каргополе на чемоданах, пока не предложили устроиться здесь, в Ошевенске. Так что все равно судьба определила меня к преподобному.

– Вы верите, что Ошевенский монастырь можно поднять из руин?

– На Бога полагаюсь. Разрушения, конечно, впечатляют. Что там сохранилось? Часть стены с тремя угловыми башнями, надвратная Никольская церковь, обезглавленная колокольня, трехпридельный храм Успения Божией Матери с обрушившимся сводом, два братских корпуса с укрепленной крышей, но без окон и дверей. Есть еще три часовни и глубочайший колодец, который чистить нужно. Но община у нас крепкая, местные учительницы очень активные – будем вместе спонсоров искать.

Пока что, впрочем, сами больше благотворительностью занимаемся: требы у нас бесплатные, но пожертвований хватает, чтобы помогать неимущим, покупать детям из неблагополучных семей учебники, школьные принадлежности. Сейчас вот на Пасху из Петербурга много подарков привезли. То-то детвора будет рада!

* * *

В первый же день Пасхальной седмицы прихожане крестным ходом направились в Ошевенский монастырь, к преподобному Александру. Оттуда – тем же ходом по сельским домам с пасхальными поздравлениями. Событие для маленького Ошевенска невиданное.

– А ну, как дверь нам не откроют? – усомнились учительницы-прихожанки.

– Что ж, поклонимся и дальше пойдем, – успокоил их батюшка. – По слову Господнему, «мир ваш к вам возвратится». Да вы не бойтесь, с нами же преподобный Александр пойдет!

Действительно, напрасны были опасения. Сельчане выходили из домов христосоваться, некоторые даже с иконами, звали чай пить с куличом. Как тут откажешься? От дома к дому – деревни Погост, Большой и Малый Халуй, Ширяиха, Низ, Гарь... И везде звучало: «Христос воскресе!»

 

М.СИЗОВ

       3 мая нынешнего года исполняется 525 лет со дня прославления преп. Александра Ошевенского. Планируется широкое трехдневное празднование (24 мая) с совершением Божественной литургии, крестным ходом в монастырь, молебном, культурной программой. Приглашаются гости. Поездом до ст.Няндома. Далее автобусом или на частнике до Каргополя (80 км). Затем автобусом Каргополь – Ошевенск (45 км), который ходит 4 раза в неделю: вторник, пятницу, субботу, воскресенье – в 17.40.

      Реквизиты для пожертвований на возрождение Александро-Ошевенского монастыря:
Р. сч. 40703810804100100150
Получатель: МПРО Приход Иоанно-Богословского храма с.Ошевенское
ИНН 2911003218
КПП 291101001
Банк получателя: Архангельское ОСБ № 8637, г.Архангельск
БИК 041117601
К. сч. 30101810100000000601



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга