РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

КРЕЩЕНИЕ СЛЕЗАМИ

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

Как станет понятно из дальнейшего, фарисея этого звали Симон. Он не питал к Спасителю особого уважения, приняв его по самому низшему разряду, т.е. не омыв ног и не оказав иных знаков почтения. Вместе с тем хозяин дома именовал Христа учителем. Чем это объяснить? Разумеется, Симон был наслышан о Мессии. И, возможно, мечтал сделать то, чего другим фарисеям не удавалось, – развенчать Его. Случай тут же представился.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея... став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Как пояснял св.Ефрем Сирин, «грешница сия, братие мои, была сетью для мужчин... Как ненавистница чистоты, восхваляла она сладострастие и непотребством своим дерзко посмеивалась над законом».

Как оказалась эта несчастная в доме фарисея? Дело в том, что когда путешествующего проповедника приглашали в гости, то любой человек имел право войти следом, чтобы напитаться мудростью. Так, через Христа блудница получила доступ в жилище, куда ее при обычных обстоятельствах, конечно бы, не пустили. Что помогло ей решиться на это?

Много лет она была всеми презираема и пребывала в страшном одиночестве. Через свой порок она получала не любовь, а помои любви, не общение сердца, а лишь физическую близость. И вдруг увидела Того, Кто вместо того, чтобы оттолкнуть ее, заглянул в заповедные глубины души и наполнил их не болью, а радостью. И не удивительно, что ее возрождение к новой жизни стало подобно потоку, неудержимо хлынувшему с гор.

Все это страшно растрогало потом св.Ефрема. Вот как передавал он слова блудницы, обращенные ко Спасителю: «Исцели меня, Величайший из врачей, умоляю тебя! Войди в мою бедную больную душу, смятенную лютыми страстями, и, изгнав их, освободи меня».

Фарисей пожалел воды для ног Христа, блудница омыла их слезами, он пожалел полотенца, она отерла их своими распущенными волосами. Удивительная деталь. Иметь голову непокрытой считалось для иудейки грехом. Но вот из символа порока блудница сделала свои волосы символом благочестия. Вместо того, чтобы прятать их, скрывая красоту, она этой красотой пожертвовала во имя Господа. Представьте во что они превратились, какое жалкое внешне и вместе с тем прекрасное зрелище представляла собой эта новая христианка.

Но и это было еще не все. Фарисей пожалел дешевого елея, чтобы помазать в знак радости, согласно обычаю, голову гостю. Блудница же рассталась с главным сокровищем любой женщины в Палестине, драгоценным миром, которое принято было носить в небольшом сосуде на шее. Омыв и отерев ноги Господа, она умастила их этим благовонием. И глаза, и волосы, и руки, и сердце – всю себя она беззаветно принесла в жертву Христу. А что же Симон? Он возмущен: пророк не остановил непотребую девку, а все более ласково взирает на нее.

Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

Если бы Симон не желал с самого начала разоблачения Христа, он, быть может, не был бы столь слеп. Но вот фарисей нашел, как ему показалось, доказательство, что Спаситель не прозорлив, а стало быть, является самозванцем. Вслух, однако, Симон ничего не сказал. И можно представить себе выражение его лица, когда Господь на его тайную мысль ответил явно:

Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

После этого вынужденного признания фарисея Господь продолжил, вступившись за честь женщины, которую носители ледяной добродетели, ничего не сделавшие, чтобы помочь ей, судили за бесчестие:

Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила. Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

Возразить на это было нечего, но фарисеи все-таки нашли за что ухватиться:

И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

Христос немедленно дал ответ и на эти сомнения:

Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

То есть Бог может помочь только тому, кто сам плачет о прощении. Он и рад бы простить долги фарисеям, но так как они убеждены, что ничего Ему не задолжали, то помочь им никто ни на земле, ни на Небесах не в силах.

Но не осуждение фарисеев, а радость о грешнице должна нас занимать. Нам известно о крещении водном и о крещении кровью, которое принял разбойник, распятый рядом со Спасителем. Но есть еще, по слову Ефрема Сирина, и крещение слезами, которого сподобилась евангельская блудница: «Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься в ней; взяла с собой миро и слезы и пришла к Виновнику святыни, чтобы при омоновении ее был соблюден весь чин крещения».

Здесь можно задаться вопросом: почему именно этот святой много страниц своих трудов посвятил раскаявшейся грешнице? Дело в том, что однажды, когда св.Ефрем пребывал в состоянии глубокого падения, бывшая блудница явилась ему воочию. Как он передавал потом, «она была смущена, а потом, когда просветлел взор ее и когда спросил я, сказала мне: иди и, подобно мне, прими оставление грехов». Не великих праведников, а блудницу и разбойника, крещенных слезами и кровью, поминаем мы, когда готовимся к принятию Святых Даров. В них – дно и высота человеческая. Первое мы замечаем сами, видеть второе должно учиться у Господа.

Составлено по толкованиям святых отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга