ЖИВОЕ СЛОВО 

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

Что хорошего вы можете сказать о современной молодежи?

Иерей Артемий Эмке (г.Мирный, Архангельская обл.):

– Существует какая-то часть молодежи, у которой есть интерес к жизни, желание чего-то добиться. Ее меньше, чем было когда-то, но и возможностей реализовать себя сейчас не так много. Основная масса живет расслабленно, это сказывается и на отношении к Церкви. Самостоятельно в храм мало кто может прийти, молодые люди боятся стать объектом насмешек. Для этого нужно обладать немалой твердостью.

Среди прихожан у меня таких 15-20 человек. Они, правда, менее активны, чем люди после тридцати-сорока лет. Наверное, на это есть свои причины. Они мало что видели, пережили. Немножко расстраивает пассивность православной молодежи. Есть тут доля и моей вины. Теоретически знаешь, как действовать, а на практике пока не удалось осуществить свои планы. Но ведь и приход существует совсем недавно, население города полувоенное, непрерывно обновляется, трудно закреплять успехи. Скажу честно, я сейчас в поиске, ищу подход к этим ребятам, девушкам, молодым отцам и мамам.

Детей на причастие приносят очень много, но на проповедь не остаются, трудно с ними работать. Сами малоцерковные, но за детей беспокоятся. Поэтому мы сейчас вынашиваем идею открыть православную группу в детском саду. Чтобы растить там будущую православную молодежь. Маленькие дети очень хорошо реагируют, когда я в рясе по городу иду, радуются, лепечут: «Батюшка, батюшка». И, вообще, суеверный страх пропал перед священником как перед существом из другого мира. Я вспоминаю себя молодым, насколько для меня все это было чуждо. Сейчас все иначе. Школьники здороваются, но, правда, чем они старше, тем хуже отношение. Те, что с пивом прогуливаются по городу, – эти искоса поглядывают. Хотя и среди тех, кто постарше, иные относятся к сану с почтением. Когда выступаю в школе, вижу: интерес к православию сейчас большой.

Что любопытно, у какой-то части молодежи появилось отрицательное отношение к западной культуре. Когда я был молодым, мы из чувства протеста именно на Западе искали какие-то ценности, некритично относились к массовой культуре. Сейчас все изменилось. Душа русская чувствует чужое, примитивное, навязчивое. Но и к своему пока прорваться не может. Отсюда растерянность. Потому что свое, народное, в школе подается поверхностно, на уровне фольклора. В это трудно погрузиться, потому что глубину дает вера. Молодежь сейчас стоит на пороге Церкви, но не решается войти. Мужества не хватает. Та грязь, которая успела пристать, мешает. Переломный такой момент.

Иерей Сергий Мартынов (руководитель миссионерско-образовательного отдела Вяткой епархии, г.Киров):

– Со школами бывает трудно работать. Но есть у нас два кадетских класса, ребята ходят в форме и духовно тоже пытаются определиться, активно задают вопросы о православии. В отличие от обычных школьников, педагоги помогают им повернуться лицом к вере.

Когда я был в этом возрасте, то у нас к религии было равнодушное отношение. Сейчас произошло разделение: есть те, кто сторонится Церкви, и те, кто тянется. С молодыми лучше работать, чем со старшим поколением. Да, нравственность упала, во многом по вине телевидения, массовой культуры, по вине взрослых. Но в то же время есть и целомудренные души. И то, что часть молодежи ищет сейчас чистоты, высоких идеалов, это заметнее, чем было в наше время. Молодежь сейчас стала разнообразнее, то есть какая-то часть хуже, какая-то лучше, чем это было в пору моей молодости. Она сейчас более ищущая.

Вообще заметны перемены к лучшему. Жизнь возвращается в традиционное русское русло. Я сужу по своим воспитанникам из духовного училища. Раньше было немало попыток избежать призыва в армию, сейчас этого стало меньше. Патриотизма больше, чем было, скажем, 20 лет назад. И больше, чем четыре-пять лет назад. В то время стоило мне было попытаться заговорить об армии, о необходимости защищать родину, я сталкивался с сильнейшим сопротивлением. Ребята едва ли не разом иногда начинали говорить, что страна у нас такая-сякая, того не дала, в том обделила. Теперь эти бурные дискуссии остались позади.

Иерей Александр Козачук (руководитель молодежного отдела Мурманской епархии, г.Мурманск):

– Я помню слова архиепископа Ионна Белгородского на съезде православной молодежи в 2002 году о потерянном поколении. Владыка с возмущением спрашивал – для кого оно потерянное? Для Бога оно не потеряно.

Молодежь у нас разношерстная. Есть церковная – это элита в духовном, нравственном отношении. Остальная делится на две части: одни молодые люди находятся в состоянии поиска – пытаются понять, что же такое счастье, другие выбрали ложный путь, но и они не являются потерянными. Есть надежда, что благодать Божия прикоснется к ним с совершенно неожиданной стороны.

Примерно раз в месяц я читаю лекции, провожу духовные беседы в техникуме потребительской кооперации. Желающие могут прийти, насильно никого туда никто не загоняет. И вот уже два года от ста до двухсот человек приходят меня послушать, поговорить. Ребята такие бесшабашные, что ли, не знаю, какое слово подобрать, – но тянутся к вере. Несколько человек, как правило, остаются после лекции поговорить, потом в храме их можно увидеть.

Неверующих среди современной молодежи очень мало. Не сравнить с моим поколением. Правда, нравственность у нас была выше, но и возможности, способности выбирать между грехом и святостью было меньше. Сейчас молодые сталкиваются с огромными соблазнами, порой им поддаются, но и к Богу сильнее тянутся. Вспоминаю слова преподобного Серафима Вырицкого о том, что кто больше грешит, тот крепче кается. Это не призыв ко греху, но вот преподобная Мария Египетская, будучи молодой, тоже не устояла перед соблазнами, а затем стала великой святой. Во всех храмах России во время Великого поста читается ее Житие как пример того, как низко можно упасть и как высоко после этого подняться.

Сегодня не атеизм, а безнравственность мешает молодым людям приблизиться к Богу. Враги, по словам митрополита Кирилла, обращаются не к сознанию, а к инстинктам человека, пытаются раскрепостить его стихии, которые называются дионисийскими. Молодежь к этому предрасположена, бросается с головой в жизнь плоти. Задача христиан – и пастырей, и мирян – найти путь к человеку в таком состоянии. Это трудно, нужна мудрость, чтобы дать возможность ослепленному человеку понять его заблуждения. Здесь трудно давать советы, это вопрос духовной чуткости, нужно все время пытаться поставить себя на место собеседника. У иного, скажем, отец спился и вообще в семье ужас что творится, а с ним разговаривают так, будто он вот-вот порог храма переступит.

Есть два неправильных подхода к молодежи. С одной стороны, когда православный говорит благоуветливыми глаголами XIX века и возникает дистанция между ним и собеседником, которую невозможно преодолеть. Другая опасность – это когда миссионер надевает маску молодого и начинает говорить на слэнге молодежной субкультуры. И перестает быть, скажем так, интересен, не может, потеряв высоту, других учить к ней стремиться. Нужна золотая середина. Не надмеваться и не подстраиваться, не играть, а быть самим собой.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга