ХРОНОГРАФ

ВЫБОР ПУТИ

Война на Южном Кавказе поставила перед нашей Церковью трудный вопрос: присоединять ли к себе абхазов и южных осетин? Если раньше непризнанность двух самопровозглашённых республик была препятствием этому, то ныне ситуация вроде как изменилась. «Теперь, когда независимость Абхазии признана Россией, мы вновь обращаемся с просьбой о решении этого вопроса», – заявил временно управляющий Сухумо-Абхазской епархией священник Виссарион Аплиа. Более эмоциональны были молодёжные организации Южной Осетии, обратившиеся с открытым письмом к Святейшему Патриарху: «Аланская епархия, которую мы вновь обрели с Божией помощью, не нуждается в опеке шовинистической Грузинской Церкви. Мы на протяжении 18 лет испытываем на себе “заботу” правительства и духовенства Грузии. Молодёжь Южной Осетии уповает на Ваше Святейшество...»

Как ожидалось, вопрос этот должен был решиться 6 октября на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Накануне у нас в церковных кругах высказывались разные точки зрения. Их было три: 1) присоединять; 2) не присоединять; 3) оставить как есть, потихоньку открывая на территории признанных Россией республик приходы РПЦ. Третий способ разрешения проблемы вроде бы кажется самым простым и неконфликтным: формально абхазы и осетины останутся в лоне Грузинской Церкви, но по желанию смогут ходить в русские храмы. Понятно, что именно туда и пойдут. И Московская Патриархия будет здесь «ни при чём» – ведь насильно прихожан к себе не тянет.

Этой третьей точки зрения придерживается авторитетный богослов и профессор МДА А.И.Осипов. «Всё будет зависеть, прежде всего, от желания самих верующих», – сказал он в интервью «Русской линии» и в качестве положительного примера привёл Америку, «где есть Американская Автокефальная Церковь, есть Греческая Церковь, подчинённая Константинополю, есть Церковь, подчинённая Александрии, Румынии и т.д. Все эти Церкви находятся на территории Соединённых Штатов, то есть одни приходы принадлежат одной Церкви, другие – другой».

Иначе считает секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов. В радиоэфире «Русской службы новостей» он заявил: сосуществование в США, в этой стране великого плюрализма, приходов, находящихся в юрисдикции разных Православных Церквей, – это «ненормальное явление с точки зрения канонического права». Далее он разъяснил: «Церковь создана Господом Богом для того, чтобы объединять людей, а не для того, чтобы разделять их. С самого начала своего существования принцип церковного устройства заключался в том, что в одном городе – один епископ. Церковь строилась с самого начала как территориальная община. Это связано с её природой, потому что это общность людей, имеющих одну веру во единого Бога и Спасителя Иисуса Христа».

Нынешний американский пример не норма, а беда. Мало кто знает, что накануне 1917 года в США была единая Православная Церковь, в которую входили разноязыкие приходы со своими священниками – из России, Греции, Сербии, арабских стран. Митрополит Тихон, возглавлявший эту Церковь, надеялся, что она получит автокефалию. Но из-за революции в России и ослабления РПЦ православный мир там раздробился. И было бы неправильно желать того же самого древней Грузинской Церкви: мол, вы, грузины, учитесь у США демократии, так получите...

Между тем что-то делать надо. Грузинские священники давно покинули ЮО и Абхазию – вместе с беженцами. Похоже, такая же судьба ждёт последних грузинских монахов и монахинь из монастырей Св. Георгия и Св. Нины, что в верховьях Кодорского ущелья. Во время боёв 12 августа они прятались в пещерах, а потом из Сухуми к ним приехали с вопросом: с кем вы? Абхазы считают, что их в 1943 году несправедливо включили в состав Грузинского Католикоса. Они возмущаются, что во время войны 92-го года грузины обстреливали Ново-Афонский монастырь и ущелье с пещерой св. апостола Симона Кананита. Вспоминают, как грузины в святом для абхаз местечке Каманы на колокольне храма установили пулемёт, как убили гранатой местного священника о.Андрея, как снайперы прицельно стреляли по о.Виссариону Аплиа, пробив его скуфью в нескольких местах, и т.д., и т.п.

Обид с двух сторон накопилось множество. Как же поступить в этой ситуации? 6 октября Священный Синод РПЦ не стал принимать под свою юрисдикцию Абхазскую и Юго-Осетинскую епархии. Решено урегулировать этот вопрос в ходе переговоров с братской Грузинской Церковью.

Какова была реакция на этот шаг в Грузии? С этим вопросом мы обратились к давнему автору нашей газеты, жительнице Тбилиси Марии Сараджишвили. «У нас все очень внимательно следят за такими вещами, – сказала она. – И все в восторге от действий Патриарха Алексея, что он нашёл в себе мужество пойти против Путина!» Вот так, политизировано, воспринимаются сейчас в Грузии даже решения церковных иерархов. Впрочем, Мария добавила: «Я зарабатываю тем, что даю уроки русского языка детям богатых родителей. Когда война началась, мне предрекали: ну всё, накрылся твой бизнес, русский больше никто учить не будет! Да нет, всё в порядке. Ученики у меня как были, так и есть...» Так что нам ещё жить вместе.

Между тем вопрос церковных юрисдикций остаётся открытым. И не только в Грузии. Принцип «один город – один епископ», по идее, должен бы оградить от того, чтобы на канонической территории одной Церкви самочинствовала другая. Но тут и там этот принцип понимают иначе: «один город» (т.е. государственное образование) должен иметь своего собственного «епископа» (т.е. Церковь). Именно так понимают этот принцип нынешние власти Украины, поддерживающие раскольников «Киевского Патриархата». А в Эстонии была учреждена «своя» параллельная Эстонская Апостольская Православная Церковь во главе с митрополитом Стефаном. Эстонских самочинцев поддержал Константинопольский Патриархат, что стало причиной многих нестроений, в частности из-за предполагаемого приезда митр. Стефана на всеправославное предсоборное совещание в Стамбул туда отказывался ехать наш Святейший Патриарх. 12 октября в Стамбуле всё же собрались представители 14 Православных Церквей, нашу делегацию возглавил Патриарх Алексий II.

Как сказал о.Николай Балашов, «на повестке дня самые трудные вопросы для мирового православного сообщества: о порядке и правилах предоставления автокефалии и автономии, о составе и количестве существующих Церквей». Все это должно быть решено на Соборе. Но о конкретных сроках созыва Великого Собора Восточной Православной Церкви, по его мнению, говорить ещё рано. Хочется верить, что православному единству не помешает какая-нибудь очередная политическая заварушка.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга