ЧУДЕСА БОЖИИ

«ДА НЕ ОПАЛИШИСЯ»

В конце зимы в Москве под председательством профессора П. В. Флоренского, руководителя экспертной группы по описанию чудесных событий в РПЦ при Синодальной богословской комиссии, прошла ежегодная конференция «О чудесах истинных и ложных». Традиционно отчёт о ней мы помещаем в пасхальном выпуске.

О простоте чрезмерной

Год назад мы рассказывали о том, что упомянутой выше экспертной группой был выпущен объёмистый сборник «Чудеса истинные и ложные». Редактор его, Алла Добросоцких, своим выступлением и открыла конференцию. Говорила она в основном о чудесах «ложных» – и такое начало как бы призывало к трезвению слушателей. Когда Алла Алексеевна стала перечислять названия книг, газет и журналов, которые спекулируют на чудесах, нетрудно было заметить, что это преимущественно издания коммерческие. Например, написанные неким «отцом Вадимом» «Полную энциклопедию православной монастырской медицины» (издательство «Арт»), «Православный водолечебник» и «Лечебник православного монаха-врачевателя» (издательство «Сталкер») можно встретить в интернете на всех книготорговых сайтах, и они там пользуются большим покупательским спросом. Но не всё можно объяснить коммерцией. В оглашённый на конференции список «псевдоправославной оккультной литературы» каким-то образом попала и выпущенная в Вологде книга «Лучезарный батюшка» – об игумене Гурии (Чезлове, † 2001). Вроде бы составляли её православные люди, духовные чада большого молитвенника, уроженца Тотьмы, который был в числе первых насельников Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Откуда же в ней «чудомания»?

Позже, вернувшись с конференции, я просмотрел православные газеты – что писали об отце Гурии при его жизни. Ничего «оккультного» не нашёл. В нашей газете, например, приводится свидетельство настоятеля Кадуйского храма иерея Сергия Григорьева, как, будучи ещё мирским человеком, он пришёл к вере с помощью отца Гурия. Эта помощь состояла лишь в том, что он убедил будущего священника и его жену подвести их больного ребёнка к раке преподобного Димитрия Прилуцкого. И ребёнок сразу же выздоровел (Цветы Божии, «Вера», № 412). В 1997 году наш корреспондент встречался с игуменом Гурием, главу очерка ему посвятил, но также без экзальтации. Напротив, привёл рассказ батюшки, как тот пришёл в Церковь, преодолев страшное искушение. Когда-то он сильно увлекался фотографией, ночи не спал – проявлял, печатал. И вот однажды после бессонной ночи увидел, что на проявленном снимке люди ожили и стали ходить по комнате. Утром он поспешил в библиотеку и попросил книгу о чёрной магии. К счастью, библиотекарша попалась православная и направила его к кадуйским старушкам, которые за неимением храма собирались на молитву в одном из частных домов (Пешком по Вологде, «Вера», №№ 278–279). Так начался его путь в Церковь, и батюшка потом часто предостерегал своих чад от прельщения чудесами. Но те, похоже, забыли это, когда он их покинул...

В одной из уважаемых мной православных газет нашёл я примечательный диалог. Корреспондентка расспрашивает келейницу покойного игумена, и та сообщает, что своими глазами видела, как во время молитвы игумен Гурий поднимался на воздух. Ей, мол, он строго-настрого запретил разглашать увиденное. Между тем вот рассказала корреспондентке из газеты. Зачем? А хочется людям по простоте душевной украсить память о любимом батюшке. Иная простота хуже воровства. Вот несколько воспоминаний духовных чад из книги «Лучезарный батюшка»:

«Как-то батюшка Гурий ехал в троллейбусе, и на остановке в салон вошла компания современной молодёжи. Молодые люди вели себя шумно, неспокойно. Батюшка внимательно на них посмотрел, а когда они вышли, с печалью сказал сопровождавшему его человеку: “Ведь никто из них не спасётся”.

Сотрудники вспомнили, как о. Гурий сопротивлялся выполнению работ на компьютере – даже набору Божественных текстов. Каждый раз он спрашивал, на чём сделан заказ. Когда я спросил, какая ему разница, о. Гурий огорошил меня ответом: “Компьютер от сатаны, а ксерокс – он Божий свет излучает!”

Отец Гурий говорил следующее: “Не плюй на землю, иначе враг узнает мысли и может легко тобою управлять”.

“Батюшка, а можно замолить все свои грехи?” – спросила его духовная дщерь. “Можно, но это очень трудно. Надо три дня и три ночи ничего не есть и не пить и молиться», – ответил батюшка”».

Понятно, что всё это духовник говорил «к случаю», в определённых жизненных ситуациях, и обращался к конкретным людям. Но поскольку это подано как непререкаемая истина, рисуется портрет прельщённого монаха. Откуда знать человеку, даже духоносному, кто спасётся, а кто нет? И можно ли за три дня замолить «все свои грехи»? По простоте своей составитель воспоминаний напечатал в книге и такое: «В начале 1993 г. несколько вологодских верующих приехали к тутаевскому старцу (к архимандриту Павлу (Груздеву). – Ред.). Во время групповой беседы одна из вологжанок начала было: “А у нас в Вологде о. Гурий говорит...” Батюшка перебил её: “Гурий – дурий!” В этих словах содержался какой-то понятный старцу смысл, и, конечно, в них не было никакого зла». Зла-то не было, но что тогда имел в виду старец? Что игумен Гурий как бы юродствовал? Из книги, сверх всякой меры восхваляющей батюшку, этого вовсе не видно.

Вот такие мысли возникли после доклада Аллы Добросоцких, редактора издательства «Даниловский Благовестник». Не стал бы я валить в одну кучу явных оккультистов и тех «чудоманов», что простодушно, по любви к своему духовнику, выискивают в его биографии бывшие и не бывшие чудеса.

Лик Победы

На конференции говорили и о противоположном явлении – о «вошедшем в моду развенчании чудес». В частности вспомнили о. Андрея Кураева, который в прошлом году поставил под сомнение чудо схождения Благодатного огня. Ведущий радиостанции «Радонеж» Виктор Саулкин рассказал, что задолго до этого, ещё в 2005 году, дискутировал с отцом диаконом по поводу другого его «разоблачения» – статьи «О благочестивых сказках». В ней отец Андрей опровергал некоторые рассказы о чудесах во время Великой Отечественной войны, в частности о явлении в 1941 году Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие и крестных ходах вокруг Москвы, Ленинграда и Сталинграда.


Св. образ, подаренный митрополитом Илиёй в русский Гефсиманский скит в 1939 году

«У Кураева странная логика, – заметил Виктор Александрович. – Он утверждает, что в 1941 году ни Сталин, ни Гитлер не знали, что в Сталинграде будет решаться судьба войны. Но это ж не значит, что это было не известно Царице Небесной. Также высказано сомнение, что митрополит имел какое-то отношение к России. Но это факт – он был связан с Россией необыкновенно! Наверное, все, кто бывал в Святой Земле, прикладывались к иконе, что находится в Гефсиманской обители, у святых мощей великомученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это древняя икона Матери Божией «Одигитрия» – и она величайшая святыня Ливана. Так вот, документально зафиксировано, как она попала в русский скит. В 1939 году игуменье Марии позвонили: «Приезжайте в Бейрут к митрополиту Илие за иконой». Игуменья про митрополита Илию ничего не знала, но отправилась туда. И владыка ливанский со слезами отдал ей образ – очень древний и ценный для него. Письменные свидетельства о чудотворениях от иконы идут ещё с XVII века, она спасала от эпидемий, пожаров, исцеляла людей. И пока этот образ везли в русский скит, по молитвам к нему исцелилось несколько человек, например священник Серафим, который был прикован к постели и уже умирал от рака в последней стадии. Это всё задокументировано. Так зачем же такую святыню митрополит Илия отдал русским? А было так.


Митрополит Гор Ливанских Илия в русском клобуке во время посещения СССР в 1947 году

Как рассказал владыка Ливанский, ему явились святые великомученицы Екатерина и Варвара и сказали: отдай свою святыню игуменье Марии в Святой Земле. Митрополит, конечно, не захотел этого сделать. Тогда великомученицы явились во второй раз. «Ладно, – подумал владыка, – если будет подтверждение и явится ко мне означенная игуменья за иконой, – тогда отдам». Когда же глас с Неба прозвучал в третий раз, делать нечего, владыка стал разузнавать, есть ли такая игуменья Мария в Иерусалиме... Спрашивается, если в 39-м году небесные молитвенницы просили митрополита за русских, почему же не могла это сделать Сама Богородица в 41-м?


Василий Иванович Чуйков – командующий 62-й армией

Также Кураев разоблачает «легковерие», с которым «православные бабушки» относятся к рассказам о явлении Пресвятой Богородицы в небе над Сталинградом. Но при чём здесь бабушки? В Государственном архиве Российской Федерации есть реальный документ. Это отчёт уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР товарища Ходченко тогдашнему председателю этого совета товарищу Карпову. В нём Ходченко написал о чуде, свидетелем которого была целая воинская часть, которую после произошедшего сняли со Сталинградского фронта и перебросили на Украину. В частности он писал, что 11 ноября 1942 года, когда фашисты готовились к решительному штурму, бойцы и офицеры части увидели следующее: в ночном осеннем небе Сталинграда появилось Знамение, «указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск». Также есть свидетельства ветеранов, достойных людей. Например, Ивана Ильича Голубева. Он был капитаном по связи, и когда в очередной раз перебрался через Волгу с фельдъегерской почтой, солдаты ему сообщили: «Ильич, ты такое пропустил! Мы Матерь Божию видели на небе». Таких свидетельств с десяток. Неслучайно в центре Сталинграда из неразрушенных остался всего один дом – храм Казанской Божией Матери. Во время моей передачи в эфир дозвонилась женщина, которая работала много лет с супругой маршала Чуйкова. «Василий Иванович, – сказала она, – рассказывал нам о том, что именно Казанская икона была в небе тогда». Известно, что маршал после этого стал открыто бывать в церкви на православных богослужениях. Так что это не просто «благочестивое предание»...

Схожие чудеса на войне случаются и поныне. Татьяна Шутова, майор Абхазской армии, сообщила о свидетельстве, переданном ей военными: «9 августа 2008 года одно из передовых подразделений 58-й армии шло на помощь народу Южной Осетии. Город Цхинвал был взят в плотное кольцо, и там происходило такое страшное, чего не было даже в 90-е годы, в первую грузино-осетинскую войну, в которой мне довелось участвовать. И вот стало понятно, что впереди укреплённые позиции противоборствующей стороны и что бой с православными грузинами абсолютно неизбежен. Противники уже видели друг друга. И российские военные, молодые ребята, вдруг заметили, что у грузин какое-то замешательство – все смотрят вверх. Сначала подумали, что они испугались бомбардировщиков. Но в воздухе не было ни одного самолёта. Наши ребята тоже вгляделись в небо... Пресвятая Дева не хотела этого боя. Грузинские войска бежали, бой не состоялся, населённый пункт был спасён. Поскольку я сама этого знамения не видела, то не буду в подробностях его пересказывать. В предстоящее лето хочу попасть туда и поговорить с очевидцами, тогда на следующей конференции и расскажу...»

Татьяну Алексеевну спросили, какова вероятность галлюцинаций в экстремальных боевых условиях. И она, к случаю, вспомнила: «Я была в такой ситуации в одну из чеченских кампаний, когда меня расстреливали свои же, русские, солдаты. Это были поминки после страшного боя и больших потерь, люди разгорячены, середина войны, продовольствия мало, а вина много, и ребята почти не закусывали – пучки лука, соль и хлеб на столе. Меня обвинили в одном деле – совершенно напрасно, но оправдаться, объяснить было невозможно. В том, что рука не дрогнет у расстрельщиков, я ничуть не сомневалась. И вот когда я стояла лицом к стене и молилась, то какие там галлюцинации – всё было невыразимо реально, предметно, даже сейчас закрою глаза и вижу эти выщербленки на кирпиче. И молитва к Богородице была такая «плотная», каждое слово можно было пощупать... Это я уже сейчас, задним умом, понимаю. Нет, на войне всё абсолютно реально. И многие чудеса никакими галлюцинациями не объяснишь, ведь не только видения случаются. Я и сама была очевидицей, и от других слышала, как людям помогают покровители православных кавказских народов – святой воин Георгий и Богородица, Чей удел там находится.

«Огнь бо есть»

На конференции говорили не только о великих знамениях, но и о простеньких, дорогих православному сердцу чудесах. О том, как в Савво-Сторожевском монастыре полгода лежали цветы под стеклом на иконе святых Царственных мучеников, совершенно высохли, но во время службы на глазах всего храма зацвели. О том, как Василий Изарбеков (азербайджанец, принявший крещение, см. Я вернулся к вере предков, «Вера», № 533) умилялся, будучи в монастыре на Ганиной Яме и глядя, как девочка-паломница и лесные снегири кушают из одной корзинки. И как местные белки приводят новорождённых бельчат «на смотрины» к строителю монастыря отцу Сергию. Всех нас повеселили кадры из видеофильма, снятого в общероссийском крестном ходе. Колонна православных проходила мимо пасущегося стада овец – и вдруг эти Божии создания со всех ног побежали вслед за ней. Забавно было видеть, как растерянный пастух пытается остановить свою «паству». Животные бежали за крестным ходом несколько километров, обгоняя и пытаясь пристроиться впереди, сразу вслед за иконами. Такие вот незамысловатые, но предметные, зафиксированные на плёнке чудеса.

Что есть чудо? Это явление духовного или материального мира? Религиозные философы размышляли об этом в России в начале ХХ века, и даже революция не прервала этот поиск. В советское время академик Алексей Фёдорович Лосев (в монашестве – отец Андроник, 1893–1988) написал и опубликовал знаменитую свою «Диалектику мифа», в которой почти открыто говорил о силе христианского учения и заблуждениях материализма: «Наука и научность не есть признак материализма... «Реализм», «жизненность», «практика» и прочие принципы также не характерны для материализма. Это – чисто религиозные категории; и всякий религиозный человек также хочет утверждаться только на подлинно-реальном бытии, только на жизненном опыте». В качестве примера Лосев приводит материалистический «миф о вселенском мёртвом Левиафане», миф о бездушной природе, из которой будто бы эволюционировала жизнь. Этот миф – исповедание материалистами своего «материалистического» чуда. «Ведь это же подлинное чудо – появление вещей из материи. Возьмите несколько деревянных досок: ни на одной из них нет ровно никакого признака стола. Как же вдруг появляется стол или шкаф? Говорят, из соединения досок и палок. Но ведь «шкафности» не было ни в одной доске и ни в одной палке. Как же она появилась из соединения досок или палок? У вас в кармане нет ни гроша, и у меня в кармане нет ни гроша: как же появится вдруг грош, если мы соединим наши с вами карманы? Ясно, что должно совершиться чудо. Так что материалисты верят в чудесное, сверхъестественное воплощение...» Эту веру в «материалистическое чудо» Лосев назвал «вырождением христианского учения о троичности Лиц Божества и о воплощении Сына Божия», – то есть не чем иным, как новой, кривляющейся, обезьянничающей догмой, слабым отражением христианского догмата.


Участники конференции в доме-музее академика А.Ф. Лосева

В нынешнем году конференция «О чудесах истинных и ложных» проходила на Арбате, 33 – в доме-музее Лосева. Открывая заседание, профессор П. В. Флоренский заметил: «Это место освящено именем великого русского философа, монаха Андроника. Ниже, под нами, его рабочий кабинет, здесь всё пропитано его духом, мыслями, настроениями...» В актовом зале со стены смотрел на нас портрет Лосева, казалось, он действительно присутствует на конференции, на которой звучали и чисто богословские доклады.

Философское обоснование чуду схождения Благодатного огня на Пасху дал учёный секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН Владимир Семенко. Он отметил, что, в отличие от нас, иерусалимские греки называют это явление не «огнём», а «святым светом» – и в этом раскрывается христианское учение об обожении человека.

Примечательно, что «священный огонь» или «свет» являются людям в ключевые моменты библейской истории. В несгораемом огне явился Господь Моисею, и тогда был избран народ Божий, основана Церковь на земле (Исх. 3, 2). Огонь по повелению Бога был возожжён на жертвеннике в скинии во время посвящения Аарона – первого священника Церкви (Исх. 29, 18). Во время прихода Господа на землю Он явился ученикам на горе Фавор в необыкновенном свете (Матф. 17, 2), а в момент посвящения апостолов, то есть в момент создания Апостольской Церкви, на учеников, а через них и на будущих епископов нашей Церкви, сошли с Неба языки «как бы огненные» (Деян. 2, 3). Позже в православной аскетике было развито учение о Фаворском свете. Вообще, представлением о Божественном «священном огне» пронизано всё христианство. В Последовании ко святому причащению говорится: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть». «Трепещу, приемля огнь, да не опалюся, яко воск и яко трава. Се приступаю к Божественному причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением. Огнь бо еси, недостойная попаляяй».


Отец Павел Флоренский

Отец Павел Флоренский в своей работе «Очерки философии культа (Опыт православной антроподицеи)» писал, что «святой огонь» есть то, что сопровождает переход, реализуемую связь между двумя абсолютно несовместимыми мирами – Богом и человеком, природой нетварной и тварной. Два этих мира абсолютно несовместимы, и в то же время сама суть религии заключается в установлении и осуществлении их связи. По о. Павлу Флоренскому, древние, лишённые ещё той истины, что открывается зрелому человечеству в Благой вести, обладая, однако, религиозной чуткостью, интуитивно чувствовали эту пропасть между Творцом и тварью, которую и пытались заполнить жертвоприношениями. Огонь, попаляющий жертву, как бы связывал несовместимое, был пока ещё плохо осознанным посланием от человека к Богу. Более того, по мысли о. Павла, столкновение человека с явлением иного мира, при должной религиозной чуткости и открытости души, и самого человека как бы превращает в пламя, рождая в таких натурах страх Божий, «огонь веры». Пламень древних культов есть огонь жертвы человека Богу, абсолютно неизбежной в силу трагической ситуации нашего греховного, падшего бытия. И насколько же превосходит этот «дрожащий пламень» приносимого в жертву тварного бытия «огонь, клокочущий в святой чаше»! Здесь уже Сам Бог приносит Себя в жертву, и святой огонь, возгорающий от этого «всесожжения», попаляет наше греховное, тварное естество...» Вот таков смысл и чуда Благодатного огня, которое повторяется каждую Пасху у Гроба Господня.

Комментируя этот доклад, внук Флоренского, заслуженный учёный-геолог Павел Васильевич Флоренский, несколько снизил пафос, вспомнив, к случаю: «В народе есть поверье, что огонь боится Бога: мол, если бросить крест в огонь, то можно пожар потушить. Со мной такое было. В Казахстане я умудрился поджечь степь, очаг был уже километра три в поперечнике, ветер там степной. Думал, весь район сожгу. А у меня к майке был прибулавлен медный крестик, старинный, XV века. Сорвал я майку и бросил в огонь. И что же? Подъехали пожарные машины, успели погасить...»

Вот такое чудо по Флоренскому: «подъехали пожарные машины». Действительно, в обыденной жизни чудеса совершаются через простые вещи, через обыкновенных людей. В заключение приведу историю, рассказанную на конференции Виктором Саулкиным.

Пропуск в храм

«В те годы, когда ещё не было доставки в Москву Благодатного огня, за ним на Пасху в Иерусалим ездили от отдельных приходов. В частности, ездили из Новосибирска, из Александро-Невского храма, где настоятелем служит протоиерей Александр Новопашин. Случилось это лет шесть назад. В Иерусалим отправились священник Владимир и группа паломников-новосибирцев. Как водится, чтобы попасть на богослужение, они остались ночевать с Великой пятницы на субботу в самом Храме Гроба Господня. Но тут явились израильские полицейские и всех под ручки вежливо, но настойчиво вывели из храма. Ночи в Иерусалиме даже весной, в Пасхальные дни, холодные. И вот стоят они, дрожат, батюшка потом вспоминал: “Я понял, почему апостол Пётр ночью у костра грелся”. Говорят им солдаты: выходите на старый город, там на КПП будут раздавать билеты на пасхальную службу. Батюшка сразу заподозрил подвох, но всё же решил сходить, говорит паломникам: “Вы оставайтесь здесь, перед храмом, ночуйте на земле, а я пойду с Алексеем за билетами”. Алексей – это его прихожанин. Выходят за оцепление, а обратно их уже не пускают. Алексей смог по крышам как-то пробраться мимо заслона, а батюшка сказал солдатам: “У меня сорок человек прихожан, никто из них не знает английского языка”. Его пропустили, но к утру у самого входа в храм появилось ещё одно оцепление.

Представьте, Великая суббота, Храм Гроба Господня совсем рядом – а в него не войдёшь, пускают только по пропускам. Народ скорбит, плачет.

Отец Владимир разговорился по-английски с израильским офицером, мол, сжалуйтесь. Тот: “У нас приказ не пускать”. Батюшка: “Вы знаете, мы приехали из Новосибирска, из Сибири. Знаете, где это?” “Знаю, знаю”, – звучит ответ. “Представьте, вы бы к нам приехали за тысячу вёрст, а мы бы вас в синагогу не пустили. Как бы вы к этому отнеслись?” Израильтянин: “Я бы к этому очень плохо отнёсся. Но я военный человек, у меня приказ, простите меня”. Не пустил. Тут немцы увидели сибиряков и позвали к себе в кирху – хотя бы на большом экране схождение Благодатного огня посмотреть.

Вот сидят они в кирхе, тут звонок по мобильному из Новосибирска. Разница во времени между городами огромная, знать, что-то случилось, раз так “рано” звонят. А по мобильному рассказывают следующее. Шестилетнему ребёнку второго священника, отца Игоря, сон приснился: “Я видел храм. Храм пуст. Никого из наших в храме нет”. Забеспокоились на приходе: как нет? Что-то случилось с нашими паломниками! И вот позвонили... Отец Владимир объяснил, что просто не пустили их в храм. “Что же теперь делать? Кому молиться?” – спрашивают в Новосибирске. “Молитесь Царю-мученику”, – говорит батюшка.

А в Александро-Невском храме на столпе есть фреска с образом Государя. Собрались прихожане, встали на молитву во главе с отцом Александром Новопашиным. В это время паломники-сибиряки сидят в кирхе и ждут начала трансляции на экране, многие в слезах. Батюшка же решил пока прогуляться. Идёт вдоль оцепления, неожиданно его зовёт офицер: “Падре, падре, подойдите. Не могу я на вас смотреть, ладно, нарушу приказ – пропускаю!” Батюшка: “Я один не могу пойти, я с прихожанами”. Офицер: “Ну, поймите, одного-то я могу ещё...” “Нет-нет, без прихожан никак”. Офицер махнул рукой: “Ведите всех своих”. И представляете, мчится толпа наших паломниц с сумками наперевес на израильскую охрану. Солдаты кричат что-то вроде “стой, стрелять буду”, а те бегут. Офицер что-то командует, солдаты, ворча, расступаются...

В итоге получилось так, что наши паломники почти первыми вошли в храм. Это было первое чудо.

Оказались они рядом с местным жителем, израильским профессором, когда-то эмигрировавшим из Советского Союза. И вот они стоят, по-русски переговариваются. И этот профессор, кажется физик, говорит: “Да знаю я все эти сказки ваши. Прекрасно понимаю, как этот огонь добывается. Только не могу сообразить, где там под куполом фотоэлементы расположены”. С помощью их, как он думал, производится сияние в момент появления Благодатного огня. Наши пытаются ему доказать, мол, какие там фотоэлементы в XVII веке, когда появились первые письменные свидетельства о сиянии. “Да нет, сказки всё это. Я определю сегодня, где там фотоэлементы”. Когда чудо свершилось, Благодатный огонь был явлен и все уходили из храма, новосибирские паломники вновь встретили этого израильского профессора. Он стоял с двумя пылающими пучками свечей, рот раскрыт, на лице восторг неописуемый... Что с ним дальше было, никто не знает. Но, как говорил потом отец Владимир, вот это изумление физика было ещё одним чудом».

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга