ПОДРОБНОСТИ

ПЛЯЖ, ЗАПОВЕДНИК, СВЯТЫНЯ?

Об озере Светлояр, на дне которого, по преданию, скрылся легендарный Китеж-град, мы рассказывали в 2000-м и 2002-м годах (Невидимый град Китеж, «Вера», № 373, Письма из Китеж-града, №№404–405). До недавних пор там всё оставалось по-прежнему – каждое лето приезжали туда «дикарями» немногочисленные туристы да богомольцы, чтобы обойти кругом озеро, кто с молитвой, а кто просто из любопытства. Но в прошлом году местные власти, похоже, решили взять это дело в свои руки. В июне постановлением правительства Нижегородской области вокруг Светлояра был образован природный парк «Воскресенское Поветлужье». Спустя месяц в селе Владимирском, которое стоит близ озера, состоялся туристский форум «Град Китеж – душа Руси», в рамках которого прошли Китежские чтения и обход озера со свечами под звон колоколов «Китежский Благовест». В декабре того же года во Владимирское приехал сам Шанцев, губернатор Нижегородской области, чтобы участвовать в закладке капсулы в основание будущего оптического театра, который должен будет привлечь в село больше туристов. Не повторит ли Светлояр судьбу Великого Устюга, из которого сделали «родину Деда Мороза»? В чём смысл создания природного парка? Это попытался выяснить наш корреспондент, встретившись с его директором Алексеем Грозой.

Осколок Руси

– Алексей Борисович, насколько серьёзны планы по созданию природного парка вокруг озера Светлояр? У вас сейчас какой штат?


Алексей Борисович Гроза

– Нас пока четверо: директор, бухгалтер, зам по охране и зам по экологическому просвещению. Если выиграем областной конкурс, который проходит в эти дни и обещает победившим государственную поддержку, то сможем расширить штат до 12 человек. Это будут в основном инспектора, которые станут следить за порядком на территории парка, плюс несколько экскурсоводов. У нас разрабатываются экскурсионные маршруты не только близ Светлояра, но и по другим историческим местам Воскресенского района.

– Инспектора нужны из-за наплыва туристов?

– Не только. Много проблем с местными – не коренными, которых осталось всего один процент, а поселившимися здесь в советское время. Представьте: приезжают люди к Светлояру как к духовной святыне, а на берегу озера сидят кучки выпивающих, слышится мат-перемат. А ведь раньше в озере даже не купались, настолько почитали это место. Брали воду, в сторонке умывались и оползали на коленках вокруг с молитвой. Но, к сожалению, люди меняются, тем более подвергшиеся советскому «перевоспитанию». Там ведь что творили! На берегу Светлояра строили вышку для прыжков в воду, ставили пивной ларёк. В святой ключ солярку выливали, чтобы народ не набирал воду... Такое даром не проходит. Уважительное отношение к святыням осталось только у местных бабушек. Думаю, понадобится лет 10-15, чтобы привить благочестие новым поколениям.

– Думаете, этого срока хватит?

– Попытаемся. Конечно, можно прямо сейчас запретить купаться в озере и устраивать там пикники, но это вызовет мощный конфликт. Вначале нам нужно создать альтернативные места отдыха, например на реке Ветлуга, и только тогда появится моральное право что-то требовать с людей.

– Что для вас, как директора парка, озеро Светлояр?

– Если кратко, Светлояр – место преображения душ человеческих. Одна женщина, которая с нами работает, так сформулировала: «На Руси остались только два места хороших, чистых – это Русский Север и наш Светлояр». Понятно, что есть ещё Сибирь и другие места, но по смыслу правильно сказано.

– А разве Светлояр не на Русском Севере находится? Он хоть и в Нижегородской области, но за Волгой, где уже Север начинается, там даже природа чуть другая.

– Географически Светлояр действительно можно отнести к Северу, не случайно заволжские старцы, как считалось, подвизались именно на «севере». Светлояр объединяет с Русским Севером и то, что сюда, в междуречье Керженца и Ветлуги, бежали ревнители старого обряда, чтобы скрыться от гонений. Народ у нас схожий – такой кондовый, глубинный. Один из сотрудников, исследовавший озеро Светлояр, прежде работал в Архангельской области, в Пинежском заповеднике, так он находит много параллелей – и природных, и человеческих.

Китеж и староверы

– Традиция оползать на коленках озеро ещё сохранилась на Светлояре?

– Люди говорят, что регулярно раз в год видят таких богомольцев-обетников. Обычно же паломники просто обходят озеро с молитвой.

– А вы сами на Светлояре как оказались? Вы же неместный?

– Я из Нижнего Новгорода, горожанин. Несколько лет собирался переехать жить в сельскую местность, как-то ближе общинная жизнь там. Паломничал по разным местам, искал. Хотел уже поселиться в Дивеево, но в 1996 году приехал впервые на Светлояр, и волею судьбы он открыл мне двери. Сначала мне пришлось создавать детский центр творчества «Китеж», а в 2006 году администрация Воскресенского района направила предложения по созданию природного парка. И вот в прошлом году, когда он был создан, мне предложили заняться этим проектом. Я искренне рад, что так случилось – впереди интересная работа.

– Вы из православной семьи?

– Корни идут из старообрядческого рода, и сейчас я состою в общине новозыбковцев. У нас соборные молитвенные бдения начались с 2004 года. Две купальни освятили – Георгиевскую на ключике Кибилёк и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на истоке озера. Интересно, что в самом Владимирском старообрядцев почти нет, поскольку здесь они и не селились. Строились они в соседних деревнях, поскольку к святому месту должно приходить, преодолевая какое-то расстояние. За века у них выработался особый ритуал: выходишь из дома, молишься, затем молча доходишь до Светлояра, оползаешь с молитвой озеро и также молча возвращаешься назад, ни с кем не говоря. Чтобы благодать Божия с тебя не сошла. Большие старообрядческие общины были в деревнях Шадрино и Шишенино – это в пяти и шести километрах от озера. У Пришвина написано, что как раз в Шадрино жил человек, который переписывал «Китежский летописец», и быль о Китеж-граде расходилась по всей России.

– То есть во Владимирском нет старообрядческого храма?

– Наши новозыбковские церкви действуют в ближайших к Светлояру городах – Семёнове и Городце. Семёнов – это чисто старообрядческое поселение, основанное сразу после раскола бежавшими ревнителями старого благочестия. А Городец был основан ещё князем Юрием Долгоруким, в памятниках письменности он упоминается под названием Малый Китеж. По преданию, князь Юрий поехал дальше и увидел прекрасное и многолюдное место близ Светлояра, там он заложил Большой Китеж, «сразу каменны». Примечательно, что оба этих града вошли в историю. В Большом Китеже, как сказано в летописной легенде, в 1239 году после проигранной битвы с Батыем скрывался Великий князь Георгий Всеволодович. Когда лесными тропами враги Руси всё-таки добрались до него, то увидели странную картину: град совершенно не укреплён, жители его и не думают драться, а только стоят и молятся. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить и наблюдать, как город погружается в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора, который скрыла водная гладь. А в Малом Китеже в 1263 году закатилось другое «русское солнце» – здесь в Фёдоровском монастыре по дороге из Орды умер святой благоверный Великий князь Александр Невский. Здесь же, в Малом Китеже, как считают некоторые специалисты, была составлена «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». На её основе в 80-90-е годы XVIII века старообрядцами и был написан знаменитый «Китежский летописец», прославивший Светлояр на всю Россию. Это было уже в те времена, когда на Керженец в скиты подалось более 40 тысяч русских людей, желавших сохранить старую веру.

– Керженские места ведь как-то связаны и с преподобным Серафимом Саровским? Известно, что оттуда приходили к нему староверы.

– Когда сейчас подъезжаешь к селу Владимирскому, то первым делом видишь Серафима Саровского на придорожном баннере – он как бы благословляет всех прибывающих на Светлояр. В принципе, какая-то связь имеется. Саровский монастырь ведь укреплялся выходцами из керженских скитов. Когда основатель Сарова иеросхимонах Иоанн подвизался ещё в пещере, неподалёку от него поселился ревнитель старой веры Иван Корелин. Став иноком Иринеем, он привёл в новообрядчество целый скит – свыше 60 человек. Некоторые из обращённых стали иноками нарождающейся Саровской обители. Впоследствии за дружбу со старообрядцами инок Ириней был отправлен этапом в Петербург, где умер после 4-летнего заключения. Но общение саровских монахов с керженскими старообрядцами продолжилось и после него.

– Вы говорили о Светлояре как о «месте преображения». Сразу вспоминаются наши северные Соловки, Валаам, Кижи, где главные храмы были как раз Преображенские.

– Да, такая аналогия напрашивается. Только у нас в основном Богородичные храмы. Во-первых, это храм иконы Владимирской Божьей Матери, который был построен в 1766 году и тогда же дал новое название селу. Прежде оно называлось по речке Люнда – что переводится с марийского как «безлюдная». А ещё у нас есть речка Линда – «многолюдная». Второй храм у нас – во имя Казанской Божией Матери, восстановлен и освящён в 2002 году. На въезде в село стоит ещё церковь Николая Чудотворца, построенная перед самой революцией.

А Преображение – это просто сама идеология места. По сей день град Китеж – символ Святой Руси – открывается людям с чистым, преображённым сердцем. Здесь земля намоленная, святая, это даже в топонимике отразилось. Каждый холм вокруг озера как бы связан с невидимым храмом. Есть холм Успения Пресвятой Богородицы, есть холм Благовещения и так далее. В народе сложилось сакральное видение этого святого места. Несколько лет назад удивила меня такая молитва, произнесённая одной бабушкой: «Святая вода, святые горы, святые соборы, подземные люди, молите Бога о нас». Похоже на что-то языческое, но старушка по простоте своей обращалась в целом к православной святыне – к холмам с незримыми храмами и к тем китежским молитвенникам, «подземным людям», которых Господь сокрыл от мира до Страшного Суда. С этой старушкой я тогда разговорился, у неё оказалось красивое старинное имя – Синклинария. Она, кажется, из местных старообрядок. Поведала мне: «Когда я ещё была девочкой, меня мама на горы водила молиться. И раньше чаще открывался град Китеж, были исцеления людей, потому что люди раньше верили больше». А в тот раз она сама привезла молодую семью, чтобы те по молитве нашли помощь в каких-то своих затруднениях. Люди часто просят помощи в житейских делах, но сверх того обретают духовное преображение. Ведь «град Китеж не откроется» и Господь на просьбу не ответит, если не будет искренней молитвы, а значит, и внутреннего преображения.

«Это не сказка»


Невидимый град Китеж. С картины К. Горбатова

– Каким в идеале вы видите природный парк «Воскресенское Поветлужье»?

– Сам Китеж является одним из национальных идеалов России. Из местной легенды он вырос в символ пресветлого Града, к которому устремлена русская душа. Здесь место молитв, где происходят исцеления, люди что-то получают. В настоящее время Светлояр используется также как место отдыха. И наша задача, считаю, это отделить одно от другого, чтобы были наособицу парк природы и памятник духовной культуры. То есть необходимо устроить на Ветлуге альтернативные пляжи и места отдыха, а Светлояр возродить как место почитания. Можно выделить и третье направление – Светлояр как памятник нетронутой природы. Сюда ведь можно приезжать, чтобы просто прийти в природосообразность со своим внутренним и окружающим миром. Каменные джунгли городов уродуют наши души, мы забываем, что изначально являемся частью Божьего творения и причастны к красоте мироздания.

– Ваши экскурсоводы будут водить только вокруг Светлояра?

– Святынь и достопримечательностей у нас много, это не только известные всем озеро, родники и «могила трёх богатырей». Например, в Воскресенском районе есть уникальная Троицкая церковь – памятник деревянного зодчества федерального значения, о котором мало кто знает. Срублена церковь в 1713 году, на год раньше, чем Преображенская церковь в Кижах. До сих пор храм прекрасно сохранился, брёвна из лиственницы словно каменные, и в нём летом проводятся службы. Рядом стоит и зимний храм, также действующий, – преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Экскурсанты смогут и помолиться, и услышать рассказ о православных святых, подвизавшихся на Русском Севере.

В целом мы, конечно, не будем зацикливаться на местных достопримечательностях. Ведь Китеж-град – это собирательный образ всей Святой Руси. Причём не сказочный образ, а исторический, по «Китежскому летописцу» можно вообще изучать историю Руси. Начинается он с родословия князя Георгия. Причём заметьте, что многие предки его, правители Руси, были святыми: «Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, псковского чудотворца, что во святом крещении наречён был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод приходился сыном великому князю Мстиславу, внуком же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли...». В 1163 году князь Всеволод встречается с князем Михаилом Черниговским, который также впоследствии был канонизирован Церковью. Из приветствия мы снова узнаём кое-что о родословии русской правящей элиты того времени: «Здрав будь, благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всём ты уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище – Христа и веру Его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». О чём же беседуют два князя? Георгий просит у главенствующего Михаила: «Даждь ми грамоту в Русии нашей по градом церкви Божия строити и грады». Вот этим русским духом пронизано всё сказание о Китеж-граде. Донести его до современных русских людей для нас очень важно.

– Если на Светлояр станет приезжать больше паломников, их будет где устроить?

– Прежде все, кто приезжал, ночевали у местных. Бабушки до сих пор на постой пускают, за 200 рублей в сутки. Это в самом Владимирском, близ озера Светлояр. Но можно устроиться за селом, у нас на Ветлуге есть турбазы. Кроме того, во Владимирском открыли гостиницу на 24 места, заказывать места можно заранее.

– Дорогие номера?

– 350 рублей. Дешевле сейчас и не бывает. Там и кафе есть, завтраки, обеды. В планах у нас – строить экологическую деревню, которая вообще снимет «жилищную» проблему.

– Финансовые средства для этого имеются?

– Пытаемся «пробить» их за счёт областной программы по развитию туризма. Пока что обещают помочь в организации мест купания на реке Ветлуга, это стоит около миллиона рублей.

– Наверное, не дожидаясь денег, вы что-то уже делаете для улучшения обстановки вокруг Светлояра?

– Разумеется, сложа руки не сидим. Многое делает и настоятель Владимирского храма. Он иногда служит и в Казанском храме, который стоит прямо на берегу Светлояра. Так что у местных появился выбор – купаться в озере или идти в церковь, поставить там свечку, помолиться. А после молитвы-то безобразить уже неудобно. Так потихоньку народ и приобщается к святыне.

* * *

В сомнениях позвонил я директору парка, тот успокоил:

– С Центром Рериха у Сергея Михайловича давно уже разошлись дороги. Это трезвый и разумный человек, патриот России. Он, кстати, много работал и на Архангельской земле – несколько недель на снегоходе путешествовал по Ведлозерскому парку, бывал в других местах и отснял множество фотокартин с видами Русского Севера. Сейчас готовит свето-звуковой спектакль. Его оптический театр, считаю, хорошо впишется в наши образовательные программы о Святой Руси, о народных промыслах и красоте матушки природы. Смысл этих программ можно передать словами русского философа Ильина: какие бы захватчики ни пытались нас поработить, всё равно мы сохраним сокровенный Град Китеж и вновь соборно начнём своё возрождение от истоков чистой и святой Руси.

На прощание директор парка Алексей Гроза дал мне визитку, на которой был указан адрес интернет-сайта села Владимирского – www.kitezh.info. Мол, что не ясно, можно уточнить там. Заглянул я туда и понял, что директору придётся столкнуться не только с бездуховностью местных пьяниц, но и с особой такой интеллигентской «духовностью», попахивающей эзотерикой. И ещё вопрос, с чем легче будет справиться. На главной странице официального сайта села даётся следующая справка: «В природе всех стран есть места, представляющие собой архетипы древних мистерий. С этой точки зрения Светлоярскую легенду можно поставить в один ряд с другими легендами. Гора спасения Монсальват с находящимся в ней братством Грааля, царство пресвитера Иоанна в Индии, священная гора Кунь-Лунь в Китае, община старейшин на Сионской горе, священный остров Аваллон, лежащий в морях к западу от Британии, Дельфийский оракул в Древней Греции, Асгард – город богов...» Заканчивается обзор сайта сомнительной рекламкой: «Экстрасенсы разных толков говорят, что озеро заряжено положительной энергией. Она передаётся человеку и долго сохраняется. Если жизнь вам изрядно потрепала нервы, то приезжайте на Светлояр осенью. Посидите на берегу. Посмотрите на спокойную гладь воды. Этого заряда хватит вам надолго».

Там же можно найти и подробности, связанные с закладкой в селе Владимирском Оптического театра. Изобретатель его Сергей Зорин первые свои свето-звуковые композиции создал 40 лет назад, и назывались они «Святая Русь» и «Реквием». Тогда, в годы атеизма, это был поступок. Но позже он подготовил цикл «Гималаи», связанный с творчеством и учением эзотерика Рериха. Сам театр до недавних пор находился при Центре-музее имени Н. К. Рериха. Какие теперь картины станет показывать этот театр, переехав к святому озеру Светлояр? Будет ли это просто красочная иллюстрация к русской истории, к «Китежскому летописцу» или театр породит световые призраки «подземных людей», которым молилась бабушка Синклинария, увлечёт в тенёта волшебного Аваллона, многобожьего Асгарда и в прочие сказочно-языческие мирки? Искушение-то серьёзное...

Михаил СИЗОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга