ОТКЛИК

НЕПОЛЕЗНОЕ ОТСЕЧЬ...

Откровенно говоря, интервью под названием Опасность кодирования («Вера», № 589) несколько удивило. Удивление началось уже с прочтения вступления: «В современных условиях повального пьянства возникла другая опасность – кодирование от алкогольной зависимости, которое пагубно влияет на психическое и физическое здоровье человека» и т.д. На основании чего делается такое безапелляционное заявление? Интервью с человеком, пусть он даже «практикующий медик», для столь серьёзного обвинения других практикующих врачей явно недостаточно. Позволю добавить к опубликованному мнению своё – основанное на личном житейском опыте.

Повальное пьянство процветает в России не только «в современных условиях» – каждый из нас всю жизнь живёт с этой проблемой бок о бок, как жили с ней и наши родители, деды и прадеды. В разное время общество боролось с этим пороком по-разному. В последние годы довольно распространено так называемое кодирование. Хорошо ли это? Вопрос непростой, и каждый может привести примеры как негативные, так и позитивные. По крайней мере, у меня примеры только позитивные – все «закодированные» знакомые, ранее жутко пьющие люди, теперь на хорошем счету у начальства как прекрасные работники, на них не могут нарадоваться жёны, с ужасом вспоминая былое пьяное семейное бытие. Но, с другой стороны, если специалисты по кодированию все сплошь оккультисты, которые прибегают «не к Богу, а к тем тёмным силам, которые всегда противодействуют истине, добру, свету», как это сказано в упомянутом интервью, то «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26).

Было бы безумием не внять этим словам Христа, если бы на самом деле все, кто занимается кодированием, были служителями Велиара. Но мне лично известны врачи-психотерапевты высокого класса, которые занимаются, в том числе, и кодированием, причём с использованием чисто психотерапевтических методов, ни слухом, ни духом не ведая, ни о каких магических и оккультных заклинаниях, и не применяя гипноза. Единственное, к чему можно придраться, так это к тому, что все методы кодирования основаны на страхе. Человека убеждают поверить в то, что если он нарушит воздержание, то может либо серьёзно заболеть, либо умереть. Но разве не страх принуждает нас мыть руки перед едой, переходя улицу, смотреть сначала налево, потом направо и т.д.? Увы, очень часто страх является основным, а в некоторых случаях и единственным регулятором нашего бытия.

В интервью говорится: «Путь, по которому должен идти православный христианин, – это возможность соизмерять своё поведение с законом, который установил Господь. А при кодировании человек поступает не так, как говорит Бог, а как говорит ему какой-то человек. Происходит некая подмена». Странно, неужели каждый практикующий врач, который в силу своей профессии вынужден говорить человеку, как ему поступать, подменяет собой Бога? Мало того, слова врача-психотерапевта, убеждающего пациента в пагубности винопития, не расходятся со словами Господа: «Не упивайтесь вином». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что «оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия». То, что для Православия неприемлема сама научная психотерапия, ни сказано нигде.


Плакат советской поры

Противники кодирования много говорят о недопустимости насилия над свободной волей человека. И в то же время мне часто предлагают вернуться к лечению по принципу советских ЛТП – лечебно-трудовых профилакториев, а ведь в абсолютном большинстве это была принудительная система лечения. Пьяницы в ЛТП не обращались, их туда «сдавали». Сдавали, как правило, жёны алкоголиков, измученные пьяными дебошами своих мужей, чтобы хотя бы немного отдохнуть от изнуряющего душу житья рядом с постоянно пьющим человеком. «Немного» потому, что в большинстве случаев после отбытия срока принудительного лечения всё возвращалось на круги своя. На улице, где я вырос, «ЛТПэшников» было пруд пруди, и все они так и остались законченными алкоголиками до конца своей жизни.

Существуют утверждения, что официальный процент излечения в советских государственных лечебных учреждениях, включая лечебно-трудовые профилактории, составлял 20 – 30 %. То есть, семь-восемь человек из десяти через некоторое время вновь начинали пить, остальные же просто выпадали из поля зрения медицинско-карательного аппарата, что и давало основание для такой статистики. Сколько пациентов ЛТП на самом деле излечивалось, не ведомо никому. Тем не мене советское государство всячески поощряло эту структуру, как неотъемлемую часть существующей репрессивной системы – алкоголиков лечили не только в ЛТП, но и в психиатрических больницах, куда под сурдинку забирали и многих инакомыслящих. Так что ратование православных врачей за возвращение государственных репрессивных систем на фоне заявлений о недопустимости насилия над свободной волей человека выглядит странно.

На заре ХХ века в России благодаря неимоверным усилиям православного священства – святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Иоанна Восторгова и других пастырей – создавались общества трезвости, что вызывало мощное сопротивление винозаводчиков, корчемников и их лоббистов. В дело шли клевета и угрозы. Наблюдая, как в наше время дезавуируются попытки некоторых священников активно бороться с пьянством, создаётся впечатление, что за сто лет мало что изменилось. Кого-то обвинили в ритуальном колдовстве с церковного амвона, кого-то – в пропаганде чуждых православию протестантских методов. С завидным постоянством шельмуются священники, имеющие патриаршее благословение прививать на православную почву прекрасно себя зарекомендовавшее на Западе движение «Анонимных алкоголиков» («12 шагов»). Некоторые договариваются до того, что предлагают заменить слово «анонимные» на «православные».

Так что же предлагается несчастным, страдающим от алкогольной зависимости и ищущим спасения в православной церковной ограде? Как правило, это заказ молебнов святому мученику Вонифатию и чтение акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», принимающих во многих храмах всё большее коммерческое и, увы, формальное значение. Дабы не услышать в свой адрес обвинений в сомнении благодатной помощи православных святынь, скажу сразу, что в эту благодатную помощь верю и, мало того, знаю несколько примеров исцеления. Так, несколько лет тому назад в нашем городе произошёл удивительный случай. Мать в течение сорока ночей читала над своим несчастным сыном-алкоголиком, спящим пьяным сном, молитву святителю Вонифатию, память которого отмечается в тот же день, что и мученика Вонифатия – 1 января по новому стилю (его также просят о помощи от пристрастия к винопитию). На сороковой день сын, проснувшись, объявил: «Всё, мать, больше не пью!» И не пьёт.

Второй случай мне известен из рассказа старинного знакомого, с которым свёл случай, когда он приезжал в наш город навестить близких. Знакомый мой крепко пил ещё в юности. Став бизнесменом средней руки, он продолжал пить и от этого страдал сам, страдали его близкие, бизнес, но ничего поделать с собой он не мог. И вот как-то, зайдя в храм перед службой, он по примеру других подошёл приложиться к распятию. И вдруг увидел, с какой любовью и одновременно скорбью на него смотрит распятый Христос. Длившееся буквально мгновение видение перевернуло его жизнь. Всю службу он проплакал от стыда – стыда перед Господом, Который не пожалел Себя ради него, не имеющего сил справиться с соблазном. Неожиданно для всех он бросил пить, раз и навсегда. Бросил на радость близких и партнёров по бизнесу, и когда на различных фуршетах и корпоративах он вежливо отказывается от рюмки, окружающие воспринимают это с пониманием. И лишь один раз он едва не сорвался. Случилось это на престольном празднике, куда его как спонсора пригласил настоятель. Было очень непросто не только чувствовать себя белой вороной среди собратьев по вере, активно выпивающих под витиеватые тосты, но и выслушивать назидания, что вино – это Божье благословение и чураться его, как чураются всякие там баптисты, грешно. Спорить он не стал, но с тех пор от приглашений на престольные праздники вежливо отказывается.

Есть ещё одна проблема – проблема постыдная, о которой стараются не говорить, но, увы, она существует – это пьянство церковнослужителей. Мне, мирянину, не хотелось бы, да и не пристало её развивать, скажу лишь, что степени растления душ при этом могут позавидовать все оккультисты и колдуны вместе взятые. Как тут не вспомнить крылатую фразу, взятую из евангельского источника: «Врачу! Исцелися сам!»

В «Основах социальной концепции РПЦ» пишется, что профилактика и реабилитация наиболее эффективна «при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь». Что касается евхаристической жизни, которая в Православной Церкви жительствует благодатью Святого Духа, вопросов нет, и не может быть. А вот над жизнью общинной ещё работать и работать. Безусловно, одна из миссионерских задач – вовлекать крещёных людей (и не обязательно только алкоголиков) в общинную жизнь. Но прежде чем приглашать людей в церковную ограду, нужно навести в ней чистоту и порядок. Что же касается самого вина, как дара Божьего, стоит вспомнить слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). А если человек чувствует, что им обладает неполезное и пагубное для души, то вполне логично применить рекомендацию Христа это неполезное отсечь (Мф. 29, 30). Хорошо, если отсекать это будут и те, кто своим примером может ввести страждущего в соблазн, а для этого «не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Может, стоит возродить практику дореволюционных православных обществ трезвости, где обет от отказа потребления вина давали не только пьяницы, но и многие члены общины, дабы поддержать страждущих? Что касается кодирования, то почему бы не найти контакт с профессиональными психотерапевтами (не оккультистами и не гипнотизёрами), которые занимаются этой практикой, и поработать по их воцерковлению? А как приложить на православную почву инославный опыт, показала практика Ставропольской епархии, где бывший лидер харизматов Николай Новопашин, приняв православие, при духовном окормлении православного священства успешно реализует накопленный опыт по выводу из наркозависимости. Так может быть стоит оглянуться вокруг, присмотреться, кто и что делает, выбрать полезное и не шельмовать всех подряд?

Валерий МЕЛЬНИКОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга