ХРОНОГРАФ


ЗАЧЕМ?

Вспоминаю, как мама с волнением рассказывала мне, пятилетнему, об осаде Севастополя в Крымскую войну. Как плакала, читая мне автобиографическую книгу белорусской партизанки Ариадны Казей. Мама родилась в маленькой вятской деревушке. Как смогла она возвыситься до любви ко всей Русской земле?

Однажды я услышал от неё рассказ об учителе истории, преподававшем в их школе-восьмилетке. Выходец из крестьян, в очках с толстыми стёклами, он к каждому уроку готовился как к защите диссертации. Штудировал десятки книг, хотя роно его к этому, разумеется, не принуждало. Как не обязывал никто моего деда, ветеринарного врача, так же браться за книги, чтобы лечить селян, от которых отказалась районная медицина. Спустя полвека после смерти деда его ещё помнят в нескольких санчурских деревнях.

Эти люди помогли мне понять, что прошлое – это не просто предмет научных изысканий, но состав крови, мышления, чувств, без которых меня не существует. Не последнюю роль сыграли в этом учебники. Помню, как, прочитав в одном из них о второй осаде Севастополя в Великую Отечественную, я был так потрясён, что переложил главу учебника на стихи.

Что сейчас? Беру учебник дочери по истории и понимаю: у дочери нет ни шанса запомнить всю эту круговерть фактов и пережить хотя бы миг любви к нашему прошлому. Время от времени авторы говорят о самоотверженности русских солдат, но примеров не приводят. Ничто не цепляет, не заставляет задуматься.

Вдруг как будто что-то забрезжило: речь зашла о генерале Скобелеве. Авторы словно попытались выйти за рамки простого информирования. В результате – фиаско. Утверждается, будто царь не дал Скобелеву войти в Константинополь, опасаясь роста популярности генерала. Разумеется, ничего подобного не было. Разбавили цифирь анекдотом.

И это далеко не худший вариант учебника. В ней нет попыток изгадить, всерьёз переврать наше прошлое. Так, отдельные недоразумения, которые погоды не делают. В головах школьников не остаётся ни хорошего, ни плохого. Мы шли к этому долго, превращая ребёнка в компьютер, набитый информацией. И вот финал – появление ЕГЭ, окончательно сорвавшего маски.

На днях познакомился с этим чудом поближе. Прошёл соответствующие тесты по курсу истории. Что сказать? Вопросы подготовлены профессионально, требуется, чтобы ученик точно себе представлял схему прошлого, что и когда произошло. Тут бесполезны шпаргалки и тщетны надежды на счастливый билет. Ясно, откуда у Единого госэкзамена взялись сторонники.

В чём же его порочность?

«Только доучившись до шестого класса гимназии, – вспоминал философ Василий Розанов, – узнал, что “был Сусанин” и сердце замирало от восторга о Сусанине, умирающем среди поляков… И очень многие гимназисты знают, что у человека 32 позвонка, и не знают, как Сусанин спас Царскую Семью…»

Так вот, нынешний школьник о Сусанине ничего не узнает ни в шестом, ни в одиннадцатом классе, даже если это имя и мелькнёт в учебнике. Потому что там столько всего мелькает, а часов на преподавание так мало, что ни одной темы учитель раскрыть не в состоянии, не пожертвовав двумя-тремя другими. Всё для ЕГЭ, всё во имя ЕГЭ.

С последствиями мне доводилось сталкиваться лично, преподавая историю старшеклассникам. Достают тетради и привычно ждут, когда я начну излагать информацию с прицелом на Единый. Но как раз в этом я плохой помощник. История о том, как погибали под Сталинградом русские зенитчицы, многих трогает, но формат изложения слишком непривычен. Ребятам совершенно непонятно: как это может помочь на экзамене? Ведь вся Великая Отечественная война утрамбована там в несколько вопросов: типа что было раньше – Сталинградское сражение или операция «Багратион»?

«Считаю, что необходимо добавить больше фактов, развивающих патриотизм и любовь к Родине, т.е. то, чем непосредственно должна заниматься наука история», – написал большими буквами на форуме безымянный учитель-историк. Этот крик отчаяния никогда не будет услышан в Минобразе. Вся нынешняя система образования построена на выращивании безликого, бездумного электората, питающегося «правильной» информацией. Всё, что выбивается из этого, – опасно, должно быть проигнорировано.

Например, история Саши Погребова из погибшей бесланской школы. Когда бандит, ткнув ему в грудь стволом автомата, потребовал снять крестик, Саша крикнул в ответ: «Христос Воскресе!» Его не успели убить, потому что начались взрывы и мальчишка первым бросился на волю, увлекая за собой остальных заложников. Школьники не узнают, что в ходе Первой чеченской кампании погибли 55 сыновей старших офицеров, семеро из них – генеральские дети.

Вот немного об одном из них – лейтенанте Александре Соломатине, сыне генерал-лейтенанта Виктора Соломатина, командовавшего дивизией в Афганистане, армией в Монголии. Прикрывая развёртывание полка близ Грозного, Александр с группой разведчиков дал бой крупному отряду боевиков. Вскоре стало ясно – силы слишком неравны, и Соломатин крикнул подчинённым: «Отходите, прикрою!» Когда лейтенанту оторвало руку, он, перетянув её ремнём, продолжал вести огонь. Увидев, что боевики решили взять его живым, Александр встал во весь рост, пошёл на них, не выпуская из руки пулемёта, а потом взорвал себя вместе с бандитами гранатой.

Меня поразила запись в дневнике Саши, сделанная, когда он был ещё школьником, в октябре 93-го, тогда танки били прямой наводкой по Белому дому: «В Москве танки стреляют прямой наводкой. Моя душа разрывается от обиды и горечи за свою страну, и клянусь: сделаю всё, чтобы моя Родина вновь стала величайшей в мире державой и чтобы русская нация воспрянула и стала великой нацией, достойной своих героических предков, которые боролись за нашу Родину, не щадя своих жизней, и умирали, не сомневаясь в правильности сделанного».

Наши дети должны знать о том, что история – это кровь, которая бежит в наших жилах. Сегодня мы обескровлены. Встал ли кто-то на место лейтенанта Соломатина, о котором страна так и не узнала? Не уверен. Мы умираем, потому что очень хотим жить. Но не знаем – зачем.

Владимир ГРИГОРЯН

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга