ВЗГЛЯД

ПИСЬМО ПОЛЬСКОМУ ДРУГУ

о десталинизации, историческом буфете и расстриге-попе

Не мытьём, так катаньем

Сначала короткое предисловие. В Москве в последние годы много говорят о «модернизации» России – как её проводить и что ей мешает. Больше всего меня поразили два мнения. Телеакадемик Познер предположил, что модернизации мешает православие, а Игорь Юргенс – глава Института современного развития, которого называют идеологом многих нынешних президентских реформ – заявил, что модернизации мешают... сами русские. На одной из конференций, объясняя пробуксовку реформ, он сформулировал так: «Даже если на месте Медведева был бы гений, кто угодно – по-другому не получается... Русские ещё очень архаичны. В российском менталитете общность выше, чем личность». Получается, чтобы наше общество и экономику приблизить к «среднеевропейскому образцу», нужно в предстоящие десятилетия (названа дата 2025 г.) коренным образом изменить менталитет русского народа – встроить его в «рыночные отношения» так, чтобы русские, как в Америке, исповедовали культ личного успеха и «здоровый эгоизм», думали больше о личном благополучии, чем об общем. Мол, без этого рыночные реформы никак не пойдут. Заявление советника Президента вызвало бурю возмущения, даже либералы были ошеломлены предложением переделать «общественное сознание», а заодно и русскую душу. Оценки разнились от «Юргенс как нанятый со стороны менеджер расписался в своей профнепригодности» до грубого сравнения с «плохим танцором».

Было это год назад. И вот на днях читаю: «Цели программы. Первая и главная – модернизация сознания российского общества... Реализация данной программы крайне затруднена, а её положительный эффект для имиджа России, для модернизации общественного сознания... будет ограничен, если с самого начала программе не будет придан международный характер... Без освоения общественным сознанием... представляется невозможным движение российского общества к реальной модернизации». Это уже не слова, а конкретные предложения по изменению сознания россиян. Сформулированы они Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в обширной «общенациональной государственно-общественной программе», которая передана Президенту на рассмотрение. Название у неё этакое описательное: «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». В обиходе же её называют прямо – «программа детоталитаризации». И эти два слова точно отражают её суть.

Не буду пересказывать документ (он опубликован в правительственной «Российской газете» 7 апреля 2011 г.), а поделюсь своими странными, так сказать, ощущениями. С одной стороны, программа нацелена на увековечивание памяти о репрессированных, что не вызывает никаких возражений. Церковь, «Мемориал», российские писатели, кинематографисты и др. этим уже давно занимаются. С другой – предлагает ряд жёстких мер, чтобы вытеснить из сознания россиян память о «сильном государстве», каковое было при Сталине, и развенчать такой образ поведения, когда выше своих собственных человек ставит интересы государства. Так и вспоминаются сетования Юргенса о «неправильном» образе мысли русских: «Государство всё, а мои усилия – ничего». Какими же методами реформаторы предлагают вправить мозги россиянам и тем самым достичь «национального примирения»? Догадаться нетрудно – государственным, тотальным принуждением.

В частности, предлагается принять закон, признающий бывшую советскую власть преступной. Также издать указ или закон, регламентирующий во всех крупных городах и крупных населённых пунктах, по крайней мере до уровня райцентров, возвести памятники жертвам репрессий. Кроме того, «необходимо провести массовую установку обелисков и иных знаков памяти как в местах захоронения жертв тоталитарного режима, так и в городах и селениях, где их арестовывали и откуда их вывозили». Каждое 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, Президенту РФ целесообразно выступать с обращением к народу, а главам администраций принимать участие в траурных мероприятиях, проходящих в их регионах. Принять официальное постановление о том, что публичные выступления государственных служащих любого ранга, содержащие отрицание или оправдание преступлений тоталитарного режима, несовместимы с пребыванием на государственной службе. Также программа предлагает обновить школьные учебники, в которых бы больше рассказывалось о репрессиях и преступной сущности СССР. «Блистательной эпохой» при этом объявляется период с царствования Екатерины II до 1917 года, а правление Петра I, царей и князей Рюриковичей, надо полагать, также отнесены к «тоталитаризму».

Между прочим, в программу включили и такое предложение: «Возможно, уже сейчас стоит переименовать странновато звучащий День народного единства в День памяти жертв гражданской войны и национального примирения». Я опешил: Господи, а это зачем им понадобилось?! Зачем менять «единство» на «примирение»? Вроде похоже звучит, но суть-то разная. В 1612 году народы России реально объединились, чтобы положить конец Смуте, сами организовались в гражданское общество и на Земском соборе выбрали царя. А тут предлагается заменить память об этом соборном единстве классовым примирением «белых» и «красных». Да и странное какое-то «примирение» – путем запретов, законов, указов. Только угли дотлевающие разворошат...

Ведь что получается? Оказывается, я вырос в «варварской, бесчеловечной, преступной» стране и мне, как прививка от столбняка, срочно требуется «десталинизация и декомунизация, по примеру денацификации сознания в послевоенной Германии, поскольку Сталин соизмерим с Гитлером» (это слова С. Караганова и А. Зубова, авторов программы). Во что же превратится моя страна, исступлённо бичующая себя и переваривающая навязанный ей комплекс неполноценности? В «денацифицированную» Германию? Нет, там народ другой – это мы, славяне, в покаянии своём до юродства можем дойти, а там меру знают. Тогда, может, ближе пример «декомунизированной» Польши? «Вся Россия – большая Катынь» – вспомнилась фраза из программы детоталитаризации. Да, пожалуй, станем мы поляками – только наоборот...

Чижик-пыжик

Так совпало, что эта программа по «изменению общественного сознания» попалась мне на глаза, когда я активно переписывался с польским детским писателем Збигви (это ник у него такой). Познакомился с ним на интернет-форуме польских публицистов Salon24 в «русско-польском» разделе. Публика в Salon24 довольно воинственная, среди поляков узрел только трёх-четырёх человек, которых можно назвать русофилами. Большинство в чём только не обвиняет Россию, иногда просто до абсурда доходит. Так, многие уверены, что русские скрывают правду о крушении самолёта президента Польши в Смоленске и называют это «второй Катынью». Отчётом МАК, публикацией переговоров лётчиков и диспетчеров они не удовлетворены: «А как насчёт гелия, который русские могли распылить над аэродромом, чтобы вызвать туман? Почему об этом нет в отчёте?» Пишут вполне серьёзно, ссылаясь на польские газеты и интервью с уважаемыми в Польше людьми. Действительно, если почитать польскую прессу, то волосы дыбом встанут: такой враждебности против «тоталитарной» России, насадившей ей после 45-го года «советскую заразу», трудно ещё где-либо встретить. Все газеты в унисон пишут о «советской оккупации», а постулат «СССР освободил поляков от фашизма» считают позорной пропагандой времён ПНР. Такое впечатление, будто смысл существования нынешнего государства польского – это борьба с коммунистическим прошлым, а история Польши – это Катынь, Варшавское восстание 1944 года (провалившееся, конечно, по вине Сталина), сибирские лагеря, многовековое угнетение поляков русскими царями.

Читаю форум и неотвратимо погружаюсь в шизофренический мир. Это ж до чего детоталитаризация довести может! Поляки по каждому поводу шпыняют русских (покайтесь за Катынь! покайтесь за Сталина!), а россияне – чего и следовало ожидать после такого прессинга – отвечают «антипокаянием»: никакой Катыни не было, это Геббельс придумал, а вы, поляки, покайтесь за 30 тыс. красноармейцев, которых в 1920-м уморили в концлагерях! В пику «десталинизации» они выступили на форуме под никами NKWD, KGB и т.д., иронически величая друг друга «коннофинноугромонголокацапами» и «кровавой гебнёй». При нейтральном общении это вполне нормальные люди, обычные россияне, но как только их начинают «десталинизировать», то просто звереют.

Я, конечно, в этой «психушке» участвовать не стал. Подружился с двумя интеллигентными поляками-русофилами, обсуждаю с ними русскую и польскую литературу. Но с некоторых пор начал замечать... Вот говорим мы о «Мастере и Маргарите» Булгакова, о мистической стороне романа, и вдруг мой друг заявляет: Воланд – это Сталин. «Да какой же Сталин, – отвечаю ему, – Воланд – это демон, бес, а Сталин человеком был». Нет, Булгаков изображал в образе Воланда «отца народов» – и давай аргументами сыпать. Не заметил я, как уже вовсю дискутирую о репрессиях 1937 года, об оруэлловском социализме и... Варшавском восстании 1944 года, которое Сталин якобы своим бездействием обрёк на подавление немцами. И так во всём: стоит заговорить о Сергее Есенине, Владимире Высоцком, как оказываюсь в каком-то непонятном диспуте, в котором меня «десталинизируют».

Последней каплей стала песенка про чижика-пыжика. Спрашивается: ну а там-то сталинский тоталитаризм где? Есть, есть! Збигви рассказал весёлую историю, как эту песенку в XIX веке придумали студенты Императорского училища правоведения, и написал, что позднее НКВД расстреляло некоторых его выпускников. А под конец добавил «современности» – как депутат Думы Минкин высмеял отсутствие демократии в России: «Если бы Президент захотел, чтобы гимном России стал “Чижик-пыжик”, Госдума бы проголосовала за».

«Ну, сейчас понесётся...» – подумал я. И точно. Один из представителей «кровавой гэбни» на польском форуме сразу же среагировал: «Збигви, почему тебя так волнует российский гимн? Он вполне мирный. А если мы его переделаем на польский лад, знаешь, что получится? “Дал нам пример Сталин, как побеждать. Марш, марш, Будённый...”». Удивлённый таким поворотом, посмотрел я в текст нынешнего польского гимна – да, прямой подстрочник, только имена заменены. Начинается он так: «Ещё Польша не погибла, пока мы живы. Всё, что отнято вражьей силой, саблею вернём». И далее: «Дал пример нам Бонапарт, как должны мы побеждать... Слушай, похоже, наши бьют в барабаны. Марш, марш, Домбровский...» Оказывается, в качестве гимна поляки взяли себе песню, сложенную ещё в 1797 году, когда генерал-поручик Ян Домбровский с позволения Наполеона Бонапарта создал в Италии Польские легионы и собирался отвоевать независимость Польши у австрийцев и русских. В этой песне есть ещё пара куплетов, которые из толерантности не включили в официальный гимн: «Немец и москаль не усидят, когда, подняв палаш, общим кличем встанем согласно... Воскликнем все в один голос: хватит этого рабства!»

Помнится, впервые услышав гимн другой страны – современной Украины – удивился я его трагизму: «Ще не вмерла Украина...» Оказывается, и у поляков гимн начинается также: «Ешчэ Польска не згинэла». Это, конечно, их дело, какие выбирать себе национальные символы. Но для своей страны я бы не хотел ни комплекса угнетённого раба, ни комплекса угнетателя-москаля, возведённых в ранг государственной политики. Об этом я и решил написать Збигневу.

Два буфета

Если кратко, то смысл послания был в следующем: «Знаешь, Збвигви, ты не обижайся, но обсуждать “советский тоталитаризм” я не хочу. С начала 90-х по 2000 год в России выпущено множество кинофильмов, телепередач, книг, статей об этом. Неужели 10 лет “детоталитаризации” недостаточно для оценки 70 лет “тоталитаризма”? Репрессии Сталина УЖЕ осуждены в нашем обществе, и этот процесс продолжается спокойно, без порывания волос на голове. Уточняются разные обстоятельства, судьбы – отдаётся дань памяти репрессированным. Я это вижу по публикациям в газетах у нас в Коми, которую здесь называют “Голгофой России”, по работе местного “Мемориала”, по церковным молебнам и крестным ходам в память о невинно убиенных. На государственные деньги Фонд “Покаяние” уже много лет издаёт у нас “Мартиролог” – в общей сложности это уже 23 толстенных фолианта. Всё уже разложено по полочкам. Не веришь? Вот тебе снимок моего буфета, сверху на нём и выстроился “Мартиролог”. А справа на нём лежат тома “Книги Памяти”... Видишь? Ну, как мне тебя ещё убедить?

Буфет, принадлежавший Л. Ленину
Вологодский буфет, принадлежавший Л. Ленину, с «Мартирологом» наверху...

А знаешь что, расскажу-ка про этот буфет. В начале ХХ века он принадлежал Ленину. Не Ульянову В. И., а настоящему Ленину, у родственников которого вождь мирового пролетариата взял паспорт, чтобы эмигрировать за рубеж. История эта занимательная, но и трагическая – о подмене, предательстве и свершившемся покаянии.

В советское время поддерживалась официальная версия, будто В. И. Ульянов взял псевдоним Ленин после расстрела рабочих в 1912 году, вошедшем в историю как Ленский расстрел (это было на сибирской реке Лена). На самом деле впервые подпись “Н. Ленин” под его статьёй была опубликована в 1905 году. Такой же псевдоним он использовал в Женеве в 1902-1903 годах. Откуда же псевдоним взялся? Как ни странно, он действительно связан с великой сибирской рекой.

В незапамятные времена был такой Иван, по прозвищу Постник, который на реке Лена построил крепость. За это царь одарил его подарками, и заодно Иван получил фамилию – Ленин (в царскую грамоту вписали). Внук его Никифор Леонтьевич Ленин отмечен в “боярских книгах”, то есть уже был боярином. Прошли века. На Руси жили-поживали потомки Ленского строителя: помещик, крупный землевладелец Ярославской губернии Николай Егорович Ленин и его брат Александр Егорович, штабс-капитан в отставке, вологодский помещик. Дальнейшие наши герои – их дочь и сын, т.е. двоюродные брат и сестра. Дочь Николая была лучшей подругой Надежды Крупской и тоже революционеркой. Когда В. И. Ульянов бежал из Империи за границу, она украла паспорт своего отца Николая Ленина и отдала Крупской, а та передала Ульянову. Так в Женеве появился “Н. Ленин”, человек с украденной фамилией.

Теперь перейдём к сыну Александра Ленина – двоюродному брату той девицы, что выкрала отцовский паспорт. Звали его Леонид Александрович. Он был председателем съезда мировых судей Усть-Сысольского уезда. Отпуска он проводил в отчем доме на Вологодчине, там же купил буфет (тот самый, что у меня стоит) и привёз его на пароходе в Усть-Сысольск, нынешний Сыктывкар.

В 1918 году Леонида Ленина арестовали. Группу арестованных на глазах жён и детей посадили на пароход “Сысольск” и доставили на заливной остров между Сольвычегодском и Коряжмой. Там их 24 сентября 1918 года расстреляли. Спустя много лет к Наталье Лениной, младшей дочери Леонида Александровича, приехал человек по фамилии Фролов, один из конвоиров в расстрельной команде. Он покаялся перед ней, что участвовал в злодействе. И рассказал о последних минутах жизни её отца: “Свою смерть он встретил достойно: молитву читал. Добивать его не пришлось, пуля попала в голову”.

...и его польский оппонент
...и его польский оппонент

Сама Наталья уже не была Ленина – маленькой её удочерил известный в Коми геолог Попов, который дал ей свою фамилию и новое отчество. Её брат, уехавший в Ленинград, тоже сменил фамилию – с Ленина на Лёнин. Ещё осталось две дочери Леонида Ленина. С одной из них я лично познакомился в 90-е годы. Она ничего не меняла, по паспорту – Вера Леонидовна Ленина. Как прямая наследница отца, она приехала в Сыктывкар забрать себе его личные вещи. В ту пору много предметов из дома Ленина находилось в краеведческом музее Сыктывкара. Неким образом в эту историю был вовлечён и я: Вера Леонидовна попросила организовать машину, вывезти вещи на железнодорожный вокзал и погрузить в контейнер. Буфет и стол туда не поместились, и Вера Леонидовна отдала их “за труды”. Так у нас появился ленинский буфет.

Ну, как тебе эта история? Кто, по-твоему, более достоин сочувствия – покаявшийся солдат из расстрельной команды или сын жертвы, отказавшийся от своей родовой фамилии, уходящей в глубины русской истории? Видишь, как у нас всё сложно... А ты говоришь “тоталитаризм”. В нашей истории всё так взаимосвязано – и кого тут судить? Одно я знаю точно: палачи и жертвы встанут когда-нибудь перед настоящим Судией, и каждому воздастся».

Прошло несколько дней, Збигви не отвечал. Когда всё же напомнил ему, он ответил коротко: «Я тебе завидую с этим буфетом и столом! Историческая мебель! А история очень интересная, большое спасибо. Этой мебелью твои внуки будут гордиться! Я люблю старую мебель, вот фотка, на которой виден мой буфет». И поляк поместил фото замечательного резного антиквариата. Посмотрел я и ответил: «Классный буфет! Мой попроще...» На этом выяснение истины закончилось. Мы продолжаем дружить, обсуждать литературу и... советский тоталитаризм.

Кто виноват?

Детоталитаризация – это не покаяние. Это нечто неживое, на ней «трава не растёт». Никакой пользы России она не принесёт. Более того, она обессмысливает и запутывают нашу историю, пряча в тень главных причинников катастрофы 1917 года. А именно тех, чьи идейные потомки и продвигают сейчас программу детоталитаризации. Это я ещё больше осознал, когда писал своё послание польскому другу. Подняв материалы о Л. А. Ленине, в газете «Вера» наткнулся на его письмо к Святейшему Патриарху Тихону (Письмо Патриарху, «Вера», № 324, 1998 г.). Вот его фрагмент: «Правление большевиков, захвативших власть в России в свои руки, непоправимо сгубило наше дорогое Отечество, и это надо признать за совершившийся факт. Их всеуничтожающие и разрушительные декреты внесли полную путаницу в жизнь народа, разделив его на два лагеря... Мало того, теми же декретами возбуждается открытое гонение на Церковь Христову. Это ли не гибель Родины!» Далее Ленин жалуется, что разогнаны окружной суд, уездное земство, а власть захватил совет народных депутатов. «Главным инициатором создания у нас такого совета, давшим ему мысль присвоить себе власть верховную законодательную, явился священник Дмитрий Попов, заявивший, что ныне “все законы опрокинуты”, что все учреждения утратили авторитет власти и что поэтому совет должен вырабатывать новые законы». В заключение письма Ленин и его единомышленники просят Его Святейшество «отозвать этого священника как противника Христова учения». Удивительный поворот! Добропорядочный священник – и советский комиссар. А чему удивляться? Вот такие добропорядочные, либеральные люди и двигали революцию.

протоиерей Дмитрий Поповпротоиерей Дмитрий Попов
протоиерей Дмитрий Попов

Накануне буржуазной революции либерализмом была заражена подавляющая часть русской интеллигенции – от гимназистов и чиновников до приходских священников. Если посмотреть послужной список о. Дмитрия Попова – то это самый обыкновенный батюшка. Успешно окончил Вологодскую Духовную семинарию, за рвение и катехизаторскую работу был довольно быстро произведён в благочинные пятого округа Усть-Сысольского уезда. Пожалован набедренником и золотым наперсным крестом. Всего себя он отдавал Богу и людям – безбоязненно посещал заразных больных, открыл первый в уезде приют для престарелых. При этом писал стихи и увлекался прогрессистскими идеями, как многие в ту пору. На съезде вологодского духовенства был выбран депутатом IV Государственной Думы, где поддерживал прогрессистов и большевиков. Несколько раз передавал в фонд большевистской газеты «Правда» десять рублей золотом. Когда в феврале революционные войска подошли к Таврическому дворцу, он вышел к солдатам в полном облачении и благословил их крестом «на начало революции», которая скинула царя. Затем участвовал в политической деятельности на стороне эсеров, мечтая об учреждении в Зырянском крае парламента, устроенного «по типу, принятому в Американских Соединённых Штатах». В 18-м году в священническом облачении он возглавляет шествие по Усть-Сысольску с красными знамёнами и лозунгами «Да здравствует Интернационал!». В качестве комиссара Совнархоза встречается с вождём большевиков Владимиром Ульяновым-Лениным, участвует в различных мероприятиях...

Поп-расстрига (сана лишён в 18-м году) до начала сталинских репрессий не дожил, умер от сердечного приступа. Но тысячи и тысячи таких же добропорядочных российских интеллигентов, либералов-прогрессистов, желавших «модернизации» России, в 30-е годы сгорели в топке своей же революции. Жалко их. Но упаси нас Господь от таких модернизаторов...

Мартиролог Покаяние

Сняв с «исторического» буфета «Мартиролог», листаю страницы. Сколько фамилий! Кто из них виновен в революции и тоталитаризме, а кто нет? Кто сможет это определить? Мы можем помнить, но не судить. И сознавать, что был грех и было наказание. Был нам урок, который ещё не до конца усвоен. Иначе откуда бы появлялись все эти прогрессистские проекты, зачёркивающие 70 лет и отбрасывающие нас обратно в Февральскую революцию?

М. ВЫГИН




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга