ВЕРТОГРАД

ЕДИНСТВО РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО НАРОДА

В уходящем году незаметно прошёл один очень важный для русской церковной жизни юбилей – 40 лет отмены клятв на старые обряды. Почему «незаметно»? Человек, приславший нам эти тексты, с горечью отметил: «Тогда на Поместном Соборе РПЦ анафемы на старообрядцев были признаны «яко небывшими». Прошло 40 лет, и при обсуждении этой темы во внутрицерковной среде обычно обнаруживается, что эти самые отмены клятв и есть «яко небывшие»». Заметно это и в приходской жизни: стоит кому-то на богослужении в обычном храме перекреститься двумя перстами – и на него зачастую смотрят как на еретика. Не мудрствуя, мы предлагаем просто вспомнить о решениях того памятного Собора. Печатается в сокращении.

Из доклада митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 г.

Более трёхсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон - и новообрядческой, и старообрядческой - было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны. Трезво мыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю пагубность и никчёмность взаимных раздоров, глубоко скорбели о разделении русских православных христиан. Предпринимались попытки на определённых условиях достичь соединения. Наибольший успех выпал на долю так называемого единоверия, хотя оно окончательно и полностью не решило проблемы прекращения раскола.

Непосредственным поводом к возникновению в Русской Православной Церкви старообрядческого движения, а затем раскола послужили, как известно, реформы Патриарха Никона по исправлению богослужебных книг и церковных обрядов, предпринятые им в целях достижения единообразия между русской и греческой церковно-богослужебной практикой. Патриарх Никон исходил из ошибочного взгляда, что «существующие у нас с греками разности (в чинах и обрядах – М.Н.) растлевают нашу веру», почему устранение этих разностей считал делом таким же необходимым, как и «очищение Православия от ересей и погрешений». Отсюда крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности, к которой Патриарх Никон приступил вскоре после вступления на патриаршую кафедру в 1658 году. Перед наступлением Великого поста Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память», т. е. распоряжение, которым предписывалось при чтении молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами... Естественно, что против такого распоряжения Патриарха Никона открыто восстали некоторые влиятельные лица из духовенства: епископ Коломенский Павел, протопопы Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и некоторые другие.

Подобная реакция на первые распоряжения Патриарха Никона была вполне закономерной, потому что Патриарх Никон, при всём величии своего положения и патриаршей власти, не имел права единолично отменять постановление Стоглавого Собора относительно двуперстия.

За разъяснениями вопросов обрядового характера и поддержкой своих реформ Патриарх Никон обращался к приезжавшим в Москву Патриарху Антиохийскому Макарию, Митрополиту Сербскому Гавриилу и другим иерархам, которые за богослужениями заявляли русским, что православному христианину следует изображать на себе крестное знамение тремя первыми перстами, а кто изображает двумя перстами, тот подражает еретикам и проклинается... И Патриарх Никон в своей речи на Соборе 1656 года заявил, что сложением перстов при двуперстном крестном знамении «неправо исповедуется таинство Пресвятыя Троицы... и таинство Воплощения».

Справедливости ради мы должны признать приведённые Собором основания для замены двуперстия на троеперстие более чем сомнительными, а следовательно, и клятву, положенную на двуперстников, как «еретиков», совершенно неосновательной. Беспристрастный голос русской церковной истории к тому же свидетельствует, что двуперстное крестное знамение у православных русских людей всегда было, есть и, несомненно, будет церковным обрядом, выражающим православное учение веры.

Смешивая обряд с догматом, Патриах Никон смотрел на разности в обрядах как на различие в вере... Когда двуперстие, принятое русскими от греков вместе с православной верой, было объявлено за еретический обряд, то ревнители русской церковной обрядности, в порядке её охранения, естественно, должны были увидеть то же самое в троеперстии. По поводу церковных реформ Патриарха Никона начались споры и разделения: одни, послушные голосу церковной власти, приняли их, другие решительно отвергли, несправедливо полагая, что в результате этих реформ искажается чистое русское Православие. Ко времени Большого Московского Собора 1667 года русское церковное общество из-за реформ Патриарха Никона окончательно разделилось на два враждующих лагеря. Возложенная Собором анафема стала роковой: окончательное разделение Русской Православной Церкви совершилось.

Впервые вопрос об отмене означенных клятв был поднят старообрядцами в 1783 году. Митрополит Платон высказался за отмену клятв, но не вообще, как об этом просили старообрядцы, а только с тех старообрядцев, которые «соединяются с Церковью, и истину её, и таинства, и священство её признают действительными».

С учреждением единоверия соборные клятвы продолжали смущать совесть старообрядцев-единоверцев. Вопрос об отмене клятв подвергался обсуждению на Первом и Втором Всероссийских съездах православных старообрядцев (единоверцев) в 1912 и 17-м гг.

Поместный Собор 1917-1918 гг. должен был вынести определённое постановление о клятвах. Соответствующий Отдел Поместного Собора составил «проект соборного постановления об отмене клятв, и только отвлечение Собора в сторону внешнеорганизационных вопросов помешало ему превратить этот проект в окончательное соборное постановление». В 1929 году вопрос о снятии клятв обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода. Вскоре же было принято Синодальное определение, в котором говорилось, в частности, следующее:

«Богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских Патриархах, признаем православными; свято хранимые многими православными, единоверными и старообрядцами церковные обряды – спасительными. Двоеперстие, слагаемое, во образ Пресвятой Троицы и двух естеств в Господе нашем Иисусе Христе – обрядом в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся...

Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные ни встречались и кем бы ни изрекались, – отвергаем и яко не бывшие вменяем.

Клятвенные запреты... мы, руководствуясь примером самого же Собора 1666-1667 гг., отменившего клятвенные постановления Собора Стоглавого, по данной нам от Всесвятого и Животворящего Духа власти вязать и решить, разрушаем и уничтожаем «и яко не бывшие вменяем»».

Это постановление об отмене клятв явилось, таким образом, окончательным завершением исторического развития вопроса об отмене клятв Патриарха Антиохийского Макария и Московских Соборов 1656 и 1667 гг. на сегодняшний день...

Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление... об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. Утвердить постановление... об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и счи-тать эти клятвы, яко не бывшие.

Освящённый Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Дальнейшая история

В ноябре 2000 года отмечалось 200-летие Единоверия (старообрядных приходов в лоне РПЦ). Торжество началось с молебна по древнему чину в Успенском соборе Кремля, его служили иерархи Русской Православной Церкви в сослужении единоверческих клириков. На состоявшейся в Свято-Даниловом монастыре юбилейной конференции Святейший Патриарх особо подчеркнул, что «чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви».

В октябре 2004 года при ОВЦС МП создана Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, которую до своего избрания на патриаршество возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, позже её возглавил архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев).

К настоящему времени в Русской Православной Церкви насчитывается около 30 старообрядных приходов (в 1990 году их было 3, в 2000-м – 12). Самой многочисленной является община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии. Крупный старообрядный приход имеется в Русской Православной Церкви за границей (г. Ири, штат Пенсильвания, США), образовавшийся в результате перехода в РПЦЗ поморской старообрядческой общины. С 2007 года при Покровском храме в Рубцове действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции РПЦ, «призванный способствовать укреплению единства русского церковного народа и преодолению последствий раскола XVII века» (www.oldrрc.ru). Как подтверждено было в уходящем 2011 году, его задачами являются изучение и актуализация духовного наследия Древней Руси.

Из последних событий. 13 декабря 2011 года, в день памяти св. апостола Андрея Первозванного, у частицы его мощей в храме Христа Спасителя был совершён молебен древним чином, который продолжался более часа. В богослужение приняли участие клирики и прихожане старообрядных храмов РПЦ, молитвенно пел хор Михаило-Архангельского единоверческого храма.