ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

ЗА КОГО ПОЧИТАЮТ МЕНЯ ЛЮДИ?

20 апреля -Мк. 8, 27-31.

И пошёл Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты Христос (27-28).

Полное непонимание Господа Иисуса Христа и даже глупость проявляли иудеи в своих суждениях о Нём. Как можно было считать Его Иоанном Предтечей, недавно казнённым?
Неужели мог великий пророк Илия, взятый живым на небо, возвратиться оттуда и воплотиться в Господа? И другие пророки, совершившие свои великие дела, зачем воскресли бы в образе Иисуса? Если спросил Господь наш Иисус Христос, за кого почитают Его люди, то только для того, чтобы дать Своим апостолам повод высказать их собственное мнение о Нём. Велик и полон глубокой истины ответ, который дал Господу Симон (Пётр). Истину этого ответа запечатлел Сам Христос, назвав Симона блаженным, а истину слов его – открытой ему Самим Богом.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Проникнуть в тайну Иисуса, руководствуясь только своим рассудком, в то время (как, впрочем, и теперь) едва ли было возможно. Сейчас нам кажется непонятным и странным, что находились люди, которые относились к Нему с презрительным недоверием… Но если бы мы оценили обстановку жизни Иисуса и представили себе, как Он выглядел «во время оно», то поняли бы, что со стороны апостолов признать в Иисусе Христе Сына Божия было настоящим подвигом веры. Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей вере Он создаст Свою Церковь. Поэтому сила Церкви будет заключаться в непоколебимом, как камень, открытом исповедании людьми их веры во Христа.

Епископ Вениамин (Пушкарь)

БОЛЬШИЙ ДА БУДЕТ ВСЕМ СЛУГОЙ

21 апреля -Мк. 10, 32-45.

Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (32-45).
Любовь же ваша пусть узнает, что чаша Господня бывает двоякая. Чаша страдания и смерти Господней совершилась на Голгофе, а чаша воспоминания о них совершается на Божественном престоле под видом хлеба и вина. Апостолам было повелено испить обе сии чаши, то есть причащаться Тела и Крови Христовых и пострадать за Христа. Нас же Господь не принуждает, чтобы мы распялись на вещественном кресте подобно Ему и святым апостолам. Господь знает, что если мы не в состоянии вынести и малой какой-либо обиды, то как бы мы могли терпеть, если бы тело наше было пригвождаемо и раздробляемо на части? Ведь даже многие святые, не будучи в состоянии понести этого, скрывались в пустынях... Итак, Господь только желает, чтобы мы пили чашу воспоминаний о Его страданиях и смерти, то есть чтобы мы часто причащались Божественных Тайн Тела и Крови Христовых.

Святитель Димитрий Ростовский

В сущности, этими словами Иисус переворачивает всё устроение мира с ног на голову – начальствующий становится лишь служащим. Человечеству очень трудно понять, что всякое служение идёт именно через крест, потому что на протяжении истории, начиная от учеников, всегда было желание отделить Иисуса от креста. Принять Его нравственную сторону и отвернуться от страдания, смерти, которая за этим следует. А между тем именно таков был путь и апостолов, и последующих праведников. Иоанна Златоустого, который призывал вельмож жертвовать деньги на бедных и отказываться от роскоши. Митрополита Филиппа, который призывал Ивана Грозного отказаться от бессмысленных преследований. Таков путь был многих новомучеников Российских…

Протоиерей Александр Борисов

Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: наши старания и стремления не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы мы Царство Небесное наследовали. Разве мать платит своим детям за то, что они помогают в её заботах? «Ничего нельзя заработать, – говорит Христос, – потому что вы же не рабы, не наёмники… вы не чужие, вы – свои…»
Когда мы молимся, мы просим у Бога не улучшения жизненных условий или успехов в работе, а чтобы Он любви нам послал. Мы подвига просим: пить чашу Его и креститься Его крещением… И ответ Его надо принять с радостью и благодарностью.

Протоиерей Алексий Уминский

ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ

27 апреля (Лазарева суббота) -Ин. 11, 1-45.

Сёстры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря… Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (3-5, 17, 21-21, 39-44).

В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. Воскрешение Лазаря – это было как бы воссоздание его вновь, то есть образ того, как Господь воссоздаст тела умерших из праха. Но Лазарь был возвращён к земной жизни, прожил несколько десятилетий, стал епископом и, по преданию, принял мученическую смерть за веру в Христа. А всеобщее воскресение мёртвых будет не только воскрешением, но и преображением человеческих тел. Воскресение мёртвых станет началом вечной жизни и будет победой над смертью.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Мы стоим на грани страстных дней, и в образе Лазаря и его воскресения встаёт перед нами большая надежда: Господь крепче смерти. Пришёл Господь и повелел Лазарю встать: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побеждённый, окружённый сетованием, часто безнадёжным. Но Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: «Не бойтесь! Тот друг Господень, который в вас есть, который кажется безнадёжно мёртвым, от одного слова Его может воскреснуть! Войдём в страстные дни с надеждой, что мы идём к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от нашей поражённости к победе Господней».

Митрополит Антоний Сурожский

В чём смысл этого события, которое так светло, так победно празднует Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль Христа и эту силу воскресить мёртвого? Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой смерти Он созерцает торжество смерти, которой Бог не сотворил, но которая царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя её в бессмысленное чередование дней, стремящихся к пропасти.
И вот этот приказ: «Лазарь, иди вон!» Это чудо любви, торжествующей над смертью, это объявление ей войны Христом. И для того, чтобы разрушить смерть и её тьму, Сама Жизнь сойдёт во гроб встретиться со смертью лицом к лицу.

Протопресвитер Александр Шмеман

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга