ОТЧИНА

СОВЕТЫ ПЕРЕСЕЛЕНЦА

(Окончание. Начало в № 689)

Спасительная простота

Купив старый дом и переехав в деревню, многие горожане сразу же отчаиваются: вроде дом-то с виду был хороший, крепкий, а как поселился, тут же обнаружились проблемы. И здесь надо чинить, и там... Ужас! Что тут можно сказать? Первое: деревянный дом – не городская квартира. Поэтому не пугайтесь постоянного мелкого ремонта, в деревне это нормально. И второе: ищите простых, рациональных путей решения проблем.

Вспоминается один случай. В стародавнюю бытность мою лейтенантскую, прораба инженерно-строительных войск­, была мной получена некая задача к исполнению, а к ней – отделение солдат-азиатов. Непосредственно на месте поставленная задача смутила. Вроде делов-то – заменить две водопропускные трубы в железнодорожной насыпи, через которые протекала шустрая подмосковная речушка Кунья. Следовало раскопать насыпь, демонтировать трубы (железобетонные, в человеческий рост), отвести реку в другое русло, восстановить размытое основание из щебня, затем положить новые трубы, заново отсыпать насыпь, уплотнить её. Это ж сколько времени уйдёт...

Решение я нашёл: чтобы не копать временное обходное русло, надумал сперва пустить поток в одну трубу и тем временем заменить другую, а потом наоборот. Но как это сделать? И сказал я своим бойцам, сынам Востока (больше руками показал): «Нада вода туда пускать, а тут не нада!» Собрали мы в округе всякий хлам, изобильно из земли выпиравший отовсюду в советские времена: металлические профили, старые покрышки, доски, проволоку и т. д., чтобы перегородить речку. Глаза боятся, а руки делают... Что было дальше, я не видел, поскольку в тот день надо было срочно встретиться с другом, таким же разгуляй-старлеем, Андрюхой Кустовым. На другой день прихожу на объект. Батюшки, "днепрогэс"-то наш уже построен, река несёт свои воды в строгом соответствии с моим корявым пэпээром (проектом производства работ).

К чему я это вспомнил и какие же мудрые выводы из этого можно вывести?

Ну, первый, довольно банальный: неразрешимых задач жизнь нам дружелюбно не поручает. И второй... Смотрите: та, довольно затруднительная, задача оказалась элементарно решаема. Сельские труженики, декхане, привыкшие использовать в своей повседневности подручный материал, даже в цивилизованной имперской армии ещё не видавшие экскаватор-«драгляйн», обошлись тем, что было под рукой. Вытянули репку!

Не перестараться

В предыдущей части своих записок я упоминал, что всё-то мы нынче норовим свои проблемы решать кардинально (глобально, капитально, современно, технично). А ведь так не всегда обязательно делать, иногда даже не нужно и не полезно.

Вот ещё пример, уже из своей сельской жизни. Недавно пришлось мне, в негордом одиночестве, заниматься восстановительными работами на святом источнике, в преддверии скорого Петропавловского праздника и массового стечения паломников. Времени оставалось предельно мало, силёнок тоже было маловато, ибо упахался на другой работе...

А дело и вправду было ответственное. Отвлекусь – скажу про сам источник-то, наречённый во имя Петра и Павла. Проистекает он невдалеке от нашей деревни Заручевье Окуловского района Новгородской области и со времён прежней, богоборческой, власти пребывал в мерзости запустения. Слава Богу, году в 2004-м православные сотрудники новгородского «Инжстроя» установили здесь пятиметровый Поклонный крест с иконой Первоверховных Апостолов, а немного ранее новгородские реставраторы из бригады Коли Ракова поставили какой-никакой сруб. И с тех пор ежегодно накануне 12 июля появлялся здесь старший лейтенант инженерно-строительных войск в запасе: косил траву, «пинотексил» крест, прочищал водовод, поправлял деревянный жёлоб, из которого истекала святая водица, которая, как гласит предание, особенно помогает при глазных недугах. В сам праздник сюда приходили местные деревенские за водицей, иногда с приезжими питерцами-«цветочниками» (прихожанами храма во имя Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша», что на Цветочной улице), читали акафист, после чего здесь всё замирало до будущего года. И вот в последние два года возникло у меня желание порадеть святому месту. На большаке, при въезде в Заручевье, поставил я указатель со стрелочкой: «Святой источник Петра и Павла, 1 км», более или менее регулярно стал мотокосой прокашивать тропочку туда. А ещё стал чаще очищать водовод из сруба, который постоянно забивался травой, из-за чего движение воды почти останавливалось. Вот это последнее радение моё вышло боком: водовод-то очистил, да освобождённый ток воды размыл всё, что можно было размыть, в итоге уровень воды существенно упал. А тут праздник на носу, паломники приедут. И что мне теперь было робить? Срочно нужны материалы. И время нужно! «Всё пропало, шеф, всё пропало!» Или, как баба Аня говорит: «Ау, и ноги в траву»?

И ведь нету ничего под рукой! Поначалу, как у типичного городского интеллигента, заработала мысль «инженерная»: вертолётные поставки? металлический «шпунт»? цементная инъекция? бетонные блоки? звонок другу? благотворители? бригада таджиков из Боровенки? Увы, увы! Вот похвалил выше прежде небалованных азиатов, а ведь они нынче уже упавшему гвоздю и в пояс не поклонятся, да что гвоздю! – у них уже и тачки одноразовые! А про нас, цивилизованных баев, и говорить неча! Думал я, думал и – за отсутствием всякого всего, с «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – принялся срубать в изобилии растущие вокруг осинки, рябинки, ольхушки. Потом стал тем же топором чекрыжить их на полуметровые палочки, затачивать и забивать – по контуру водовода и на водосвале. Забивал-забивал... Уж когда доконали слепни, домой отправился, намереваясь прийти на другой день с утра пораньше. Но – ребята! – уходил я уже успокоенный, ибо знал, что нет мне нужды срочно телеграфировать «в Центр»: «Всем, всем, всем! Срочно пришлите мне следующее...»

Ничего, ребятушки, Господь не без милости! И так справимся... и справился!

Я к чему весь этот экскурс в прошлое совершил – на всякий случай, как майор Лукин говорил: «Повторяю для самых одарённых!» Цель моих записок какая? Сколько-то поспособствовать отвыкшим от глубинки деятелям пройти, минуя самими же нами замаскированные в траве грабли, к намеченной цели.

И еще раз о простоте

...Кстати, какая цель-то у нас? Я так, как в Окуловке случится быть, всё-то соратника своего шутейно тренирую от атеросклероза:


Юрий Николаевич, сельские будни...

– Юрий Николаевич, какая у нас главная цель?

Дед губами пошевелит, бородку потрогает и отвечает, этак незамысловато-хитренько:

– Какая! Знамо дело, какая у нас цель! Тут и говорить не о чем!

Дескать, эва! – о чём спросил.

– Так какая же?

– Ну, так это... трезвиться и бодрствовать!

Я его – вроде строго – поправляю:

– Это главная задача! А цель?

Ну, тут он уже уверенней:

– Душу спасти.

– Вот! – согласно восклицаю я, поднимаю пальчик и с ласковым прищуром качаю головкой (младостарец этакий), безобидно копируя нашего милого батюшку, о. Иоанна Миронова. – То-то и оно! Наша главная цель – Царство Небесное!

Шутки шутками, а кто-то, не улыбнувшись, скажет: эва, хватил! Это ж совершенно разные уровни: деревенские хозяйственные проблемы и спасение души!

А я отвечу, почти что не шутя:

– Я ведь пишу для православной газеты, где именно так и должно ставить вопросы. А что касается простоты – так ведь в деревне и спасаться проще. Слышите? – проще! Многие знают, что слово «простой» – хорошее слово и непостыдное. Но все ли толком понимают почему? Простой означает свободный! По-настоящему свободный, без «слабоды», без слабости! Простор, прощение... Воля! Вот я и привёл пространное такое объяснение, корнями уходящее в уже прошлый век. Например, у нас в Заручевье: что ни потребуется из «эдакого» – всё надо привезти; да хоть где уже – за любой ерундой беги в магазин, а всамделе – нужна ли нам тая ерунда?

Приведу ещё один пример – теперешнего «здравомыслия», образец самого подхода нашего к «простому и сложному».

Однажды, работая в организации, курирующей крупные строительные объекты, был я «взят и поставлен» на высокую, суперсовременную кровлю огромного лесоперерабатывающего производственного цеха, который ждал приёмки. Кровля мягко колыхалась под ногами, будучи устроена из огромной (сотни квадратных метров) ПВХ-мембраны. Вокруг меня со всех сторон в небо, исчирканное инверсионными следами сверхзвуковых самолётов, торчали блестящие вентоголовки и антенны. Фантастический пейзаж, которым, по тактическому замыслу капиталистов, должен был проникнуться стройнадзор в моём лице, равно как и предстоящим фуршетом. Но вместо того чтобы головой крутить, наклонился я и подобрал электродный огарок – один из многих, валявшихся вокруг.

– Что находится под мембраной? – спросил у сопровождавшего меня здешнего технического работника, сам, впрочем, отлично зная конструкцию.

– Эффективный теплоутеплитель, минвата, – как по писаному рапортовал мне он.

– Многие сотни кубометров утеплителя, эффективного лишь, пока он сухой, – уточнил я. Работник согласно склонил белую каску, а я продолжил: – А под ним различные электрические кабеля и подвесные потолки из папье-машье, офисы, где на столах компьютеры и разная другая недешёвая оргтехника, и защищает всё это от дождя и снега красивый зарубежный материал толщиной в пару миллиметров...

– Не совсем так, – тактично возразил он чиновнику-надзирателю.

– Нет? – спросил я. – А у вас нет ли кусочка этого материала?

ИТР огляделся и поднял фирменный лоскут, в который я, без особенного труда, воткнул подобранный огарок и не без ехидства поинтересовался:

– Если бы вам потребовалось плыть через океан пару месяцев на такой лодке, вы бы допустили, чтобы в ней валялись рыболовные крючки?

Работник, смиренно восприняв нахлобучку, по мобильнику дал указание (всё тем же азиатам) немедленно очищать крышу. И он был счастлив, что легко отделался. Но я, честно говоря, сам внутри себя капитально озадачился – не обычным нашим разгильдяйством, а подходом, привнесённым к нам с Запада. Ведь кровля, на которой мы стояли, характеризуется во всех пособиях именно как «сложная инженерная система», понимаете?! Притом эта сложность настолько уязвима, что не только человеческий фактор, а даже вздорная ворона в состоянии нанести непоправимый ущерб, который заметят лишь, когда полетят искры или что-то провалится. Подход, имя которому... вавилонская башня!

И нам, если хотим пожить ещё по-человечески, нужно заново обучаться жить, решая проблемы не «кардинально», а смиренно и в простоте. Не щепой, конечно, крыть квадратные километры, но и не «ондулином», и уж никак не резиной натягивать. Поглядите на дедовские постройки: с умом приспособленная, примитивная деревяшечка отводит воду, так что не надобны ни силиконовый герметик, ни металлические сливы. Всё ремонтабельно: слово – язык сломаешь, но оно того стоит: взял молоток, гвоздичек, вынул подгнивший лемех, вставил свежевыструганный; ветром сырь подсушило и... живи и радуйся! Сходи сенцо повороши, в лес – грибки, говорят, пошли, глянь! В храм иди, сегодня воскресный день!

Взирая на кой-где сохранившиеся пока ещё старинные постройки и поделки, невольно восхищаешься простой и надёжной мудростью предков, у которых самые тяжкие проблемы до урочного часа подпирались палочкой-выручалочкой, но уж никак не на резинку вешались. Да, дорогие мои, учиться и учиться нам надо у предков, а не про эволюцию какую-то там мудровать. С эволюции получается революция, а там уже и до эмансипации и депопуляции рукой подать! На этом заявленную тему и закончу пока. Жив Господь!

Андрей ЕГРАШОВ
Новгородская область
август 2003 г.

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга