ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДВЕ ВСТРЕЧИ В «ВАСИЛЬКАХ»


«Детские вопросы». На одном из занятий в православном семейном доме «Васильки»

О православном семейном доме с ласковым названием «Васильки», что находится в одном из уголков Петербурга, мы уже однажды рассказывали (Дядя Лёня, «Вера», № 629). Он был создан ещё при жизни отца Василия Ермакова и по его благословению. Официально семейный дом называется так – Православный центр дошкольного воспитания. Здесь много интересных кружков и талантливых преподавателей, которые работают не только с детьми, но и с родителями. Иногда для расширения кругозора пап и мам сюда приглашают специалистов своего дела. О двух таких встречах хотелось бы рассказать.

Вернуть колыбельную

Наталья Владимировна Ерёмина 25 лет занимается изучением этнопедагогики и сама растит двух детишек. По должности она – старший педагог Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Название её выступления перед родителями могло бы напугать наукообразностью – «Стратегия развития родительской культуры. Проблемы воспитания с раннего детства. Опыт отечественной традиции». Но разговор получился по-человечески тёплым, родители задавали много вопросов. В том числе спросили:

– А возможно ли вообще традиционное воспитание в наши дни в городских условиях?

– Почему же нет? – ответила Татьяна Владимировна. – Главное ведь не форма, а суть традиционного воспитания. Основополагающий его признак – возрастить дитя в радости. С ребёнком на Руси всегда общались в особом тоне – радостном, спокойном, ласковом. Слово, обращённое к ребёнку, было напевным, эмоционально-насыщенным. В этом немалая роль принадлежала бабушкам, которые жили в одном доме с внуками. У бабушек совсем другое временное пространство, и в воспитании внуков они видят смысл жизни. Важную роль для ребёнка до 3 лет играет интонация. Он ещё не умеет говорить и плохо понимает речь, и в таком случае интонация несёт для него главную информацию... Какую? Свет, добро, любовь. Всё это традиционно транслировалось в душу младенца. Отсюда у ребёнка формировалось базовое доверие к жизни. Весь материнский фольклор был фундаментом накопления душевных сил. Это значит, что такой человек, которого радостно и с любовью принял этот мир, сможет справиться с любой, даже самой сложной, ситуацией, добиться больших успехов в жизни, поскольку внутренние резервы его велики.

Конечно, в условиях мегаполиса есть свои проблемы. Мама вынуждена работать наравне с папой, а свободная бабушка – редкое явление, так что трудно уделить должное внимание ребёнку. А если и есть время, то, бывает, нет тех душевных сил, той интонации в голосе, которые несут нашему чаду вот эту самую спасительную радость. Но всё равно надо искать возможность, хоть 10 минут перед сном, поговорить с ним глаза в глаза, от сердца к сердцу, чтобы не потерялась та ниточка между матерью и дитём, то чутьё, которое всегда, во все времена подсказывало именно матери, как, чем и когда она может помочь своему ребёнку. И мать будет знать это без всяких сотовых телефонов.

– Что для этого нужно сделать?

– Вернуть душевное общение в наши семьи, вернуть колыбельную в каждую семью. Конечно, сейчас совсем другой ритм жизни. Но найдите время спеть ребёнку колыбельную, подарить ему радость. Папы могут взять детей на колени, поиграть в традиционные игры, вроде «По кочкам, по кочкам… в ямку – бух!», или же придумать свои. У младенца до 3 лет очень сильное единение с матерью, он ощущает себя одним целым с ней, поэтому в таком возрасте в садик лучше его не отдавать без крайней нужды.

– В чём отличие традиционного домашнего воспитания от детсадовского, школьного?

– В современном мире преобладающей является установка не КАКИМ быть, а КЕМ быть. Это диктует школа, диктует общество. Что диктует? Быть хорошим специалистом, с материальным достатком, конкурентоспособным и успешным – вот идеал, быть может, неплохой сам по себе, но лишённый всякого смысла, когда не наполнен нравственным содержанием. В традиционной семье родитель всегда сам был примером. Сыну или дочери ничего не навязывалось. Если хотели сделать замечание детям, делали это иносказательно, рассказывая какую-нибудь притчу или историю. Каждая прибаутка, игра, забава прежде всего несли в себе нравственный урок. Вот, например, известная с далёких времён пальчиковая игра: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала… а этому не дала – он в лес не ходил, дров не рубил…». В чём смысл этой игры? Она помогала малышу усвоить важный принцип – кто не работает, тот не ест. И действительно, каждый ребёнок уже с 4-5 лет имел обязанности по дому. Это было какое-то маленькое дело по силам, каждый помогал сколько мог. Пусть он хоть полотенце подержит, пока мама купает младшую сестричку или братика. Важно было участие в общем семейном деле.

Ещё один важный момент в укреплении семьи – это традиция. В каждой семье была традиция – хранить семейную память. Память о каких-то ярких нравственных проявлениях личности бабушек, дедушек, других родственников. На этих поступках воспитывались, память о них передавали из рода в род. Это был так называемый нравственный кодекс семьи. У каждого из нынешних родителей тоже в роду есть хоть одна такая история, которой можно гордиться. Наверняка есть. Не может быть, чтобы не было. В современных дошкольных и школьных учреждениях принято сейчас давать задание детям составить своё генеалогическое дерево. И надо сказать, что задание с успешностью можно выполнить. Но что интересно: дети могут порой составить большое генеалогическое дерево, найти все имена родственников до седьмого колена, но мало кто знает какую-нибудь историю из их жизни. А ведь на их долю выпали трудные испытания, нашим предкам приходилось быть беженцами, и в любом месте восстановить свою семью, свой род им помогала семейная память.

Проблема сейчас – в духовной общности! Подари хоть каждой семье посудомоечную машину, но если нет духовной общности – нет и счастья в семье. А что такое счастье? Со-часть-е. Ощущать себя частью и есть счастье. Частью большой семьи из многих поколений. Богословы называют это соборностью. Как это понимать? Предшественники, наши предки, – это те, кто жил до нас, они ушли, их нет. Но они ПРЕДСТОЯТ, то есть стоят ВПЕРЕДИ нас, сегодняшних. За ними – мы, сегодняшние родители. А будущее наших детей проходит через нас, лично через меня, и от меня зависит будущее моих детей. Воспитание ребёнка надо рассматривать как ПРЕДСТОЯНИЕ за него. Мы несём огромную ответственность за то, каким он будет!

Живая нить

Помощь в воспитании детей может оказать и хорошая книга. Одну из таких книг – «Ключ к победе (уроки жизни – воспоминания победителей о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов)» – в Семейной гостиной «Васильков» представила её составитель Светлана Ференцевна Щукина, которую многие знают как матушку Фотинию. Прежде она жила в Петербурге, а ныне трудится методистом-педагогом в Ярославской области.

Эта книга адресована прежде всего нашим детям. Светлана Ференцевна собрала воспоминания тех, чьё детство пришлось на 1941–1945 годы. Их не учили быть победителями, но они побеждали. Почему? Потому что нравственное воспитание было у них на первом месте.

Всех героев книги объединяет то, что все они – прихожане одного Князь-Владимирского собора, единственного не закрывавшегося и уцелевшего во время войны, несмотря на бомбёжки и голод, когда каждый день в школе на линейке объявляли отсутствующих: «Умер…» И всё же девочки играли в куклы, мальчики лазали по крышам, и находили они в этом своё удовольствие. А ещё – никто не хныкал, каждый делал своё дело, помогая взрослым.

Одна девочка шла с папой по улице, несла в руках букварь, по которому только начала учиться. И тут обстрел. Папа с дочкой укрылись в траншее. Отец сказал: «Ну чем время даром терять, давай дальше буквы учить». Обстрел не прекращался. Самолёт пролетел прямо над их головами. Девочка посмотрела вверх. Отец окликнул её: «Не отвлекайся, учись». Эта девочка потом стала известным филологом.

Делать своё дело в любых обстоятельствах, несмотря ни на что, умел, как и тысячи других верующих людей, художник И. Я. Билибин. В книге представлена его последняя работа – иллюстрация к русской былине «Дюк Степанович», на которой ярко выражен дух победителя. Он рисовал её, умирая от голода в блокадном Ленинграде. В книге есть рассказ девочки, которая благодарит за спасённую жизнь неизвестную женщину, закрывшую во время обстрела своим телом её маму, бывшую на девятом месяце беременности. И таких безымянных героев было много.

Или вот ещё простые, казалось бы, эпизоды, но столь глубоко вселяющие в детей веру в победу добра! Семья архитекторов, мать и дочь, после очередной бомбёжки выходили на улицу с рулеткой, чтобы обмерять разрушенное здание для будущей реставрации. Глава одного семейства каждый день просыпался со словами: «Ну вот, ещё на один день ближе к победе!» – а на улице был только 1941 год. Сотрудники Ботанического сада блокадного Ленинграда не позволили себе съесть ни одного зёрнышка из коллекции сада, они верили, что сад будет нужен людям.

С группой детей из Дома творчества, оставшихся без родителей, преподаватель создала детскую выездную театральную студию. Они ездили выступать перед ранеными. Весть о талантливых детях дошла до властей, и маленьких мужественных артистов забрали выступать перед важными правительственными особами. Их стали хорошо одевать и кормить. Но вскоре дети потребовали вернуть их в блокадный Ленинград. Вплоть до того, что выбросили свою новую тёплую одежду за окно. Детей вернули в прежние условия. Все они в конце войны получили медали за оборону Ленинграда. Их было 70.

Или вот ещё маленький эпизод из детской военной жизни, запомнившийся мне из книги матушки Фотинии (кстати, её можно приобрести в Петербурге в Князь-Владимирском соборе или заказать у администратора «Васильков» по телефону 88126570747): в садике детям к празднику раздали по сушке, но одна девочка не стала есть свою сушку и весь день берегла её для старшей сестры, которая приходила за ней в садик.

Это были дети-победители. Они не участвовали в военных действиях, но они победили прежде всего себя – свой эгоизм, собственное «я хочу!», «я не буду!» и т. д. Как это не хватает современным детям, которым мы практически мало в чём отказываем. Способны ли мы, наши дети к подвигам? Воспитываем ли в наших мальчиках мужество? А ведь примеры кругом: на иконах, в книгах, семейных историях… Наша обязанность – передать эту память, не прервать живую нить.

Анна ИЗМАЙЛОВА

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга