ВЕРТОГРАД

О ПОРЧЕ И СГЛАЗЕ

«Как правильно защитить себя от порчи и сглаза» – такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору. Сотни людей, убеждённых, что они подпали порче, приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу. Как правильно нам, православным, относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на эту проблему.

Одна из них фактически копирует представления оккультизма: зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надёжной защиты от тёмных воздействий. Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей. Всё бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение православного учения.

Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались и развалили всё патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться.

Подобный конец ждёт и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что то же, если не хуже). Такие люди совершенно не боятся смертного греха клеветы и спокойно называют дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что девятую заповедь стоило бы выполнять. Они считают, что в борьбе с тёмными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами сами становятся дьяволами (клеветниками). Неслучайно именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи.

Приведу пример. В одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный: длинная седая борода, загадочное выражение очей... Таинственные слова привлекали к нему множество любопытных. Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным. Он неделю пил водку, ничем её не закусывая, и общался с какими-то тёмными личностями. Затем он приходил как ни в чём не бывало и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своём пьянстве, но при этом он утверждал, что это просто побочный эффект борьбы с бесами.

В чём же ошибка таких ревнителей? Люди, забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари.

Перед нами практически то же идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них. Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой. Всё это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нём, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях.

Такое отношение к Создателю иначе чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя. Бог, конечно, защитник всем призывающим Его, а не тем, кто просто использует Его силу. Как говорит Давид, «щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7, 11). Потому нам должно не бояться бесов, помня, что без попущения Божия они не могут навредить и свиньям, а стремиться познавать Бога, служить Ему, благодарить и славословить Его. Тогда и защита от Бога придёт сама.

Но есть и вторая точка зрения на проблему воздействия порчи и сглаза, выраженная нынешними либеральными богословами. Согласно ей лучше отрицать факты, чем менять свою теорию. Считается, будто порчи и сглаза не существует вовсе, а если что-то и есть, то только у тех, кто сам обращается к тёмным силам через магию или подобным образом.

Самое неприятное в рассуждениях либералов то, что вместо обсуждения реальной проблемы они ограничиваются навешиванием ярлыков. Вера в порчу и сглаз есть в язычестве – значит, это и есть язычество, звучит этот силлогизм. Но подобным образом рассуждают и любые сектанты: все язычники верят в бессмертие души, значит, вера в бессмертие души – язычество (рассуждения Свидетелей Иеговы). Короче, всякий петух есть птица, следовательно, всякая птица есть петух.

Отец Андрей Кураев, подробнее других отстаивающий эту точку зрения (остальные обычно выступают в интернет-публикациях), приходит к следующим выводам: «Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся. Несомненно, что христианин (крещёный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить "обслуживание по полной программе" – вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают. Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путём воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника. Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встаёт вопрос – от чего же защитил и спас Христос?.. Утверждающие, что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа».

Конечно, никто и не считал веру в «порчу» частью вероучения, как никто не считал частью вероучения угрозы убийства или грабежа. Вопрос о «порче» для христианина лишь часть нравственного богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо бояться болезни. Но грех наведения порчи на человека в наших вероучительных книгах ЕСТЬ!

В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», известнейшей символической книге православия, утверждённой на Киевском, Ясском и Константинопольских Соборах и одобренной восточными патриархами, сказано о грехах против второй заповеди: «Ещё преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхованиям и чародействам, которые признают неизменным и верным счастье и судьбу… также превращают людей в овец и других животных».

Признание действенности волшебства содержится и в авторитетных толкованиях канонических правил. Так, крупнейший канонист Церкви XIV века Матфей Властарь, объясняя, почему волшебник, по правилу св. Василия Великого, подвергается епитимии убийц (20 лет отлучения), пишет: «Волшебство содержит призывание злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь ослабить, например, члены или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостной».

Если мы обратимся к тому сборнику канонических норм, который употребляется в нашей Церкви при исповеди – «Номоканон при Большом Требнике», то увидим, что и здесь факт воздействия магов признаётся как вполне реальный. Перечисляются те чародеи, которые вызывают демонов при помощи церковных молитв, тех, кто наводят импотенцию, дают удачу при охоте и защищают скот, наводят на людей паралич, создают отравы, занимаются прорицанием, астрологией и т. п.

Кроме известной молитвы Требника на первый день («соблюди младенца от всякого навета невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора»), упоминание о таком действии есть в каноне преп. Феодора Студита, который поётся во всех церквах в мясопустную родительскую субботу. Там, среди различных видов смерти (от убийства, лягания коня, змеиного укуса и т. п.), говорится и о смерти от «чаровных напоений», таковых он просит упокоить со святыми. Как мы видим, даже если человек умрёт от воздействия магии, то из этого не следует, что был нанесён вред его душе. Для отцов Церкви магическое убийство ничем принципиально не отличается от любого другого.

Уже не приходится говорить о десятках примеров действенности магии, содержащихся в житиях святых.

Недавно ко мне подошёл один человек с такой проблемой. Он общался с одной девицей, которая ему не нравилась. Однажды он решил с ней расстаться, и на прощанье девица угостила его чаем. После этого в нём появилась к ней странная тяга. Разумом она ему не нравилась, но при этом его к ней тянуло. Они поженились, а потом она его бросила. Но на этом страдания молодого человека не кончились. Он начал в прямом смысле сохнуть. Его мышцы стали высыхать, причём обследования не нашли этому естественных причин. В панике несчастный обратился за помощью к священнику. Но тот, ссылаясь на труды о. Андрея, заявил, что никакой «порчи» не существует и потому он не должен волноваться. Конечно, от такого высказывания проблемы у этого человека никуда не делись, и он обратился к колдуньям. Естественно, состояние его только ухудшилось. Лишь после Таинств исповеди и соборования ему стало легче. Перед нами очевидный пример действенности магии на крещёного человека, который не защищён причастием. Но самое для нас удивительное – это позиция священника, который предпочёл отвергать реальность ради теории.

В завершение нашей работы мы хотели бы обратить внимание на то, что есть вполне реальный способ борьбы с духами зла, который заповедан нам Писанием, но о котором забывают многие современные христиане.

Священник Даниил Сысоев,
кандидат богословия
Миссионерский информационный портал
(В сокращении)

Кто нас защитит?

Церковь всегда говорила, что сама по себе сила злого человека равна нулю и сравнится разве что с силой малыша, который надел на себя мамин фартук и мнит из себя волшебника. Но, отрицая могущество очередной «бабы Маши», христианство говорит о существовании демонов – падших духов, которые раньше были светлыми добрыми ангелами, однако из-за неуёмной гордыни стали врагами Бога и всего Его творения. Именно демоническая, а не человеческая воля стоит за всеми теми явлениями, которые в народе называются порчей, сглазом, поделками…

Важно помнить, что ни один человек не в силах навредить вам и что магические способности (если он ими действительно обладает) такой «ведун» получает от злых духов. А от воздействия жителей бесовского мира может защитить только Бог. Лишь пребывая в Церкви и будучи её верным чадом, можно гарантированно защититься от бесовских наваждений.

Очень часто утверждение «на меня навели порчу» является элементарной попыткой найти виновного в своих проблемах. Подсознательный посыл очень прост – виноваты все, кроме меня самого. Впрочем, бывает действительно нелогичное зло. Многие праведные и честные семьи страдали и страдают от разных бед – то дети заболеют, то дом сгорит, то деньги украдут. Но Церковь и в таких случаях не видит в этом ничего мистического и говорит однозначно – Господь посещает! А для чего – это уже совсем другой вопрос. Только Ему одному ведомы истинные мотивы того или иного посещения. Кого-то Он отрезвляет, кого-то останавливает на пути к верной гибели, кому-то помогает избавиться от чего-то менее ценного, чтобы взамен дать более ценное и нужное. Его пути – неисповедимы. Именно поэтому святые не начинали расследований, по вине какой конкретно «бабки» у них начались проблемы, а с благодарностью говорили одну-единственную фразу: «Слава Богу за всё!»

В книгах сомнительного происхождения в качестве методики снятия порчи предлагается чтение особых молитв, которые преподносятся как панацея от зла. Часто за «правило от порчи» выдаётся особое правило, совершаемое при нападении бесовской силы на человека. Оно может читаться только по благословению духовника или опытного священника и только в тех случаях, если человек испытывает прямое бесовское воздействие – к примеру, регулярно видит ужасные видения или одержим злыми духами. В других условиях читать это правило нельзя.

Журнал «Фома»

Магическое сознание современников

Оккультизм появляется всегда там, где оскудевает или попросту отсутствует истинная духовная жизнь. Всплеск оккультизма всегда наблюдался в периоды кризиса, социальных потрясений, когда людям хотелось заручиться какой-то невидимой помощью, узнать будущее, отвести от себя беду нехитрым магическим способом, а пользовались этим любители лёгкой наживы.

В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то – и непременно поучишь искомое. К сожалению, часто это переносится и на религию, когда церковные обряды и молитвы рассматриваются как защитительные ритуалы, сами по себе подающие человеку всевозможные блага. Уже первый ребёнок Адама и Евы Каин воспринимал религию в смысле магической защиты от земных неприятностей. Утратив благословение Божие, он произнёс: «Теперь… всякий, кто встретится со мною, убьёт меня» (Быт. 4, 14). То есть если бы я не подпал под Твой гнев, то не лишился бы особой защиты и моя земная жизнь была бы вне всяких опасностей. Саму религию он воспринимал лишь как средство к земному благополучию.

Люди с магическим сознанием за счёт религии думают достичь земного комфорта, тогда как Сам Бог им абсолютно не нужен. Например, современного адепта каббалы (да и вообще магизма) можно узнать по красной шерстяной нити на запястье – считается, что любящий тебя человек должен завязать нить на семь узлов и произнести особый заговор, в соответствии с чем человек становится якобы защищён от чужой зависти, сглаза и других негативных воздействий. Всё сводится к определённому ритуалу или словесной формуле, как неким техническим инструментам, с помощью которых можно было бы переключить свою жизнь с болезни на здоровье, со страдания на благополучие.

Христианская же духовная жизнь созидается совсем по другим принципам. Живое обращение к Богу с покаянным отвержением греха – вот стержень духовной жизни. Исполнение Божиих заповедей с искренней, тёплой молитвой, исповедью и участием в богослужении даёт душе ту свободу и радость, которые не подаст ничто в этом мире. И если оккультизм льстиво манит к могуществу, а затем порабощает душу безжалостным демонам, то христианство через исполнение воли Божией делает человека действительно сильным.

Валерий Духанин,
кандидат богословия
stserafim.ru

Иголка в пробирке

Пару лет назад на форуме портала Православие.ua читательница пожаловалась: «На моего отца навели порчу, блок безденежья (как-то так называется). Одна женщина часто прибегает к услугам то экстрасенса, то колдуна. Папа столкнулся с ней в профессиональном плане. И с тех пор у него ничего не получается, везде в работе встречает необоснованное противодействие. Сейчас с этой женщиной был ещё один скандал, после этого у папы начались проблемы со здоровьем. Слышала, что есть молитва от тёмных сил. Папа ходит на исповедь, причастие, человек верующий. По профессии врач. Подскажите, что можно сделать в этой ситуации. Умоляю вас, поторопитесь с ответом. Сегодня папе прислали иголку в пробирке с кровью».

Ответил ей священник Леонид Глебец (храм Михаила Архангела, с. Коелга Челябинской обл.):

«Мне тоже один колдун как-то во вторник говорил: "Ну всё! Тебе осталось три дня!" Я говорю: "В воскресенье приходи на службу – помолимся". Так ведь не пришёл... Сатана, бесы – это злобные духи, не имеющие тела, и им нужен посредник-помощник в злобных делах. Такими посредниками являются экстрасенсы, колдуны, маги, гадалки и прочие.

Раз злобное действие исходит от бесов, то противодействие возможно не человеческими силами, а ТОЛЬКО силой Божией. Набросали вам иголок, ниток, пучков шерсти и так далее. Не надо бояться! Перекрестили и сожгли. Если мы предполагаем вредное воздействие от кого-либо, того человека можно перекрестить взглядом, а про себя прочитать молитву: "Святые Киприан и Устиния, молите Бога о нас (о мне)". Или: "Ангел Хранитель, моли Бога о мне". А больше всего бесы не любят молитву "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...". Акафист святым Киприану и Устинии. И всё... После этого не имеют бесы право на нас опасно воздействовать! К кресту вообще не могут прикоснуться!

Пусть будет легион бесов, один Ангел будет рядом – ничего не смогут сделать! Но!

Если бесы давно взялись за конкретного человека, пусть сходит в церковь, покается на исповеди, причастится Тела и Крови Христовых. И я бы не советовал такому человеку оставлять церковь, а значит, оставлять Бога. Иначе бесы добьют. И не пытайтесь найти среди экстрасенсов и прочей бесовской братии себе помощников! Погубят!»

Признаёт ли порчу ислам?

А что говорится о порче в другой религии единобожия – исламе?

«Всё больше людей обращается к магам, гадалкам, прорицателям и т. д. для того, чтобы приворожить кого-нибудь, сделать венец безбрачия, навести или снять порчу, сглаз… К великому сожалению, в последнее время в плане обращения к магам и гадалкам мусульмане не уступают иноверцам», – пишет сайт «Ислам.ру». Одно из вероучительных преданий ислама пишет: «Трое не войдут в рай: пьяница, разрывающий родственные узы и считающий колдовство правильным и верящий в него».

Признаётся ли в мусульманстве само существование порчи? Да. Вероучение содержит даже историю о том, как один иудей навёл порчу на пророка и тот тяжело заболел. Тогда ангел Гавриил сообщил Магомету, что порча находится на дне колодца. Оказалось, что предметом, на который навели порчу, был гребень – на нём волосы пророка. Магомет начал читать суры из 11 аятов – по числу узелков на своём волосе. С чтением каждого аята распутывал по одному узелку, и ему становилось лучше.

Мусульманские учителя дают свои рекомендации к тому, как сохранить себя от колдовства и порчи. От верующего требуется любовь, поклонение к Всевышнему и просьба о защите у Него, искренность, коллективная, а также ночная молитва, постоянство в омовении. Предлагается и несколько неожиданный совет: кушать семь фиников натощак – как сказал Магомет, благодаря этому человеку «в тот день не навредят ни яд, ни порча».

«Порча» как проблема психологическая

Фразы, составленные определённым образом, могут быть конструктивными, созидательными, но могут иметь и обратную сторону – нести разрушение, вред. Всё зависит от индивидуальной карты мира человека, его внушаемости и эмоционального статуса. Ни для кого не секрет, что словами можно нанести, условно говоря, психологический удар. Причём необходимо учесть, что этот удар наносится как бы сзади, подло. Я имею в виду, что его объектом является не наше сознание, в котором сильно рациональное и логическое, а область подсознательного, неконтролируемого.

В нашумевшей в своё время книге Вита Ценева «Протоколы колдуна Стоменова» есть такой эпизод. КГБ СССР в Болгарии допрашивает сибирского мужика, принявшего болгарскую фамилию Стоменов. На допросе у следователя тот частично раскрывает секреты своего страшного «мастерства»: «Другим сильным средством письмо особое будет, в котором, если погубить человека хочешь, писать ему надобно следующее: мол, уважаемый хороший человек, пишет вам доброжелатель ваш тайный. Спешу сообщить вам, что враг ваш пытается извести вас… С вашей одежды нитка была взята от вас незаметно, и нить эта, на которой сорок узелков крепких завязано, левую ногу покойника одного, уже схороненного, оплетает. Это для того сделано, чтобы умерший этот связь с вами обрёл нерушимую и в царство мёртвых не мог отправиться…».

Это и есть т. н. порча. Механизм наведения «порчи» довольно прост – психотравмирующая ситуация, падение тонуса, «запуск» патологий: неврозов, психопатий. И самое главное – ипохондрических расстройств. Ипохондрия же, в принципе, может активировать множество пограничных и соматических заболеваний. Так вот, и порча, и сглаз, и иные психологические удары (нападения) – это чисто духовная и психологическая проблема. И обращаться за «снятием порчи» к очередному «колдуну» – примерно то же, что по поводу сотрясения мозга – к гинекологу. 

Опыт показывает, что «навести» порчу, другими словами, запустить деструктивную программу легче, чем нейтрализовать её. Но уничтожить её в любом случае можно. Всегда помните, что и порча, и сглаз существуют только в тёмных уголках вашего подсознания, активируемые маловерием в Господа нашего Иисуса Христа. Христианство же имеет эффективный инструментарий для попечения над душой человеческой. Правда, Таинства Святой Евхаристии, покаяния, елеосвящения – не гарантия, и вы понимаете, что я имею в виду духовника-наставника, желательно владеющего методиками пастырской психологии. Но это далеко не значит, что, придя в любой храм и спросив себе духовника, вы получите то, что необходимо. Однако компетентные пастыри есть.

Иерей Георгий
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

«Будьте нам защитниками!..»

Будучи колдуном, Киприан по заказу богатого юноши, язычника, наводил чары на Иустину, чтобы склонить её браку. Однако, видя тщетность попыток сломить её, обратился в христианство и сам принял мученическую кончину за Христа в сане епископа вместе со святой девою Иустиной. По молитвам святых Киприана и Иустины многие христиане избавились от лукавых духов, получили защиту от бесовских искушений, им молятся о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом, магией, гаданиями и тому подобное.

Молитва священномученикам Киприану и Иустине

О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга