ИСТОРИЯ


ЧИТАЮ И НЕ МОГУ ОТОРВАТЬСЯ...

Валаамский архив хранит еще много тайн

В этом выпуске газеты мы закончили печатать ранее не публиковавшиеся "Видения валаамского монаха" (старца Иоиля). Так же, как и письма схиигумена Иоанна (см. "Христос посреди нас" в NN 322-323 "Веры"), они десятилетия были под спудом, хранясь в архиве в Финляндии. А сколько еще удивительных открытий обещает этот архив! Работа по ксерокопированию его документов продолжается валаамскими монахами. К изучению его приступили и сотрудники Национального архива Республики Карелии. Наш корреспондент встретился с заведующей отделом научно-справочного аппарата и публикации документов НА РК Натальей Ивановной ПОНОМАРЕВОЙ. Как оказалось, она уже давно занимается валаамским наследием - той частью архива, что осталась в России.

- Наталья Ивановна, как получилось, что валаамские монахи, покидая остров в 40-м году, не все вывезли в Финляндию?

- В конце советско-финляндской войны правительство в Хельсинки поставило жесткие условия монахам - освободить остров в несколько дней. После их эвакуации здесь еще оставались финские военные, пока остров не перешел в состав СССР.

В первую очередь, я так понимаю, монахи брали с собой церковную утварь, богослужебные книги, чтобы основать монастырь на новом месте. А делопроизводство спасать было недосуг.

- А что было потом, когда на остров высадились наши войска?

- Все бумаги, оставшиеся от монахов, перевезли в Петрозаводск, и вот они до сих пор у нас здесь хранятся. Десятилетия этот архив был закрытым, а рассекретили его после 1000-летия Крещения Руси. С 90-го года мы предприняли ряд выставок, но, конечно, показали не все. Ведь он большой. Кроме того, есть там документы и интимного плана, например, дневник иеромонаха Павла, в котором он описывает свои духовные борения, искушения и так далее.

- "Большой" - это сколько?

- Около 300 дел. Причем каждое дело очень насыщенное. Есть интересные документы по хозяйственной части - у них же там метеорологическая обсерватория была, и уровень воды измеряли, и вообще там, на Валааме, всякие интересные природные явления случались. Необычные молнии, явления гигантизма, когда обычные цветы на острове вырастали до гигантских размеров, то же самое с овощами, ну и так далее - у нас хранятся наблюдения за несколько десятков лет. Это что касается истории монастырского хозяйства. Большинство же оставшихся документов - явно духовного содержания.

Например, такая ценность, как подлинные письма праведного Иоанна Кронштадтского, адресованные игумену Валаама. Прежде эти письма были неизвестны и нигде не публиковались. В одном из них отец Иоанн пишет, что он направляет двоих путешественников со своей родины, из Архангельской губернии, и просит их принять с христианским милосердием и благословить на дальнейший путь. В другом - о том, что он жертвует 10 рублей серебром на возобновление серебряной раки святым Герману и Сергию и призывает Божие благословение на всех жертвователей Валаамским чудотворцам. Когда я увидела почерк Иоанна Кронштадтского, его подпись - не могла глазам своим поверить!

Есть очень интересные документы, связанные с Михаилом Зиновьевичем Винокуровым. Сам он из священнической семьи, предки его были миссионерами в Якутии и других отдаленных землях. Оказавшись в эмиграции в Америке, он в 30-е годы увлекся изучением первой православной миссии в Америку, которая отправлялась с Валаама в 1794 году. Работал он в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса США, и нашел много материала о Русской миссии. О своих открытиях сообщал игумену Валаамского монастыря, с которым переписывался.

Меня заинтересовал такой факт. Может быть, я не в свои дела вникаю, но, прочитав один из этих документов, сама взялась за ручку - решилась написать письмо Святейшему Патриарху Алексию II о том, что известна точная дата смерти первого американского святого - Германа Аляскинского. Ведь в нашем календаре отмечено, что он упокоился в 1837 году, 27 июля по старому стилю. Эта же дата сообщается и во всех его житиях. А вот другие сведения. Винокуров прислал Валаамскому игумену фотостат (по-нынешнему ксерокопия) с метрической книги, которая велась в Америке в Русской миссии. В ней 13 декабрем 1836 года обозначена запись, что вот "сегодня скончался монах Герман". Представляете? Там же Михаил Зиновьевич интересную вещь пишет. В 1936 году как раз исполнялось столетие памяти св.Германа Аляскинского, и православная общественность за рубежом собиралась отметить это событие широко, со всей торжественностью. И так серьезно взялась за подготовку, такая была большая переписка по этому случаю, столько споров, в каком месяце праздновать, что в конце концов пропустили эту дату. И Михаил Зиновьевич замечает в одном из писем, что вот, мол, святой Герман опять таинственным образом уклонился от торжеств в честь его персоны, как он уклонялся и прежде от почитания при жизни. Так что общественность праздновала 101-летие, а не сам юбилей.

Еще у нас хранится много писем святителя Игнатия Брянчанинова игумену монастыря - примерно за 20 лет. Причем сами монахи, видно, готовили эти письма к изданию, перепечатали их на машинке. Но помешала эвакуация с острова. Даст Бог, когда-нибудь они увидят свет.

Или, скажем, письма игумена Маврикия - на 400 листах. Духовной глубиной они, наверное, не уступают письмам схиигумена Иоанна. Также интересны письма того же Винокурова к игумену Харитону, которого православные читатели знают по его популярной книге "Слово о молитве Иисусовой". Готовилась эта книга как раз в то время, когда они переписывались...

Потом сама монастырская летопись - там ведь много интересных фактов: как валаамские монахи встретили известие о войне 14-го года, как отнеслись к революции... И все так живо, непосредственно излагается. Например, о выборах Патриарха Тихона. Перед тем, как выборщик от обители поехал в Москву на Собор, на него братия возложила ризу одного из святых - Германа или Сергия, чтобы валаамские чудотворцы благословили этого монаха сделать правильный выбор. Также много любопытных свидетельств, как монастырь посещали члены Царской Семьи, известные митрополиты, среди гостей-паломников был даже Маннергейм, будущий архитектор "линии Маннергейма". Сохранились и его письма к игумену с благодарностями.

А вот еще один важный документ - рассказ валаамского монаха Ефрема корреспонденту одной английской газеты о последних днях Царской Семьи и ее расстреле, как Государь себя держал, со всеми подробностями. Этот монах был духовником Великого князя Николая, родственника Государя, и, возможно, всей Царской Семьи.

- Его рассказ отличается от опубликованных сведений?

- Я читала материалы Соколова, в некоторых деталях они расходятся, и у монаха Ефрема все подробнее. Впрочем, за достоверность я поручиться не могу.

Какое дело ни возьмешь, все интересно. Например, предание о шведском короле Магнусе, о его захоронении на Валааме. В архиве сохранилась фотография гробовой плиты, на которой выбиты слова о том, что шведский король Магнус во время набега на Русь потерпел кораблекрушение, несколько дней носило его на доске по волнам, и был он спасен валаамскими монахами. На Валааме Мангус принял православие, стал монахом и остался на острове.

Архив очень интересный. О самом же иеромонахе Иувиане (в миру - Иван Петрович Красноперов), рукой которого велась Валаамская летопись, можно написать целую книгу. В монастыре он вел делопроизводство в течение нескольких десятков лет, им же велись монастырские дневники, метеорологические наблюдения. Написал отдельные воспоминания об Иоанне Кронштадтском. Куда ни шагни, везде он. И свою жизнь он сравнивает с книгой, воспоминания свои начинает так: "Книга моей жизни открылась такого-то числа..." Будучи маленьким мальчиком, он заболел и написал письмо о.Иоанну Кронштадтскому, чтобы тот о нем помолился. Молитвами чудотворца и исцелился. А когда подрос и решил стать монахом, поехал опять же к о.Иоанну за благословением. И вот стал подвизаться в Валаамском монастыре. Потом вместе с монастырем переехал в Финляндию, там и упокоился - в конце 50-х.

- Прошедшим летом, насколько я знаю, вы ездили туда, в Ново-Валаамский монастырь?

- Да, по культурному обмену. В монастырь меня сопроводили финские коллеги из окружных архивов Иоэнсу и Миккеле. В Миккеле, кстати, прежде и хранились валаамские документы - тамошний архив как раз специализируется на хранении всего, что было вывезено с "потерянных территорий". А несколько лет назад их передали в фонд Ново-Валаамского монастыря. Когда мы приехали в местечко Папиниеми и вошли в монастырские ворота, нас поразило: как все чистенько, обустроено. Что значит, монастырь никогда не разорялся. Сейчас в Новом Валааме игумен отец Сергей, финн. Сергей - это как бы по-фински, там почему-то не говорят Сергий. Всего там сейчас четыре монаха.

Приехав, сразу же попали на богослужение, которое заметно отличается от нашего, совершается оно на финском языке. В монастыре, я заметила, бывает много туристов, и это одна из статей его доходов. Потом мы погуляли по обители, зашли в церковь, которую монахи называют "древней", не знаю почему. Там подошла к нам служительница, бабулечка, и обратилась ко мне по-русски, правда, с акцентом - видно, что давно покинула Россию. Она показала мне чудотворную Коневскую икону Божией Матери, также вывезенную в Финляндию. Представляете? Такая святыня... Исцеления от нее, как я поняла, происходят до сих пор.

Были в музее, в библиотеке, там женщина-хранитель все нам показывала. Несколько стеллажей, заполненные книгами и папками... В архиве взяла я "дело" схиигумена Иоанна - тогда о нем еще ничего не знала. Читаю его письма, читаю и не могу оторваться. Хозяева уже ходят за спиной, как бы намекая, что пора бы и честь знать, - а я сижу, уткнулась... И так было жалко: я бы все это переписала, своей рукой, дай только время. А хозяева машут руками, показывают книжки: вот, мол, мы эти письма уже издали, потом почитаете. Гляжу - а книжки эти на английском и на других языках. Только не на русском. И так мне стало жалко...

Во время разговора с настоятелем я высказала мысль, что хорошо бы совместно издать наш архив. Игумен Сергей заинтересовался, им ведь тоже интересно, что сохранилось у нас. И сейчас есть мечта - выпустить сборник документов Валаамского монастыря, в котором бы воссоединилсь эта, разрубленная на две части, память древнейшего северного монастыря. Не так давно начальник Росархива ездил в Финляндию, и там на высоком уровне достигнуто соглашение об обмене копиями документов. Когда появится у нас компьютер, то можно будет электронной почтой посылать эти копии друг другу.

- А у вас что же... компьютеров нет?

- Да у нас и телефоны отключены. Вы же знаете, как финансируется сейчас архивное дело.

- Желаем вам успехов, чтобы поскорее россияне увидели то, что так бережно вами сохранено.

- Спасибо. У нас, россиян, богатое наследие - и пока мы его не утратили, у нас есть будущее.

Записал М. СИЗОВ

1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 328


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга