ПРОЗРЕНИЕ ТРОИЦЫ

ПРОЗРЕНИЕ ТРОИЦЫ

Догмат о Святой Троице - самый сложный для восприятия в христианском вероучении. Можно напрячь воображение и отвлечённо представить три Ипостаси, Которые пребывают неслиянно и нераздельно в одной Личности Бога. Но примирить это в человеческом разуме трудно. И, наверное, легче говорить не о том, КТО есть Троица, а о том, ЧТО мешает нам постичь её. В этих заметках на нескольких примерах изложена история прозрений и заблуждений о Святой Троице. Окинем взглядом времена языческие, ветхозаветные, христианские. Может быть где-нибудь там блеснёт свет, и во всей яви откроется нам непостижимая глубина и удивительность откровения о Святой Троице?

Антитроица

Прошло немыслимое количество лет после изгнания людей из рая, и никто ни разу не видел своими глазами Творца неба и земли, Сущего на небесах - Господа Бога. Во всяком случае, в Библии об этом не говорится. Первым удостоился увидеть Бога пастух Аврам. Господь явился ему в зримом облике, во плоти. Его можно было потрогать рукой. Он был уставшим и отдыхал в тени дерева. Утолял жажду и ел зажаренного для Него телёнка. И он был ВТРОЁМ!

Это библейское событие настолько фантастично, что не укладывается в голове. В самом деле, может быть Аврам ошибся, приняв обыкновенных путников за Бога? Но и это трудно представить. Ведь он, рассудительный пастух, легковерием не отличался. И оснований для сомнений и неверия у него было во сто крат больше, чем у нас.

Аврам, выросший в многобожной Вавилонии, более всего дорожил данным ему откровением о единственности Бога. На каждом шагу ему приходилось бороться с искушениями, ведь он жил в огромном языческом мире. С годами это противостояние должно было закалить в нём упрямое, слепое неприятие всего, что хоть чем-то напоминает многобожие. Обычно люди, одержимые выстраданной идеей, слепы и глухи к тому, что не вписывается в их представления. И попробуйте вы сказать Авраму, познавшему Единственного, что Бог многолик! Он и глазом не моргнёт - причтёт вас к обыкновенным халдейским язычникам.

Так почему же он, упрямый в своей вере пастух, едва завидев Троицу, побежал ей навстречу и пал ниц? Перед «множеством» Бога! Одно лишь смутило пастуха: как лучше обращаться к Ним (Ему)? Во множественном или единственном числе?

Ещё удивительнее вот что: Путников было не двое, не десять, а трое. Именно ТРОЕ! Аврам должен был зажмурить глаза: «Не верю!» И вот почему...

Прежде чем окончательно поселиться в Хевроне у дубравы Мамре праотец Аврам из-за голода в этой стране на некоторое время уезжал в Египет. Там он, как повествует Библия, встречался с фараоном и его вельможами, тесно общался с народом и торговым людом, поскольку содержал большое стадо скота. То есть видел жизнь египетскую во всех проявлениях, в том числе познакомился с религиозными культами. И что предстало его глазам?

По представлениям евреев, Египет - это страна библейского Хама, по чёрной земле которой ходили голые люди с чёрной душой, проклятые за бесстыдство Хама. Во все времена народ еврейский не любил и страшился этой земли «мицраим», преисподней, где люди поклонялись мертвецам-мумиям. Может показаться странным, но ненавистнее всего в «мицраиме» была её высочайшая цивилизация. Эта цивилизация служила богомерзким делам и своим блеском вводила людей в обольщение, заслоняя истинного Бога. В Египте до сей поры сохранилась фреска, на которой изображён рогатый козёл, удовлетворяющий похоть с девушкой, принесённой ему в жертву. Эти мерзкие дела Аврам мог видеть «в живую», и мог слышать следующий комментарий: «Козёл - не обычный козёл, а божественный! Он - земное воплощение Всевышнего. Ведь мы, египтяне, представляем Бога в виде треугольной пирамиды. В вершине её находится высшее проявление Бога, ниже - разноимённые Его воплощения в виде священных быка, змеи, кошки, козла... Так что козёл и есть Сам Всевышний Бог!» Теория «треугольника» оправдывала в другие грязные культы. Какое же это было оскорбление для Бога аврамова!

Действительно, многие исследователи (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж, Каллони) замечали, что в древнем Египте множество божеств как бы отражали разные проявления одного бога. В разное время происходило дробление и воссоединение его единого образа. Дробление происходило из-за привычки жителей той или иной области долины Нила величать Бога по-своему - они устраивали своё святилище, давали Богу своё имя, и так, мол, появился огромный пантеон. При этом шёл обратный процесс: культы смешивались, их имена-эпитеты сливались в один ряд. И, как правило, длинные ряды божественных имён соединялись грамматически единственным числом. Например, в заупокойной формуле в обращении к Птаху-Сокару-Осирису объявляется «Да приносит он жертвы», а не «Да приносят они жертвы». То есть трое божеств - Птах, Сокар, Осирис - соединялись в одно, как соединяются разные качества в одной личности.


божество Хепри с головой жука

При этом Аврам мог видеть, что часто божества составляли триединство. Так, поклонение Солнцу имело как бы три фазы - утреннюю, дневную и закатную. Хепри (его изображали с головой жука скоробея) символизировал восходящее солнце, силу его воскресения. Гор-ахти (с головой сокола) почитался как бог света и олицетворял собой день. Ра-Атум (зрелый человек с двойной короной на голове), относившийся к закату, являл собой первоначальное и вечное единство всего сущего. Вот такая «троица»...

Центральным в этой «троице» был «день», то есть Гор-ахти, которого египтяне часто смешивали с образом бога солнца Ра и назвали именем Ра-Горахти. Изображали его точно так же - с головой сокола, изредка с львиной, бараньей или кошачьей головой. В любом случае в этой «троице» была такая последовательность прохождения Солнца по небу - в образе насекомого, животного и человека.


Египетская «троица»: Гор, Осирис, Исида

Ещё один пример «троицы» - Гор, Осирис и Исида, которых часто изображали вместе и которых также мог видеть Аврам:

Одна из этих «ипостасей» - Гор - являлся богом царственности и солнца, и его «живым воплощением» считался египетский фараон. Так что Авраму довелось в живую встретиться с этим «божеством». При этом видел фараона трясущимся в страхе перед Богом аврамовым. Какие чувства эти «ипостаси» могли вызвать? Омерзение. Один Хепри чего стоит - с головой насекомого.

Так что можно представить, с каким твёрдым предубеждением против триипостасности Бога Аврам покинул Египет! Всё было против того, чтобы пастух принял откровение об Отце, и Сыне, и Святом Духе. Но вот... Господь явился в трёх Лицах, и Аврам не колеблясь сказал: «Владыка!».

Пастуху и в голову не пришло требовать у трёх Путников доказательств своего происхождения. Сам Бог перед очами есть подтверждение, не узнать Его невозможно.

Разговор под деревом

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр... он возвёл очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут много воды, и омоют ноги ваши; и отдохнёте под сим деревом» (Быт. 18, 1-4). Как видите, в продолжение разговора взволнованный Авраам говорил Господу то «Ты», то «Вы». А Бог, который был втроём, говорил «Я», но не «Мы».

В Ветхом Завете этот эпизод - единственное упоминание о Троице. Впрочем, есть ещё два загадочных места... Во время сотворения мира, в самый ответственный момент, Господь как бы задумался и обратился к Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Когда человек вкусил от запретного дерева и нарушил план Господа, обеспокоено «сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы... не взял также от древа жизни... и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22).

Здесь прямо не сказано, к скольким Лицам обращается Бог. Но это похоже на внутренний диалог между тремя ипостасями. Ведь и в нас, когда мы задумаемся над сложным вопросом, действуют именно три «субъекта». Мысленно мы обращаемся к кому-то, сидящему внутри нас; отражённая мысль возвращается к нам в новом обличьи и озаряет светом догадки - подобно Святому Духу, третьей ипостаси. Если учесть, что мы созданы по образу Бога, это сравнение не так уж безумно... Кажется, именно о Святом Духе сказано в той же книге Бытия: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6, 3).

Троица отразилась и в языке Библии. Совсем не случайно в древнееврейском языке существовало слово «элохим», которое одновременно означало «Бог» и «Боги», не имея ни единственного, ни множественного числа. Так смутно ветхозаветные люди прозревали Истину...

Писатель Т. Манн, хорошо знавший еврейские предания, утверждал, что ветхозаветные евреи, в отличие от нынешних, признавали триипостасность Бога, хоть и толковали это по-своему. Вместе с писателем представим такую сцену.

...Под священным деревом, посаженным ещё Авраамом, собрался народ Божий, чтобы послушать Иакова.

- Как понимать слово «элохим»? - вопрошает седобородый патриарх. - Бог на нашем языке - «эль», а во множественном числе - «элим». Так что же такое «элохим»? Все вы знаете, что праотца вашего, деда моего, звали Аврам. Он был одинок, пока не заключил завета с Богом. И после этого имя его путём почётного длиннения превратилось в «Авраам». То же самое и с «элохим». Это величальное, удлинённое имя означает, что Бог больше, чем один, хотя Он всё-таки один. Ведь мы говорим об одном и том же, называя Его Эль-эльон (всевышний Бог), Эль-рой (Бог, который видит меня) и Эль-олам (Бог вечности). Так что нам ведом Бог-Отец. Во-вторых, мы знаем о Добром Пастыре, который пасёт овец своих - нас. И в третьих, есть ещё Некто, которого я бы назвал «ангелом»...

Слушатели Иакова, собравшиеся вокруг священного дерева, вдруг почувствовали, что Некто осенил их голубиными крыльями.

Нераздельный свет


Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому

Догадка евреев о троичности была настолько туманна, что со временем, наверное, забылась. Многие из евреев так ничего и не поняли, когда Св. Троица удивительным образом проявилась в евангельских событиях, когда Бог Отец послал Сына Своего, и Сын воплотился на земле от Духа Святого и Марии Девы. Только немногие из многих, только апостолы прозрели. Пётр сказал: «Ты Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16), - и это было первым шагом к постижению откровения о Троице.

Водимые Святым Духом, апостолы составили Евангелие. Иоанн начал так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было - Бог» (Ин. 1, 1). Уже здесь раскрывается таинственная жизнь в Св. Троице. В первом послании ап. Иоанн говорит определённо: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7). О том же говорит и ап. Пётр (1 Пет. 1, 1-2). На основе Евангелия был утверждён догмат о Троице. Богословы сошлись на том, что Сын послан в мир, чтобы соединиться с нашей природой; а Святой Дух - чтобы оживить личную нашу свободу. Был учтён и такой существенный момент: Сын отличается от Святого Духа тем, что Сын от Отца рождается, а Дух от Отца исходит. Дальше древние богословы не пошли. Св. Григорий Богослов писал: «Ты спрашиваешь, что такое исхождение Духа Святого? Скажи мне сначала, что такое нерождаемость Отца, тогда я... буду обсуждать рождаемость Сына и исхождение Святого Духа. И мы оба будем поражены за то, что подсмотрели тайны Божии».

Догмат Св. Троицы изложен в известном нам Никео-Цареградском Символе Веры. Он - краеугольный камень христианского вероучения. Умом его не постигнуть. Его можно только принять или не принять. Поверить или не поверить.

В истории есть пример, когда всего лишь маленькое добавление в догмат Св. Троицы оказалось столь разрушительным, что христианский мир раскололся надвое. В XI веке западные христиане прибавили к Символу Веры новый член о том, что Св. Дух исходит равно от Отца и от Сына. Восточные же христиане остались в прежней вере, что Св. Дух исходит от Отца и может действовать через Сына. Разница едва уловимая. Но к чему это привело? Теперь католики представляют Троицу иначе, чем мы. Стоит нам подумать о Троице - и перед нами три Лица, три живые Личности, три отдельных Существа, Которые непостижимым образом есть одно Существо, одна Личность. А стоит католику подумать о Троице - перед ним одно Существо, одна Личность, Которая во внутренней жизни имеет три Проявления...

Почему же так получилось? После XI века маленькое добавление в догмат развернулось у католиков в неизбежную цепь умозаключений: итак, Св. Дух одинаково исходит от Отца и Сына. Значит, Св. Дух это что-то вроде связи между ними. А что такое «связь»? Это отношение между существами, личностями. Но ведь не сама личность! Так что Св. Дух - не Личность, и, значит, в Троице остаются только двое: Отец и Сын. Но тогда это уже не Троица, а двоица. Чтобы Троица не «распалась», надо и оставшиеся ипостаси уравнять в безличности. И вот три Лица «стёрты» в Троице, став всего лишь «взаимосвязями в единой Божией сущности».

В конечном итоге Фома Аквинат вывел: «Название «Лицо» означает отношение». Такой взгляд, конечно, упрощает догмат и приспосабливает его к человеческому пониманию. Но сколь католики теряют! Им уже не увидеть Святую Троицу во всей славе Её: три живых неповторимых Лица, отстоящих друг от друга и с величайшей непостижимостью являющих одно Лицо.

Божественные истины не познать умом. Надо полностью переродиться, чтобы приблизиться к этому знанию. Св. Григорий Богослов писал в своих богословских поэмах: «С тех пор, как отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум... осиял мои взоры светом Троицы, Которая с превознесённого престола изливает на всех общее и неизречённое сияние, Которая есть начало всего... с тех пор я умер для мира». Но даже он, певец Пресвятой Троицы, признаётся: «Я ещё не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня... Когда я объединяю Трёх в одной и той же мысли, я вижу единый светоч, но не могу разделить или рассмотреть соединённого света».

Стоит поднять глаза к Светочу Вселенной, к Пресвятой Троице - и слепит глаза. Но и того довольно, что знаем: в Его лучах всё живёт, и мы живём, и наши души пронизаны Его животворящим светом.

М. СИЗОВ

"Вера"-"Эском", №№ 83-84, март 1993 г.

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга