АРХИВ

Мир и клир

(Вологодское духовенство 60-70-х годов)

Недавно мы опубликовали целую серию статей о религиозной жизни Республики Коми после войны. Написаны они были по архивным материалам и прерывались на середине 60-х годов. Дело в том, что в те годы местные уполномоченные вдруг охладели к сочинению рукописей на эту тему.

Но что интересно. Когда я попал в вологодский архив, выяснилось, что там ситуация прямо противоположная. Как раз в середине 60-х в Вологде всерьез увлеклись сочинением отчетов, посвященных местной епархии.

Чем были эти времена для Церкви? Попытки патриарха Алексия и митрополита Николая Ярушевича отстоять те права Церкви, что были дарованы Сталиным, потерпели неуспех. Есть очень серьезные основания считать, что владыка Николай был отравлен в больнице, в тот момент, когда он восстал против гонений на Церковь. Выкручивали руки и Святейшему Алексию.

Упаси Бог нам судить его или патриарха Пимена, что часто делалось и делается. Патриарх Пимен на обвинения Солженицына ответил с грустной улыбкой, поместить бы писателя на некоторое незначительное время в архиерейские сапоги. Что бы он тогда сказал?

Положение наше в те годы было самым унизительным. Начиная с того, что священников заставляли каждодневно совершать кощунство – кипятить святую воду для крещения. Отстранялись или перемещались любимые паствой архиереи, батюшки. На местах их травили, как могли, уполномоченные, которые в своих отчетах не слишком об этом распространялись, но правда все равно просачивалась даже сквозь казенно составленные строки.

Но, кроме этого, уполномоченные чувствовали, что Церковь, несмотря на гнет, крепнет. Дело в том, что в тридцатые годы было уничтожено почти все православное духовенство. На смену ему встали малограмотные дьячки, псаломщики. Но уже на исходе шестидесятых Церковь в кадровом отношении почти оправилась от террора.

Архиереи

Свой обзор мы начнем с отзывов о замечательном человеке, твердом стоятеле за Святую Русь архиепископе Мелхиседеке (Лебедеве):

«...Управляющий Вологодской Епархией епископ Мелхиседек, подготовленный в Московских семинарии и академии в условиях Сергиевой лавры, умеет организовать деятельность Церкви с расчетом большого психологического воздействия на верующих...»

Справка о деятельности религиозных организаций.

«Считаю, что основным условием повышения активности в деятельности церквей в области является замена управляющего епархией. Ранее служивший епископ Мстислав деятельностью церквей занимался мало, архиепископские службы проводил редко и поспешно, поэтому они не привлекали верующих, к службе духовенства был безразличен.

Епископ Мелхиседек, возглавляющий епархию с августа 1965 года, к службе относится ревностно, имеет хорошую подготовку, кандидат богословия, молодой и энергичный, с желанием составить себе большую карьеру. За полтора года объехал по несколько раз все приходы, организуя свои богослужения торжественно, со чтением хорошо подготовленных проповедей, привлекая на них большое количество верующих. Добивается и от духовенства приходов проведения всех богослужений с хорошей подготовкой, с волнующим верующих подъемом.

Священников с низкой подготовкой при большом возрасте отправляет за штат (на пенсию), а вместо них направляет на приходы молодых, с хорошей богословской подготовкой... предъявляя к последним высокую требовательность».

Вологодская кафедра была первой в служении владыки Мелхиседека в качестве епископа. В дальнейшем он управлял Екатеринбургской кафедрой, а ныне окормляет Брянскую землю.

* * *

Информационный отчет 70-го года.

«Мефодий (Мензак Мефодий Николаевич) по национальности украинец, 1914 года рождения, из семьи крестьян села Башилова Черновицкой области... На церковном служении с 1930 года...

Всего в сане епископа 8 лет. Выезжает в приходы редко. За три года из 17 церквей был в 12. Остальное время находится дома в своих покоях... Общения с духовенством вне службы также редки.

В наших беседах последнего периода, характерного подготовкой к Поместному Собору, утвердительно заявил, что если будет выдвинут на патриарший престол кандидатура митрополита Пимена, то он с удовольствием проголосует за него. А если будет выдвинута кандидатура митрополита Никодима, то проголосует и за него.

В письме «Комитета восстановления прав Церкви...» от октября 1970 г. в числе 24 назван как возможная кандидатура на патриарший престол и Мефодий. Длительное время это письмо он не показывал мне. Вероятно, стеснялся.

А знакомя с ним, возмущался, что экстремисты вредят Церкви этими несерьезными действиями. По характеру суждений о современном положении Церкви он близок к экстремистам, но... замкнут... Экстремисты не случайно назвали его своим кандидатом».

* * *

Из отчета уполномоченного:

«Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) – управляющий Вологодской епархией, 1912 года рождения, сын священника, родился в г.Пушкин под Ленинградом, образование светское – высшее, окончил заочно институт иностранных языков, владеет французским языком. Кроме того, имеет высшее духовное образование, окончил академию, кандидат богословия...

Материалы о деятельности в предыдущих епархиях характеризуют его как подготовленного и опытного архиерея. В период службы в Ставрополе и Воронеже проявлял тенденции экстремизма».

* * *

Отдельный разговор об архиепископе Павле, который недолго пробыл на Вологодской кафедре. Власти всячески пресекали любое доброе дело, которое исходило от приходских советов. Дело доходило до ненормальности даже со светской точки зрения:

«От исполкома Грязовецкого района тов. Матасову.

В 1968 году староста Раменской церкви Липина выдала 200 рублей семьям, пострадавшим от пожара. Староста Липина с объяснениями вызывалась в райисполком и была предупреждена».

Однако нечистоплотные двадцатки властями приветствовались и поддерживались, несмотря на явный криминальный дух, который от них исходил. От рук одной такой двадцатки и пострадал архиепископ Павел:

«В связи с прибытием в г.Вологду нового архиерея, архиепископа Павла, в 1972 г. отмечалась активизация церковников.

В горисполком поступили 3 заявления (в том числе одно коллективное и 2 анонимных), в которых выражалось недовольство составом и деятельностью двадцатки... Богородского кафедрального собора... содержались обвинения в злоупотреблении ими своим положением и выдвигались требования... проведения общего собрания, или, на худой конец, открытого собрания двадцатки...

Есть все основания предполагать, что подобные действия тайно инспирировались архиепископом Павлом, который, по словам старосты Зиминой Г.И., буквально через две недели после своего приезда заявил об этом с амвона, добавив, что работать с ним (очевидно, составом двадцатки – В.Г.) не будет. Имел случай нарушения законодательства о религиозных культах со стороны архиепископа Павла. ...Зимина Г.И. сообщила, что у них по указанию архиерея без оформления договора о найме и без регистрации участвует в течение двух недель в богослужениях в качестве дьякона некто Митрофан, привезенный архиереем, и теперь «владыка» требует оказания Митрофану «денежного воспомоществования»... С выездом архиепископа Павла за пределы области и приездом нового архиерея активность церковников снизилась».

Доходило вот и до такого. Попытка старого архиерея навести какой-то порядок в Богородском приходе стоила ему места. Особо стоит отметить требование прихожан провести собрание прихода или хотя бы двадцатки. То есть им даже в этом было отказано. Церковь была буквально захвачена несколькими людьми. Продолжение этой темы следует искать в документах по следующему архиерею.

* * *

Из справки уполномоченного С. Матасова о религиозном состоянии в области:

«Внутрицерковная жизнь в действующих православных церквях после замены управляющего епархией архиепископа Павла, стала более спокойной, но до конца еще не нормализовалась. Оставшиеся сторонники архиепископа Павла продолжают выражать недовольство сменившим его архиепископом Михаилом (Мудьюгиным – В.Г.)... Группа верующих из числа сторонников архиепископа Павла, являющихся прихожанами Богородской церкви г.Вологда:

«В настоящее время наш храм превратился в вертеп, в нем все допускается. Высокостоящий хозяин (Михаил – С.Матасов) на все безобразия не обращает внимания. Такой хозяин искажает православную веру, он не достоин звания Владыки. Получает зарплату тысяча триста рублей и живет в свое удовольствие... В богородской церкви хищения, из-под замка у священника дважды похищали деньги из кармана, у диакона на одной неделе похищены два подрясника, похищен купол с престола».

Далее уполномоченный вынужден вступиться за епископа Михаила, он пишет, что в действительности епископ получает 1110 рублей, а на руки – 600 рублей, т.к. 500 рублей – подоходный налог.

Но не говорит о главном, о причине конфликта. Как человек умный, на примере архиепископа Павла владыка Михаил понял, что Богородской двадцатки ему не одолеть. И попал под обстрел возмущенных прихожан.

Мы опускаем здесь некоторые подробности, где авторы жалобы начинают выдвигать гипотезы о личной жизни Владыки. О владыке Михаиле в Вологде и по сей день многие отзываются с большой любовью, как о культурном, прекрасно образованном, а главное – душевном человеке. На кафедре он пробыл до девяностых годов... Так, что на этом мы заканчиваем рассказ о вологодских архиереях.

Священники

Кое-что говорится у уполномоченного и о мирянах:

«Настоятель Ильинской церкви Сокольского района Василий Козел при доверительном разговоре сказал, что по-настоящему верующих людей мало. Многие даже на исповеди признаются, что сомневаются в вере, особенно в загробной жизни.

Эту категорию прихожан нельзя считать неверующими, но с полным основанием можно сказать, что они находятся на полпути от веры к неверию, это, несомненно, результат воздействия нашего строя на сознание верующих...»

Оставим на совести уполномоченного замечание о том, что полуверов породила советская действительность. Скорее, все обстоит как раз наоборот. В остальном слова о.Василия можно отнести не только к его прихожанам, но и к любой другой церкви в любое другое время.

Гораздо более пространные и исключительно любопытные сведения сообщает уполномоченный о вологодских священниках того времени. В информационном отчете за 1970 г. уполномоченный Матасов дает картину духовенства, которая актуальна была не только для вологодчины, но и для всех русских епархий того времени:

* * *

«Пути духовенства к священнослужению различны, но их можно объединить в три группы.

Первая группа – 5 человек священников и 1 дъячок в возрасте старше 60 лет – получили религиозное воспитание в раннем возрасте в семьях. Они начинали службу в церквях певчими и псаломщиками 45-50 лет назад. В тридцатые годы, когда церкви были закрыты, они вынужденно пристроились на разные работы на предприятиях и в колхозах. В Великую Отечественную войну, когда религия несколько оживилась и были открыты церкви, они вновь предложили свои услуги Церкви в качестве псаломщиков, диаконов и при недостатке кадров позднее получили сан священников.

Кроме них, два человека – священники этого возраста – прибыли из западных областей Украины и Белоруссии, в прошлом проживали в буржуазной Польше и состояли на церковной службе. Один имеет высшее богословское образование. В основной массе эта группа состоит из малограмотных людей, получивших сан в результате недостатка духовенства. Большой активности в службах не проявляют. Остряки из молодого духовенства называют их «ремесленниками». Заменить их архиерей не может из-за недостатка духовенства.

* * *

Вторая группа – 11 человек – пришла в церковь после жизненных неудач и блужданий. Например М... (Сокращено мною – В.Г.) иеромонах... после окончания 9 классов средней школы окончил курсы помощников паровозных машинистов. Во время работы... получил травму – потерял 4 пальца левой руки (оторвало). Дальше работать по этой специальности не мог... Окончил Рязанский веттехникум и работал ветеринаром в совхозах 5 лет. В 1953 году ушел в монастырь. В 61 году в сане иеромонаха бросил службу и до 1967 года нигде не работал. В 1967 г. был принят священником в Вологодскую епархию... Трижды бросал службу, один раз объявлялся в запрещении... В настоящее время настоятельно просит архиерея отпустить со службы, но из-за отсутствия замены пока в просьбе отказано. В поведении странный, предельно замкнут, стремится к постоянному одиночеству.

Такими же являются священники Садовский и Козел, диаконы – эмигранты из Маньчжурии – Маковеев и Медведев, но каждый имеет свои особенности...

* * *

Третья группа – 15 человек – молодое духовенство, окончившие духовные учебные заведения (большинство). Они считают церковное служение своим призванием. В духовные училища поступили сразу после... школ, за небольшим исключением...

Эту группу архиерей считает костяком епархии. С этой оценкой можно согласиться, в том плане, что они еще молоды... и лучше подготовлены...

Среди них есть такие, которые к службе относятся старательно, с вдохновением и полной убежденностью в вере. Такими являются настоятель Богородской церкви, протоиерей, кандидат богословия Константин Васильев, священник этой церкви Владимир Завальнюк, священник Стефановской церкви В.Устюга Иван Хвощ, священник Лазаревской церкви г.Вологда Петр Гречаник и другие...

Таким образом, духовенство епархии неоднородно. Различно и влияние на верующих. Одни являются любимцами прихожан. Другие не пользуются особым вниманием верующих. Однако несомненно и то, что все духовенство в той или иной мере, объективно проводит религиозное влияние на верующих, поддерживает верования и содействует воспроизводству верующих».

По данным на 1 января 1972 года, в Вологодской области действовало 17 церквей, на регистрации состояло православного духовенства 42 человека.

* * *

Мы, православные миряне, склонны сегодня оценивать священство очень строго. То там, то здесь поднимается ропот недовольства. Например, при одной церкви под Петербургом образовался несколько лет назад исключительный приход. Там было все: от школы до оранжереи, перечислять рука устанет. Лишь одного у них не было – достойного их священника. Тот плох – в кассу залез, этот хорош, да сбежал (от столь замечательного и богатого прихода!), и так далее.

За короткое время там сменилось, кажется, до семи батюшек – я эту историю по памяти пересказываю. А потом настал судный день. Методом проб и ошибок миряне нашли себе несменяемого настоятеля, человека с прочным хребтом. Который, по словам прихожан, ободрал этот эдем, как липку, разорил все подчистую.

Они теперь жалуются на весь крещеный мир, да раньше нужно было думать. Им, да и всем нам, стоит поучиться у уполномоченного Матасова, который, перечислив все известные ему разновидности священников, приходит к совсем неглупому выводу: говорит, что все эти батюшки содействовали воспроизводству верующих, то есть, говоря нашим языком, трудились во славу Божию.

В.Григорян

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru