ПО СТРАНЕ


КОРОТКО:

Международная конференция «Христианство на пороге нового тысячелетия» состоялась 20 июня в президентском зале Российской академии наук (РАН). Конференция была организована РАН, Центром «Православная энциклопедия» и Министерством культуры РФ. На церемонии открытия присутствовал Патриарх Алексий II. Президент академии Юрий Осипов выразил свое удовлетворение тем, что «искусственное и насильственное противопоставление религии и науки наконец преодолено».

*  *  *

3 июля в Москве тиражом в 300 экземпляров был выпущен в свет «Атеистический листок». Номер посвящен укреплению атеистического движения в России и выражает «решительный протест» против использования материального и культурного потенциала страны для поддержания Церкви. Некто Е.Сметанин обвинил Русскую Православную Церковь в попытке захвата духовной и политической власти в России. В Московском обществе атеистов на сегодняшний день более 200 активных членов.

*  *  *

Патриарх Алексий II стал почетным профессором Российской академии наук. При вручении диплома было подчеркнуто, что Святейший является автором нескольких серьезнных богословских и церковно-исторических работ, например, монографии «История православия в Эстонии». В своих трудах, по мнению Ученого совета РАН, глава РПЦ выступает как профессиональный социолог, философ и психолог. Президент академии Юрий Осипов при вручении диплома троекратно произнес: «Аксиос!»

*  *  *

Чудотворная мироточивая икона св. великомученика и целителя Пантелеимона выставлена для всеобщего поклонения верующим в псковском Свято-Троицком кафедральном соборе. Говоря о чуде мироточения, настоятель собора протоиерей Иоанн Муханов отметил: «Это действительно большая редкость и знак Божией благодати. Чудо произошло на виду у всего причта». Икона, датируемая XVII веком, не только стала источать благовонное миро, но и обновилась.

*  *  *

Состоялся очередной выпуск петербугских духовных школ. Накануне ректор СПбДАиС епископ Тихвинский Константин предупредил выпускников о том, что в нынешнем году по решению Св.Синода вручаться будут не дипломы, а только справки, их заменяющие. Для получения дипломов выпускники семинарий и регентских отделений должны будут пройти двухгодичное приходское послушание и иметь положительную характеристику от правящего архиерея.

*  *  *

На шведском острове Готланд в Балтийском море вскоре откроется мужской монастырь Русской Православной Церкви. При монастыре будет действовать Православный центр, который духовно объединит все православные общины Северной Европы. На острове Готланд находятся 92 средневековых храма, и многие из них пустуют, службы в них не проводятся. Поэтому Шведская лютеранская церковь поддерживает идею создания православного монастыря и планирует передать монахам одну из принадлежащих ей окрестных усадеб и храм св. Архангела Михаила XII века.

*  *  *

Администрация Ивановской области передала в безвозмездное пользование на 49 лет Ивановской епархии имущество военного городка в деревне Куликово Ивановского района для размещения на его базе епархиального духовного училища.

*  *  *

Распоряжением президента Украины Десятинная церковь в Киеве будет восстановлена в течение 2001-03 годов. Десятинная церковь — первый каменный храм Киевской Руси и первый кафедральный собор Русской Церкви.. Она была сооружена византийскими и древнерусскими мастерами в 989-1006 гг., в период княжения св. князя Владимира, выделившего на ее сооружение десятую часть княжеских доходов.

*  *  *

С осени этого года начнет действовать епархиальное женское училище в г.Пушкине под Петербургом. Оно открывается на базе школы православной хозяйки при Феодоровском государевом соборе. Девушки, достигшие 17 лет, будут изучать здесь Закон Божий, церковные песнопения, получат знания по домоводству, садоводству, медицине, укладу семейной жизни. Подобное училище существовало в Царском Селе и до 1917 г.

Теперь и 30 лет назад

Институт социологии РАН представил статистические данные о религиозности в России за последние годы. Религиозность населения в России возросла с 7-12 % в 70-80-е гг. до 50 % в 1997 г. В конце 1980-х гг. верующими называли себя лишь 10 % россиян, в 1990 – уже 29 %, в 1992 – 40 %, 1995 – 50 %, 1997 – 55 %, 1998 – 58 %. Значительно опередила все население в своей религиозности молодежь, еще в 1994 г. продемонстрировавшая показатель в 64 %. При этом число атеистов стремительно падает. Так, в 1989 г. большинство россиян не считало себя верующими – 65 %. Далее их число неуклонно снижалось – в 1990 г. атеистов было 16 %. В 1991 – 11 %, 1992 – 8 %, 1996 – 6 процентов. Число колеблющихся между верой н неверием в 1993 г. составляло 37 %, в 1997 г. был зафиксирован уровень – 27 %. Прослойка колеблющихся в настоящее время сокращается пользу верующих, а прослойка безразличных – в пользу неверующих. Православные составляли в России до перестройки 6-8 % населения, после перестройки – 40 %. По другим данным, в 1989 году их было около трети населения, в 1990 г. – 46 %, 1993 г. – около 50 %, 1994 г. – 57 %, 1995 г. – 42 %, 1996 г. -– около 43 %. В 1997 г. были получены 4 разных результата по доле православных: 45, 49, 50 и 55,6 % населения. Иными словами, до перестройки каждый 20-й соотносил себя с православием, теперь же -– уже каждый второй, и рост этого числа прекратился. Однако есть данные, что доля военнослужащих, считающих себя православными, в 1996 – 1999 гг. выросла на 8 процентов. Православие поддерживали в 1995 г. 36,6 %, а положительно относились к нему в 1996 г. – 88 % населения. Отрицательно по отношению к православию настроены лишь 4 % населения, в том числе более всего народы Кавказа -– 9,2 % и Средней Азии -– 8,3 процента. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что Церковь из года в год пользуется самым большим доверием населения. На втором месте после Церкви среди социальных и властных институтов стоит армия, всем остальным институтам население доверяет значительно меньше. Не доверяют Церкви только 6-9 % населения, полностью доверяют 37-49 %, остальные доверяют Церкви частично или еще не сформировала своего мнения по этому вопросу. Однако за активную роль конфессий в общественно-политической жизни высказывается гораздо меньше людей. Так, за создание религиозных партий высказывались 18,7 %; свыше половины опрошенных считали, что священники не должны заниматься политической деятельностью; не одобряли участие политических и государственных деятелей в религиозных обрядах 60 % (1996). Считали, что православие должно стать государственной религией лишь 11,5 % молодежи и 16,3 % старшего поколения (1997г.). Интересно, что при этом за то, чтобы объявить Россию православной державой, высказалось 44,5 % населения, против -– 55,5 процента. Центр миссионерских исследований Российской академии естественных наук, сравнивая показатели миссионерской деятельности 1970 и 2000 гг., указал, что общая численность христиан составляет: 1 222 585 000 тридцать лет назад и 2 млрд. 15 млн. – ныне, из которых православных, соответственно, – 147,4 млн. и 223,5 млн. (рост в полтора раза). Численность мусульман за этот же срок возросла в 2,17 раза, составив 1,2 млрд. человек. Неверующих в мире насчитывается 774,7 млн. человек. В последние три десятилетия значительно услилилась и миссионерская деятельность различных церквей и миссий. В 1970 г. в мире имелось 2 200 заграничных миссий и 240 тыс. профессиональных миссионеров, а в 2000 году их численность была, соответственно, 4 800 и 420 тыс. Если в 1970 году объем их финансирования составлял 3 млрд. американских долларов, то к настоящему времени он вырос в четыре раза.

В 1982 г. в России и Восточной Европе действовали всего 150 миссионеров, в 1993 г. их было уже 691, а к концу 1997 – около 1000 миссионеров.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу .Оглавление выпуска.О свт.Стефане.о редакции.архив.Почта