РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

 

«СДЕЛАЮ ВАС ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ»

Второе призвание апостолов

Сегодня речь у нас пойдет о таком важном событии, как окончательное призвание апостолов Петра, Андрея, Иакова и Иоанна к служению. Это место в Евангелии вызывает недоумение у некоторых исследователей. Как, мол, так, ведь все четверо рыбаков стали учениками Христа еще близ Иордана, куда они ходили для того, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя.

Но никакого противоречия здесь нет. Одно дело стать учеником и уверовать, не налагая на себя никаких обязательств. И совсем другое – покинуть отчий дом, прежние труды, родителей и начать совершенно новую, полную опасностей жизнь. Ведь почти все апостолы, в том числе и Петр, и Андрей, и Иаков, станут мучениками.

Это две самые важные ступени в жизни любого христианина. Первая – уверовать. Вторая – принять на себя подвиг. Не столь важно, какой: чадородия, монашества, благовестничества, терпения в скорбях – кому что Господь определит.

* * *

С первыми апостолами это произошло на берегу Галилейского моря близ Капернаума вскоре после того, как Спаситель исцелил тещу св.Петра.

Это такое место, где в море выдается известковая скала. Этот мыс служил некогда прибежищем для рыбаков. Из города сюда ведет очень древняя тропинка, по которой и сейчас можно пройти стопами Христа. Минуя мыс, она тянется дальше вдоль моря, точнее, озера – замечательно красивого. Оно тянется километров на 20 в длину и примерно на 15 в ширину, то есть имеет форму овала. Очевидцы рассказывают, что, когда в озере отражается небо, оно становится совершенно белым, подобно снеговой вершине. К ночи здесь начинает дуть один местный ветерок, шевеля купы олеандров, заросли тростника, и воды в ответ на это начинают так нежно шуметь, что древние называли озеро не Галилейским, а Киннерот, что переводится как «арфа».

Иисус приходил сюда неоднократно, но этот Его визит был особенным. Чем занимались в это время апостолы на берегу? По мнению евангелистов Матфея (гл.4) и Марка (гл.1), Петр и Андрей закидывали свои сети в море, а Иоанн с Иаковом чинили свои.

А вот св. Лука пишет (гл. 5), что все четверо вымывали сети. То есть очищали от водорослей, мусора, песка и ракушек. Едва ли кто-то из евангелистов серьезно заблуждается. Возможно, Петр и Андрей действительно закидывали сети, а двое братьев Заведеевых их очищали. Почему мы так подробно касаемся этого момента? Дело в том, что святой Лука очень любил всякие значимые подробности. И, следует полагать, увидел в этом действии, промывке сетей, особый смысл. Быть может такой: иудаизм настолько засорился, что стал непригоден для ловли человеков. В пользу этой версии говорит многое.

Как раз в это время или незадолго перед тем сам св. Лука, будучи греком-язычником, уверовал в единого Господа и стал изучать иудаизм. То есть он был как бы одной из тех рыб, которые желали попасть в эту пусть засоренную, но Богом данную сеть. Однако далеко не все будущему евангелисту в иудаизме понравилось. И эта тема была для него очень живой и актуальной.

Св.Лука обращает наше внимание на то, что апостолы провели в море всю ночь – самые хорошие для рыбной ловли часы, но ничего не поймали. Тем самым евангелист усиливает символическое значение происходящего. Иудеи действовали в гораздо более благоприятных условиях, чем христиане. Намного раньше христиан они начали обращать язычников. Но их успехи в этой области были не слишком велики.

Люди переставали чувствовать в единобожии благоухание веры и устремляться к нему. Между тем и рыба ловится вовсе не потому, что нам этого хочется. Существует загадочная связь между нею и рыболовом. В связи с этим вспоминается такой случай. Жил несколько лет назад на Волге один удачливый рыбак, который никогда не возвращался домой с пустыми руками. Но однажды он много часов просидел на берегу, и ни одна, даже самая ничтожная рыбешка не польстилась на крючок его удочки. На следующий день этот человек умер. Но для рыбы он, видно, был мертв уже накануне.

* * *

Вот и четверо апостолов-рыбарей впали в уныние к тому времени, когда к ним подошел Христос. В ответ на предложение Спасителя выйти на глубину и вновь закинуть сети Симон (Петр) поделился сомнениями. Но он слишком уважал своего Учителя (равви), чтобы отказаться.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть.

И что же? Рыбы попалось так много, что лодки, не выдерживая их веса, готовы были опрокинуться.

* * *

Увидев это, Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный.

Из этого следует, что Спаситель находился в той же лодке, что и Петр. Но Симон все равно испугался до смерти и попросил Христа оставить его. Здесь мы видим прообразование той страшной ночи, когда Петр отречется от Спасителя.

Это не просто догадка. Дело в том, что история с ловлей рыбы в Галилейском море имеет замечательное продолжение. Его опишет апостол Иоанн в главе 21-й своего Евангелия. Когда Христос был распят и погребен, апостолы вновь вышли на лодках в море, но за всю ночь ничего не поймали. А утром к ним подошел Человек и, узнав, что они голодны, предложил вновь забросить сети. Они послушались Его и поймали великое множество рыбы.

И тогда Петр мгновенно вспомнил историю своего призвания, свой страх, свое отречение. Обезумев от счастья, он обернулся одной из сетей (уподобившись рыбе – этому символу не только Христа, но и христианина), бесстрашно бросился в воду и направился к Спасителю. Он больше не боялся.

* * *

Но вернемся к тому дню, когда Петр, дрожа от страха, умолял Христа отречься от него – вот истоки его собственного отречения. Впрочем, в этом эпизоде есть и второй смысл. Богатый улов Петра был предуказанием того, что его проповедь (ловля человеков) будет очень успешна. Господь увидел страх Петра.

И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

После этого четверо рыбаков отправились вслед за Спасителем. А пятый, бывший с ними, отказался от этой чести. Это был старый Заведей, отец Иоанна и Иакова. Он, как пишет Иоанн Златоуст, «по-видимому, не уверовал. Поэтому и оставили его ученики. И не только не уверовал, но и противостоял добродетели и благочестию».

К этому же мнению присоединяется и святой Феофилакт. Оба святых, по словам богословов, ставят поступок братьев примером для людей, желающих следовать за Христом и оставляющих ради этого имущество и родных.

В.Г.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта