ОТЧИНА

УРАЛЬСКАЯ СОЛЬ

От вокзала до вокзала

Чем дольше я находился в пути, тем больше казалось, что страна находится на военном положении. Из Сыктывкара в Микунь я приехал к вечернему поезду, но обнаружилось, что поезд мой отменен. Как, впрочем, и многие другие поезда. На вокзале постоянно объявляли, чтобы пассажиры были бдительны, не трогали подозрительные вещи и сумки, оставленные без присмотра, а сообщали о них в милицию. Людей «кавказской национальности» то и дело останавливали милиционеры и проверяли документы.

«Хорошо, что я не «черный», – подумалось мне. Так теперь называют наших соотечественников с юга России. А через несколько часов сам попал в «черный список». В комнате, куда я устроился, среди ночи разбудил меня оглушительный стук, вслед за этим ворвались два бритоголовых милиционера: «Ваши документы, кто вы, откуда?» – «А что, нельзя было посмотреть у администратора?» – стал возмущаться мой сосед. – «Мы из другого ведомства, мы к ним не относимся». После проверки паспорта и билетов только заснул, опять стук. Открываю: передо мной две подвыпившие дамочки, в руках сигаретки: «Прикурить не найдется?» – «Нет, мы не курим». – «А выпить хотите, а то нам с подружкой скучно вдвоем!» Отстав от нас, девушки тут же стали стучаться в другие номера, а потом целую ночь, найдя собутыльников, пили и веселились, горланя песню: «Эх, Леха, Леха, как без тебя мне плохо». Оказалось, что едут они к своим мужьям в тюрьму, одного из них зовут Леха. Настроение у меня совсем испортилось. К святыне поехал, можно сказать, в паломничество, а тут такое...

Еще одно испытание ждало в Перми, куда я приехал поздно вечером. В комнате отдыха мест не было, а ближайшая электричка в сторону Соликамска отходила только в семь утра. Пришлось слоняться всю ночь по огромному вокзалу, где всем заправляли беспризорные пацаны и спившиеся бомжи. Тоже знамение нашего времени. Увидев, как из зала железнодорожных касс 10-летний мальчишка загоняет пинками старую нищенку в соседний раскуроченный ремонтом зал, я не вытерпел, подошел к нему и начал стыдить: «Милый мой, ну что ж ты делаешь? Ведь она тебе в бабушки годится!» – «А нам милиционеры сказали, чтобы мы их сюда загоняли, они слов не понимают». Действительно, бабушка направилась в совершенно противоположную сторону, как только освободилась из-под опеки юного дружинника. Для нескольких десятков бомжей круглосуточно работающий вокзал стал единственным домом, где они постоянно живут, едят и спят, и поэтому, очевидно, не желают смиряться с ущемлением своих прав.

Еще печальнее картина от спящих бездомных детей. На ночь они все собираются в верхнем угловом зале – двадцать-тридцать детей, от девяти до шестнадцати лет. Спят сидя на скамьях, составленных вкруговую, рядом друг с другом – наверное, для того, чтобы почувствовать некоторую защищенность от внешнего мира. Всю ночь я провел рядом с ними и видел, как они во сне постоянно вскакивали, испуганно озирались и, увидев своих друзей, успокаивались, снова засыпали. Господи, совсем еще дети, им бы спать в теплой кровати в семейном тепле и уюте... Что за время у нас такое?

Урал-батюшка

Когда подошла электричка, было еще темно. А когда через два часа пути рассвело, я, к удивлению своему, обнаружил, что вокруг нас горы. Никогда не думал, что Северный Урал так обжит людьми, что города и поселки здесь стоят прямо среди гор, как на Кавказе. На Приполярном Урале, где я привык бывать, до сих пор еще нет поселений, кроме разве что маленькой станции «Собь», которая находится на железной дороге, пересекающей горы за Полярным кругом.

А электричка между тем ползла вверх по предгорьям, справа и слева открывались виды огромных сопок с широкими долинами. То там, то тут вырастали одиночные остроконечные скальные вершины, под которыми прямо у подножия, как в сказке, притулились маленькие домишки. Красивый березовый лес медленно и незаметно перешел в хвойный. Горные елочки, как на подбор, стройные и пушистые.

Электропоезд мчал нас по промышленным Уральским районам бывшей великой строгановской империи. С начала XV века на Урале начали образовываться массовые поселения русских, занятых на добыче камской соли. Нынешний стотысячный Соликамск был основан в 1430 году вологодскими посадскими братьями Калинниковыми, которые завели здесь солеварение и поставили при реке Боровой первые пять труб. По другой версии, начало Усолью Камскому (будущему Соликамску) гораздо раньше положили предприимчивые новгородские люди, также начавшие с добычи соли. Как бы там ни было, именно благодаря солеварению Соликамск еще в XVI веке стал крупным промышленным городом.

В XVI веке местная соль, получившая название «пермянка», уверенно вытеснила на внутрироссийском рынке продукцию северных соляных промыслов (Беломорье, Сольвычегодск, Тотьма, Серегово) и успешно конкурировала с испанской и французской солью в Германии, Швеции, других странах Европы. С XVI века солеварение становится основной отраслью промышленности Западного Урала. Одна только Соль Камская давала в это время соли в несколько раз больше, чем все остальные центры солеварения Руси. А ценилась соль раньше дорого, не то что ныне.

Строгановские храмы

soli1.jpg (6296 bytes)

Неудивительно, что местные солепромышленники были столь богаты, что могли себе позволить построить в Соликамске удивительные по архитектуре и убранству многочисленные каменные храмы. Они и сейчас поражают своей грандиозностью и красотой. Лучшие мастера, работавшие на Строгановых, придумали свой оригинальный храмовый архитектурный стиль и самобытную иконописную школу, впоследствии названную Строгановской. Она соединила в себе множество разных художественных течений, для своего времени это было «модернизмом». Один из настоящих строгановских иконостасов сохранился до наших дней в Богоявленской церкви (на фото справа). На него и сейчас все приходят посмотреть как на чудо XVIII века. Я долго разглядывал эти иконы, пытаясь уловить в них былое величие Святой Руси. Но вдохновиться так и не смог. После иконостасов Кириллова монастыря, после фресок Дионисия эти святые на иконах-картинах казались больше похожими на упитанных благочестивых прихожан.

Построенные в конце XVII – начале XVIII вв., эти огромные храмы с самого начала не могли выполнять своих функций: еще в начале XX века в Соликамске было только четыре тысячи жителей. Поэтому храмы служили купцам в основном для демонстрации богатства и благочестия. А в наше время почти все главные храмы являются памятниками каменного зодчества, в которых разместились музеи и светские учреждения. Так получилось, что ныне действующие приходы расположены в стороне от центрального архитектурного ансамбля. Именно там, а не в музеях – величественном Троицком соборе или красивейшей Богоявленской церкви – сосредоточена сегодня вся православная жизнь города.

Действующий Спасо-Преображенский храм значительно меньше других храмов, но внутри он гораздо теплее и уютнее: всюду горят лампады и свечи, постоянно идут службы. До начала 90-х здесь располагалась лесопилка, а сейчас он сам как свеча в свещнице Божией...

soli2.jpg (8968 bytes)

В 96-м году Спасо-Преображенскому приходу передали второй, Введенский храм, он стоит рядом. В нем до этого кинопрокатчики просматривали пленки. А в прошлом году приходу передали третий храм – святых Жен-мироносиц, он в квартале ходьбы отсюда. Со священником этого храма о.Сергием я и разговорился:

– Пока у нас в храме вовсю идут строительные работы – мы уже разобрали в нем перегородки, отопление сделали, провели свет, осталось крышу починить, обустроить иконостас и алтарь – и можно будет служить. Прежде этот храм принадлежал женскому монастырю. Его основательница, купеческая вдова Щепоткина, решила остатки своих дней провести в молитвах Богу. Раньше Соликамск был деревянный, и несколько раз северную часть города уничтожал пожар. Вот после очередного такого пожара в 1782 году и решили строить женский монастырь здесь. К вдове присоединились многие вдовы и молодые девушки, которые желали провести свою жизнь в молитвах Богу, так здесь образовалось многочисленное монастырское сестричество. Потом, когда монастырь перевели на Красную Гору, здесь стал приход.

– Я слышал, сейчас идут разговоры о возобновлении женского монастыря?

– Пока не определились, где его разместить. Хотели монастырь из Усолья перевести сюда. Там раньше была усадьба Строгановых: место живописное, и храмы сохранились в прекрасном состоянии, но из-за плотины на Каме по весне храмы в Усолье затопляет.

Из разговора мне показалось, что отношение о.Сергия к храмам Соликамска – особое. И едва лишь я задал ему вопрос на эту тему, как он с охотой подхватил:

– Я вот езжу в Нижний Новгород (в семинарии учусь), там есть строгановский храм Рождества Пресвятой Богородицы, так он является жемчужиной города. Строгановские храмы вообще отличаются живописностью, каменными украшениями. Да вы посмотрите на наш Троицкий собор: такого красивого, далеко вынесенного крыльца, чтобы оно вело на второй этаж собора, вы больше нигде не увидите. К слову сказать, над входом на это северное крыльцо десять лет назад чудесным образом проявилась фреска Христа Вседержителя. Случилось это на глазах большого количества людей во время крестного хода на День города, во время первого водосвятного молебна.

Вседержитель на красном кирпиче
и явление сияющего Креста

soli3.jpg (6889 bytes)

Отец Сергий тут же повел меня к Троицкому собору (на снимке), перед которым тогда служился молебен, и показал это нерукотворное изображение Христа Вседержителя, самопроявившееся на красном кирпиче. Сам он этого чуда не видел, поскольку переведен в Соликамск недавно, а пересказал со слов очевидцев. Потом каждый раз, проходя мимо Троицкого собора, я непременно останавливался перед явленным образом, молился ему, глядя на грозный лик Вседержителя. Этот вид Христа, запечатленный на кроваво-красном кирпиче, красноречиво говорил о близком пришествии Христовом и Страшном Суде Божием. Видимо, явленный образ произвел какое-то влияние на соликамцев, так что сразу же после этого чуда в городе один за другим стали открываться православные приходы.

Перед отъездом из Соликамска, когда я в последний раз пришел поклониться «кровавому» образу Христа Вседержителя, к крыльцу подошли две женщины. Одна из них как раз была очевидицей этого поразительного события. Лидия Михайловна сейчас работает казначеем при храме Жен-мироносиц. Она рассказала мне, как все произошло:

– Я видела, как во время освящения побелка на глазах стала исчезать непонятно куда и на глазах стал проявляться образ Спасителя. Сначала Глава проявилась, а потом облачение. Все видели, как из ничего проявляется Господь, стояли и в ужасе крестились. Такой страх на всех напал. Где-то минуты за две-три, наверное, побелка исчезла, причем не отлетела, не отстала – просто пропадала на глазах...

Рассказал мне о.Сергий еще об одном удивительном событии, происшедшем в Соликамске буквально на днях, на Крещение.

– Недалеко от нашего храма есть источник, – начал он рассказывать мне по порядку. – Мы ходим туда на Крещение после ночной литургии освящать воду. Недалеко от источника живет наш настоятель. В то утро клиросные певчие отдыхали после ночной службы вместе с его матушкой у него дома. Часов в восемь утра они шли на вторую службу после отдыха. И вдруг увидели в небе над Усолкой сияющий Крест. Он появился на востоке над детской больницей. Крест переливался и сиял – точно так же, как в Пасху сияет солнце. Они сначала подумали, что это от фонарей так отражается, затем у них на глазах этот Крест поднялся на небо и увеличился в размерах. А потом уже, когда начало светать, он опять уменьшился и приблизился к земле. Но сияние и переливание Креста продолжались. Минут тридцать наблюдали они это явление, которое сподвигло певчих после службы, несмотря на мороз, искупаться в источнике. А явление Креста в тот день очень многие в городе видели.

Летопись знамений

Необычные явления в небе над Соликамском происходили и раньше. О них сообщает древняя летопись Соликамска, сохранившая еще и многие весьма любопытные факты. За свою историю Соликамск видел все, начиная от набегов татар и кончая снежным человеком. О Соликамске летописи впервые упоминают с 1505 года, когда на Чердынь нападал сибирский царевич Кулук-Салтак, покоривший тогда и Усолье Камское. Потом неоднократно грабили Соликамск и нагайские татары, так что посадский люд обратился в 1552 году к Ивану Грозному за воинской помощью. Царь тогда стоял под Казанью и послал на защиту города вместе с отрядом складной образ Николая Чудотворца.

В 1656 году случилось «оскорбление жителей болезнью», для избавления от которой соликамцы дали обет: «Летом, по вся недели, соборне приходить с честные кресты к башне». Того же года произошло в Соликамске чудо: исцеление человека расслабленного, а в следующем году весь город выгорел, так что даже жители разбрелись.

В 1668 году Соликамск пострадал от наводнения.

В 1698 году, 17 августа, в 10 часов дня накатилась на Соликамск грозная туча: «Сначала пошел черный густой дым, а потом составилось облако мрачное, что не могли распознать друг друга. Мрак сей продолжался полчаса, а после покрыло весь град огненной тучей, из коей выпал песок с искрами, но вреда от этого никакого не было».

В 1705 году опять «туча темная, аки дым, окружила небо, и все побагрело, аки в крови, и ветр дышаще зело тепл, аки от огненного запаления». Тогда же получен указ о бритии бород всем купцам и посадским людям.

В 1710 году присланы в Соликамск «пленные шведы, полковники и офицеры». С той поры и до наших дней этот суровый уральский край становится местом постоянных ссылок и тюрем.

В 1711 году усолец Егор Лаптев поджег хлебные амбары, за что его, осудив, закопали живого в землю.

В 1721 году были неурожай и народная перепись.

В 1724 году «получено письмо, чтобы послать в сад Его Величества 1300 кедровых дерев».

В 1726 году «явился образ Сретения Господня, еже есть Убрус», и в том же году доктор Мессершмидт определил географическую широту Соликамска.

В 1733 году случились жестокие морозы, от которых погибло много людей и скота.

В 1740 году воеводой был в Соликамске капитан Гилгинский, ненавидевший «духовный чин». При нем же совершались страшные казни: две женщины «вкопаны в публичном месте живыми в землю» – одна, Марфа, «за убийство и сожжение своего мужа», а другая, Парасковья, «за удавление своего мужа в постели».

В 1744 году «неведомо кем, принесен в Соликамск в скотской рыжей шерсти урод-человек».

Далее следуют «хвостатая звезда», «туча с великою бурею и нетерпимым громом», «холера» и другие примечательные события. Через всю летопись Соликамска буквально красной нитью проходит длинная цепь пожаров, от которых город страдал то по частям, то сгорал весь.

Пятница и Семик

Для избавления от стихийных бедствий и постоянных вражеских нападений строились купцами многочисленные храмы Соликамска и давались жителями города самые различные обеты Богу, которые затем исполнялись на протяжении веков. Об одном таком обете, соблюдавшемся аж до наших дней, рассказал мне отец Сергий:

– Здесь есть один местный христианский праздник, который постоянно праздновался и в советское время. Такого больше нигде нет. Это девятая пятница по Пасхе. Однажды напали сибирские татары, орда, несчетное войско. Захватили город, убив множество людей. Люди молились, чтобы Господь избавил от нашествия, и дали обет, если оно никогда не повторится, они будут помнить этот день в веках. Орда ушла в девятую пятницу по Пасхе. С тех пор постоянно в этот день у нас собираются все священники благочиния, приезжает владыка и служат с особенным торжеством, после чего по городу идет крестный ход. Во всех храмах служатся благодарственные молебны.

В советское время праздник отмечался, правда, без крестных ходов – они возобновились после тысячелетия Крещения Руси. Во время хода людей до тысячи бывает.

Еще есть один местночтимый праздник в Пермской области, который называется Семик. В четверг перед Троицей все люди ходят на кладбище. И в Соликамске никакие коммунисты этот праздник также отменить не смогли. В этот день во всех храмах у нас служится специальная поминальная литургия. На предприятиях и в советское время в этот день был сокращенный рабочий день, чтобы люди смогли выехать на кладбище и помянуть своих близких родственников. Батюшки тоже шли на кладбище, чтобы совершать панихиды и литии по усопшим.

– Погодите, вы же сами сказали, что храмы в Соликамске начали открываться только с 90-го года. Где же праздничные службы-то проходили в советское время?

– До 46-го года служили в храме святого Симеона Верхотурского. Это кладбищенская церковь. Потом с 46-го по 61-й годы службы были в Богоявленской церкви в центре города. Когда Богоявленский храм закрыли, приход перебрался в Городище. Там иконостас, паникадило, все убранство сохранились еще с дореволюционной поры. Наш настоятель о.Геннадий рассказывал, что Богоявленская церковь была закрыта по настоянию директора школы, здание которой находилось напротив храма. Он был ярый коммунист, безбожник, очень не хотел, чтобы верующие своим «опиумом» отравляли учеников школы. И вот когда храм закрыли, его самого парализовало. Уже парализованный, он уверовал в Бога и сильно просил, чтобы его отвезли в Городище к батюшке исповедоваться в своих грехах и причаститься.

Небесные молитвенники

– Отец Сергий, а как так получилось, что почти все храмы в Соликамске сохранились до наших дней? Ведь такого нет ни в одном городе. Может быть, здесь меньше гонений было?

– Видимо, вера в народе здесь была крепче, и мучеников, пострадавших за веру, здесь было тоже много. Рассказывают такой эпизод про соликамского священника. Рабочие в 18-м году варили гудрон. Видят, что священник идет по улице: «Вон поп идет, давай его зажарим, и попадья не узнает». Поймали, скрутили и бросили в кипящий гудрон.

– А кто это был?

– Неизвестно. А соликамского епископа Феофана утопили в реке.

– Здесь был свой епископ?

– Викарный владыка. Его Пермский владыка новомученик Андроник рукоположил в епископы для своей замены в 18-м году, зная, что самого его в любой момент могут расстрелять. Так и случилось. Но владыка Феофан тут недолго пробыл, всего полгода. Резиденция его была в мужском монастыре. В июне 18-го года архиепископа Андроника забрали и зарыли живым в районе велозавода. На том месте раньше лес рос. Сразу же епископ Феофан заступил на Пермскую кафедру вместо умученного, но 24 декабря 18-го года и он был зверски замучен. Ему связали волосы узлом на затылке, в них просунули палку и окунали в прорубь на Каме до тех пор, пока он не замерз. А когда замерз, его тело бросили в прорубь. На последнем Архиерейском Соборе оба наши владыки прославлены вместе с Царем Николаем II как новомученики Всероссийские. Но еще прежде они почитались как местночтимые святые.

Священномученик Феофан – покровитель Соликамска. Мы ему постоянно молимся. Здесь много мучеников было – быть может, их заступничеством и сохранились все эти храмы. Рассказывают, что когда начали сбрасывать колокола с храмов (начали с Крестовоздвиженской церкви), одного рабочего вышвырнуло прямо с колокольни, он упал и разбился насмерть. После этого рабочие отказывались сбрасывать колокола, поэтому и храмы боялись ломать. Хотя Крестовоздвиженский-то храм все-таки добили – в нем сначала была тюрьма, затем пивзавод, а потом почти полностью разломали. Сейчас из-под него источники бьют, могу показать.

Мы пришли на мост возле разрушенного Крестовоздвиженского храма и долго смотрели, как из-под его основания текут в Усолку незамерзающие родники. Вид с моста через Усолку на архитектурный ансамбль Соликамска потрясающий. Находясь на горе, храмы кажутся еще выше и прекраснее, а 60-метровая соборная колокольня, ставшая символом Соликамска, поднялась до самого неба, уткнувшись своим острым шпилем с крестом в облака.

Е.СУВОРОВ
Пермь – Соликамск – Сыктывкар

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru