СИТУАЦИЯ


«ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» ПРОТИВ ПОДВОРЬЯ?

14 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Высокопреосвященного митрополита Владимира было зарегистрировано подворье Антониево-Сийского монастыря, что под Архангельском. Предварительная работа шла несколько лет. Искали подходящее место под строительство, людей, готовых благотворительно помочь в этом многотрудном деле, архитектурно оформляли замыслы…

А 1 февраля 2001 года собрание жителей кооперативных домов, расположенных неподалеку от зоны предполагаемого строительства, вынесло поразительную резолюцию: «Мы против строительства в этом месте подворья Антониево-Сийского монастыря!» Такой ситуации прежде в северной столице не случалось. Почему – против? Чем русским людям могла помешать небольшая церковка – тем более, что на полмиллиона человек, проживающих в Калининском районе, лишь два храма? Отметим, что никаких возражений не вызвало строительство в том же Калининском районе второй городской мечети – под нее отведено два гектара земли на пересечении улицы Лужской и проспекта Луначарского (наша газета сообщала об этом)… Но обо всем по порядку.

Справка о монастыре:

Обитель основал в 1520 году преподобный Антоний на полуострове Большого Михайлова озера в нескольких километрах от деревни Сии и Северной Двины.

Так случилось, что в истории России монастырь сыграл важную роль. Именно здесь принял монашеский постриг в 1601 году будущий Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов – отец царя Михаила Федоровича, основателя династии Романовых). Вклады в монастырь делали впоследствии многие цари.

В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духовных и культурных центров Севера России. Переписывание книг стало традиционным занятием среди монахов монастыря. В библиотеке монастыря хранилось Евангелие Апраксос, так называемое Сийское (1339-40 гг.), – раритет всемирного значения.

К началу XX века в знаменитой Сийской библиотеке имелись более 300 рукописных книг и свыше 20 тысяч различных исторических документов.

В 1923 г. монастырь закрыли, а монахов разогнали и сослали. В стенах монастыря была открыта детская колония. Многие здания были разобраны, часть строений разрушена, остальные пришли в крайнюю ветхость.

В 1992 году Антониево-Сийский монастырь возвращен Русской Православной Церкви, настоятелем обители был назначен игумен Трифон (Плотников). Сейчас в обители подвизаются 18 человек братии и более 60 трудников. Их труды и молитвы к преп. Антонию, мощи которого находятся в Троицком храме под спудом, и являются тем основанием, на котором возрождается монастырь духовно и материально. Ныне можно сказать, что монастырь вернул себе значение крупного духовного центра всего Северо-Запада России. Здесь постоянно бывает множество гостей – ученых, искусствоведов, паломников – из Санкт-Петербурга. В свою очередь частый гость на различных конференциях и молитвенных собраниях в городе на Неве – настоятель Антониево-Сийского монастыря. Появление подворья в северной столице (в первопрестольной, кстати, тоже зарегистрировано подворье) – естественное продолжение духовных связей между поморским Севером России и Санкт-Петербургом.

podvor2.jpg (4539 bytes) Вернемся к собранию. Ни настоятель монастыря архимандрит Трифон (на снимке), приехавший по этому случаю в Санкт-Петербург, ни представитель подворья Анатолий Першин, ни Геннадий Павлович Фомичев, архитектор проекта подворья, не предполагали встретить такое жесткое сопротивление присутствующих на собрании жителей. Как оказалось, кто-то заранее распространил информацию среди населения микрорайона о том, что сюда заезжает монастырь с 600 монахами, которые займут весь пустырь между домами. И что на этом месте будут пастись коровы, и что будет устроено кладбище. Никакие разъяснения архитектора Г.Фомичева и архимандрита Трифона, что: podvor3.jpg (5259 bytes)

– это ложная информация и что проект предусматривает размещение зданий подворья на территории всего лишь 5% от общей площади зеленой зоны;

– если церковь рассчитана на 600 человек, это не значит, что на подворье будет жить столько монахов;

– намеченное строительство будет располагаться между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного, ближе к гаражам, и даже шум бульдозеров не может помешать жителям близлежащих домов;

– православная церковь станет украшением этого микрорайона, где сейчас преобладают однообразные типовые строения;

– в случае отказа от строительства подворья это место все равно будет застроено. Но тогда, скорее всего, здесь возведут очередную бензозаправку или пивной бар, которые принесут микрорайону гораздо более неприятностей, чем выпас мифических коров и т. п., –

не убедили собравшихся! Люди не хотели слушать, чувствовалась заранее подготовленная позиция: «Не дадим!»

Что именно не дадим? Нет – воскресной школе для детей, нет – библиотеке с читальным залом, не пустим мастерские для обучения различным ремеслам, долой благотворительную столовую для стариков и малоимущих! – ведь все эти объекты запланированы в комплексе монастырского подворья. podvor1.jpg (5348 bytes)

Но не это было важно людям, присутствовавшим на собрании. Что только не звучало на собрании: безосновательные опасения («многие из нас не имеют возможности выехать летом в загородную зону, мы и наши дети отдыхаем здесь в это время»), как будто из-за подворья будет ликвидирован парк; эгоистические требования («нужно запретить строительство монастыря в черте города – в этом месте мы выгуливаем своих собак»), а также пафосные обличения: «Как же нужно не любить свой народ, чтобы задумать такое строительство посреди жилого района, в единственном парке, где наши дети занимаются физкультурой, где летом отдыхают сотни людей, загорают и купаются в пруду!»

Относительно последнего довода можно было заметить, что санэпидстанция давно уже запретила купаться в данном пруду из-за его загрязненности, да и площадь строительства подворья не включает в себя данный водоем. Но вряд ли помогли бы любые доводы: людей «завели» задолго до собрания и сделали это в совершенно определенных, коммерческих, целях.

По плану застройки города на этом пустыре в любом случае предполагалось строительство какого-либо объекта. И вот место отдают церкви – выходит, видам на этот участок некоторых коммерческих групп не суждено воплотиться? Но слишком серьезные экономические интересы здесь задеты: все коммуникации к участку практически уже подведены, жителей в микрорайоне проживает немало, и любая коммерческая точка на этом месте будет приносить хозяевам легко прогнозируемый доход.

Так коммерсанты решили дать подворью бой – причем, как это сейчас стало популярно, с помощью «протестов общественности», депутатов, подписей и т.п. Более тысячи подписей жителей Калининского района в короткий срок собрано против строительства подворья и православного храма. Письма активистов, присутствовавших на собрании, были направлены губернатору В.А.Яковлеву, главе администрации Калининского района, на телевидение и в ряд средств массовой информации. Правила этой «игры» известны: на определенное количество подписей «против» властям должно быть представлено столько же подписей «за». Как это ни печально, но обращение представителей подворья к настоятелям близлежащих храмов помочь собрать подписи в поддержку строительства не нашло положительного отклика. «Зачем нам лишние осложнения?» – так, очевидно, решили здесь и устранились от поддержки братьев по вере.

…Почти пять столетий назад жители тех мест, где решил преподобный Антоний основать монастырь, поначалу выступили против этого – испугались, что обитель лишит их угодий и лесов. В результате несколько веков благополучие двинских крестьян – как духовное, так и материальное – было основано на хозяйственном процветании и всероссийской славе Сийского монастыря. Неожиданно ситуация повторяется в Петербурге в начале XXI века – вот только Россия сильно изменилась, народ стал не тот, и потому не ясен исход конфликта.

Наша газета будет следить за развитием событий.

И.ВЯЗОВСКИЙ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru