ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


 

ВОРКУТА МОЛОДАЯ

Заметки с Первого Коми республиканского съезда
православной молодежи, прошедшего за Полярным кругом

С 29 сентября центр православной жизни Сыктывкарской епархии переместился в заполярную Воркуту, куда вместе с епископом Питиримом из разных уголков республики съехалось более 60 священнослужителей и около двухсот молодых ребят и девчат для участия в первом республиканском православном съезде молодежи.

Утро

Съезд открылся архиерейским богослужением в домовой Свято-Иверской церкви, расположенной во втором микрорайоне города. Настоятелем этого храма является молодой иеромонах о.Рафаил (Беловолов). Он отвечает в епархии за работу с молодежью, а у себя в Воркуте смог объединить в своем приходе большую часть православных молодых людей. Именно отец Рафаил при поддержке мэра города Игоря Шпектора и проделал львиную долю работы по подготовке съезда.

Церковь отца Рафаила прежде занимала небольшое помещение на третьем этаже общежития. Но затем была перенесена на пустующий второй этаж и значительно расширена. Храм сейчас богато украшен новыми софринскими иконами и вмещает несколько сот человек. Так что все участники съезда смогли принять участие в богослужении. Литургию владыка Питирим отслужил соборно со всеми священниками.

День

vork1.jpg (3793 bytes)Во второй половине дня Игорь Шпектор организовал для гостей экскурсию по Воркуте. Началась она с памятника Победы «Гнездо аиста», куда подъехали десятки автобусов с участниками съезда. Моросил дождь, над Воркутой нависли свинцовые тучи, дул пронизывающий ветер. «Через Воркуту прошло два миллиона заключенных гулаговских лагерей, – рассказал мэр об основателях города, – двести тысяч из них остались лежать здесь, в вечной мерзлоте. Наш город и железная дорога, связывающая его с Москвой, построены на костях. Именно благодаря тем, кто сложил их в наших краях, Воркута выжила, стала цивилизованным городом. Замысел памятника Победы принадлежит ученице одиннадцатого класса Саше Степановой. Идея такая: на стволах орудий, которые прорастают деревьями и цветами, аисты свили себе гнездо. Когда памятник был построен, то наши молодожены отказались от монумента Ленину, и сейчас все свадьбы едут сюда в надежде, что аисты им принесут любовь и счастье. Всем известно, что аисты также приносят детей. За последние три года рождаемость у нас в городе превысила смертность».

Надо признать, что Воркута – единственный из городов в республике, где людей умирает меньше, чем рождается (впрочем, многие отсюда уезжают встретить старость на «исторической родине»). Словно в подтверждение слов мэра к памятнику подъехал свадебный кортеж. Жених в черном костюме и невеста в белом платье, пройдя через образовавшийся в толпе коридор, положили к памятнику цветы. Мэр и владыка поздравили и облобызали ошарашенных молодоженов, а все участники съезда хором пропели им «Многие лета». Рядом с памятником из молодых тоненьких березок разбит Парк Победы, а за оврагом через мост мэр показал нам сваи фундамента, где в скором времени, по его заверениям, будет строиться православный собор.

Потом экскурсия продолжилась. В каждом автобусе гиды, молодые люди из комитета по делам молодежи Воркуты, рассказывали о достопримечательностях города. Нас просвещал парень по имени Славик: «Воркута в переводе с ненецкого «медвежья река», или «медвежье место». А сейчас это – «столица мира», как говорит наш любимый мэр».

По каким причинам двухсоттысячный заполярный город был возведен в «столицу мира», сказать трудно. Быть может, потому, что строили его заключенные и военнопленные со всех концов мира. Как я потом узнал, среди пленных были даже негры из Африки.

* * *

Далее мы проехали первый поселок «Рудник», основанный первооткрывателем воркутинских углей Георгием Черновым. С этого места, с землянок, и начинался когда-то город. Затем автобусы поднялись на холм, откуда открылась панорама окрестностей. В просветы туч на востоке высветлились снежные горные цепи Полярного Урала. А вокруг – голая безжизненная тундра, по которой полчаса езды до современного шахтерского поселка Воргашор (в переводе с ненецкого слово это означает «дорога в ручье»). Через Воргашор раньше пролегала дорога с Уральских гор до Карского моря, по которой оленеводы ездили на оленьих упряжках. Шахта Воргашорская – крупнейшая в Европе.

vork2.jpg (23516 bytes)

Следующая остановка – памятник погибшим шахтерам, поставленный на месте шахты «Центральная». Аварии здесь не прекращаются. Шахтеры гибнут иногда по тридцать и пятьдесят человек. Владыка отслужил панихиду и вместе со Шпектором возложил к памятнику цветы. Еще один мемориал, состоящий из десятков крестов, установленных родственниками погибших здесь немцев, и скульптуры скорбящего Иисуса, установленной родственниками погибших литовцев, расположен на кладбище, где расстреливали восставших заключенных. Прямо через это кладбище, через могилы проложена современная трасса, по которой мы ехали на автобусах.

* * *

Во время поездки Игорь Леонидович предложил участникам православного съезда с девяти вечера пойти в ночной клуб «Темная луна». Предложение сходить в «Луну» часть молодежи встретила восторженными криками. «Сходите, потанцуете, погрешите, а завтра на службе в своих грехах покаетесь», – сострил мэр. Девушки из Сыктывкара спросили меня с недоумением: «Он что, шутит?» Никто из священнослужителей ничего не сказал против предложенной программы, да и что им было сказать? Мэр отвечал за техническую сторону (предоставление помещений и проч.). А о духовном наполнении форума, в том числе о досуге молодежи, должна была позаботиться епархия. Но ребятам действительно нечем было заняться после заседаний, впрямь хоть иди в «Луну».

Вечер

Вечером в средней школе № 39 прошла работа секций: «Православие и средства массовой информации», «Православие и молодежные организации», «Православие и общеобразовательные учреждения». В руководители секций были приглашены молодые священники и миряне из других епархий. Первую возглавил о.Святослав Худовеков – руководитель издательского отдела и молодежного движения Смоленской епархии, редактор журнала «Смоленские епархиальные ведомости». Он предложил каждому участнику попробовать свои силы в миссионерской издательской деятельности: на своих местах в каждом трудовом коллективе и учебном заведении издавать просветительские православные газеты, пусть это будут небольшие листки, но и они принесут пользу. Здесь же ее участникам было предложено взять интервью у гостей съезда и своими силами в компьютерном классе выпустить газету, что и было сделано.

* * *

В «Черную луну» делегация из Сыктывкара не пошла. До двух часов ночи наши девушки общались в гостинице «Заполярье» с о. Святославом, расспрашивая, как живет православная молодежь в Смоленской епархии.

Второй день съезда

Следующий день был праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Архиерейская служба состоялась в главном храме Архистратига Михаила. Храм был переполнен. С утра вся молодежь была привезена на службу, но после бессонной ночи половина участников съезда смогла вытерпеть только первые полчаса литургии, а затем как горох посыпалась на улицу.

После литургии один из священников распространил книгу проповедей. Было объявлено, что она издана при финансовой поддержке председателя Государственного Совета Коми В.Торлопова – основного конкурента действующего Главы Юрия Спиридонова на выборах Главы республики.

За счет спонсорских денег книга была роздана бесплатно. Правда, Священный Синод и Патриарх лично не раз просили епархии Русской Церкви воздерживаться от участия в предвыборной борьбе. Но преодолеть искушение, конечно, непросто. Приближение выборов, пожалуй, повлияло и на наш съезд, хотя большинство ребят и девушек не обратило на это никакого внимания.

Торжественное заседание во второй день началось с 14 часов в Центральном доме культуры шахтеров. Сначала выступил мэр города. Рассказав о том, какой замечательный город Воркута и каких замечательных достижений добились воркутинцы под его руководством, в том числе и в развитии православия, мэр попенял, что участники съезда проигнорировали его приглашение и не пришли в ночной клуб. «Меня сегодня упрекают, что я в городе открываю ночные клубы, – сказал мэр, – а я вижу в этом необходимость. Вчера приглашал детей посетить наш молодежный клуб («Темная луна» – Е.С.), который собирает 500-600 ребят, а они не пришли. Это было воспринято их руководителями как нечто недозволенное, хотя я спросил благословения у владыки. Владыка благословил...

Я думаю, что наш город за Полярным кругом сегодня может служить примером того, как мы относимся к Церкви. Я, будучи коммунистом, всегда помогал Церкви. Будучи начальником управления, главным инженером, ремонтировал крыши в храме, помогал строить алтарь. Это я привез в город Президента России Ельцина, проведя съезд Союза городов Севера Росии. Я познакомил его с нашим о.Михаилом с тем, чтобы он дал на церковь два с половинной миллиарда...

Такой праздник, как Пасха, стал праздником всего города. Когда я впервые предложил нашим батюшкам сделать крестный ход по всему городу, то сначала было даже непонимание. Как это – пойдем вдруг все по улицам города? Сегодня уже никто из воркутинцев не удивляется, когда в Пасху наши батюшки с иконами движутся впереди колонн верующих по всему городу. В это время динамики транслируют музыку. И первое слово представляется священнослужителям на самой высокой арене нашего города».

Затем с большим докладом о богословском понимании Апокалипсиса выступил владыка Питирим, а за ним – С.Глубокая, представляющая республиканский комитет по делам молодежи. Своим опытом работы в Москве, Смоленске, Калуге, Твери поделились приглашенные гости из других епархий.

Встретили аплодисментами

Аплодисментами было встречено смелое выступление воркутинской учительницы Татьяны Гумаровой, которая выразила и радость, и боль от того, что сегодня происходит у нас в церковной жизни:

«Меня поразили наши молодежные лидеры, – сказала она в начале речи, вспоминая свое участие в съезде Всецерковного православного молодежного движения в Москве. – Это образованные люди высокой культуры, владеющие иностранными языками, знакомые с новейшими технологиями в разных областях науки. Это яркие, неординарные личности, для которых с Божьей помощью нет ничего невозможного». Но готова ли наша епархия встретить, принять этих людей? Одним из опытов такой работы стал минувший съезд. Но, как продолжила Гумарова, общее положение дел не радует: «Основная проблема кадровая. Нам остро не хватает опытных молодых руководителей: и светских, и прежде всего – духовных. В этой связи поражает тот факт, что талантливые молодые священники уходят из епархии... У нас даже есть свои диссиденты. В такой тревожный и ответственный момент, когда решается судьба будущего России, в нашей епархии делается акцент на внешнем строительстве».

В результате, считает Татьяна Гумарова, мы приходим к тому, о чем предостерегал Святейший Патриарх Алексий II: «У пастырей возникает реальная опасность остаться одинокими среди внешнего благолепия».

Выступавшая посетовала на то, что у нас в Коми не издается православной молодежной газеты, никто не занимается подготовкой молодежных радио- и телепрограмм по православной тематике. «Но главное, по-моему, – заключила Татьяна критическую часть выступления, – чистота жизни самого пастыря. Молодежь не лыком шита. Когда человек видит ложный пафос, душевную грязь и обмирщение, смешно думать, что он пойдет за таким духовным вождем».

В числе предложений Гумарова попросила подумать о создании в храмах групп дежурных, которые бы встречали людей, незнакомых с церковной жизнью, и помогали им освоиться, ответили бы на вопросы.

В заключение

В заключение съезда между епархией и комитетом по делам молодежи было подписано соглашение о сотрудничестве и принято постановление съезда, планирующее дальнейшую православную молодежную политику в республике. Следующий молодежный съезд решено провести в Ухте, но И.Л.Шпектор предложил сделать съезд традиционным в Воркуте.

По завершении форума я опросил несколько участников. Все были единодушны во мнении, что съезд необходимо проводить и в дальнейшем. Большинство отметило прекрасную техническую организацию съезда. Не было проблем с питанием, проживанием, отдыхом. Священнослужители попеняли, что они и молодые люди были поселены в разные гостиницы и не имели возможности пообщаться с ними в свободное время. Но следует заметить, что некоторые из батюшек, тот же о.Святослав из Смоленска, нашли такую возможность и легко устранили все препятствия на этом пути.

Е.СУВОРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru