МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ


ЛЕСТНИЦА ИАКОВА

Будучи в Архангельске, более всего, пожалуй, впечатлился я Соловецким подворьем, что на городской набережной. Поразили меня не только его размеры (трехэтажное каменное здание в виде замкнутого четырехугольника) и красота храма в честь основателей Соловецкого монастыря – преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Меня потрясло другое. То, что рядом с храмом, в одном и том же здании находится еще одно «Соловецкое подворье» – ночное питейное заведение с таким названием. «Господи, как тут молятся монахи?»

podv.jpg (13203 bytes)Еще не все помещения бывшего подворья переданы монастырю, и сейчас в большинстве из них размещаются светские учреждения. Одно из них и принадлежит кафе-бару «Соловецкое подворье». Двери, ведущие в храм (они под часовенкой-колокольней в каменном узорочье и с красочными кокошниками на фасаде), и двери в ресторан расположены рядом. Вечером, прогуливаясь по набережной, видел такую картину: в одни двери «Соловецкого подворья» (вывеска над дверями красочная, горит красными буквами) заходят бритоголовые новые русские, приехавшие на иномарках вместе с расфуфыренными дамочками в мини-юбках, а в другие двери, где вывеска поскромнее, на вечернюю службу спешат монахи в рясах, убогие старички и старушки в длинных юбках и повязанных платочках. Одни идут грешить, прожигать свою жизнь, петь, кутить и веселиться. Другие – спасать свои души, отмаливать свои и чужие грехи. Одни идут вниз, словно в преисподнюю, а другие поднимаются вверх (храм Соловецкого подворья находится на втором этаже). Впрямь как на иконе, изображающей лестницу Иакова, с которой свергаются вниз грешники. Что любопытно, нищие стоят около входа в церковь, а не у входа в ресторан, хотя туда идут люди как раз богатые, с набитыми кошельками.

По вечерам в храме Соловецкого подворья идут благоговейные службы, а внизу вовсю разворачивается веселье. На службе я стоял в конце храма, рядом с окнами, и слышал, как к кабаку то и дело подкатывали роскошные авто, а подвыпившие парни выходили покурить и «зажимали» девок. Господи, какие искушения для монахов!

Среди братии я узнал молодого инока о.Алексия Копеина, ранее служившего в Сыктывкарской епархии. Как оказалось, сейчас он подвизается здесь, на Соловецком подворье. После службы спросил его: «Как уживаетесь с таким соседом?»

– Мешает, очень, – посерчал батюшка. – То, что путают нас, – это еще ничего. Иногда забегают навеселе в церковную лавку, спрашивают: «Где тут у вас бар?» Очень часто из ресторана прибегают менять деньги. Обстановка ненормальная. Отец настоятель беседовал с владельцем ресторана, чтобы перенесли это заведение в какое-нибудь другое место, но они не хотят отсюда уезжать. Им здесь нравится: набережная, место тихое, спокойное. Этот ресторан считается элитным, сюда приезжают именитые люди, бывает, власти города отдыхают.

Когда был День города, здесь творился настоящий шабаш. Но святыни не только тут попираются. Недалеко отсюда драмтеатр, а рядом был Троицкий кафедральный собор города. Вокруг собора раньше было кладбище, где хоронили именитых жителей губернии и города: губернаторов, епископов, почетных граждан. А теперь по кладбищу ходят люди, устраивают на нем попойки, общественный туалет под открытым небом сделали и занимаются по ночам всякими греховными делами.

– А как у вас, на подворье, службы проходят?

– Идут каждый день. Братский молебен перед иконой Соловецких чудотворцев начинается с семи часов утра, ежедневно служатся молебны, акафисты. Настоятель у нас – игумен отец Елеазар, а всего братии – три иеромонаха, два монаха и три послушника.

– Давно вам этот храм передали?

– Три года назад. И в самом храме, и внутри подворья, во дворе, до третьего этажа были горы мусора. Все это мы расчистили, провели реставрацию храма. С начала тридцатых годов здесь располагалась тюрьма. Где сейчас братия живет – там жили заключенные. На окнах еще решетки остались. Нам передали шесть келий около храма и еще помещения в братском корпусе, где сейчас размещаются трапезная с покоями игумена. Остальную часть здания занимает музей изобразительных искусств. Он бы переехал в другое, исторически свое, здание, но там сейчас размещается Октябрьский РОВД.

– На островах часто бываете?

– Постоянно выезжаем служить на Соловки. Каждый иеромонах должен прослужить там две недели. Зимой – самолетом, а летом – на катерах. Недавно о.Гурий ездил, до него о.Филипп, потом я поеду. Наши монахи с Соловков тоже приезжают к нам, вот недавно был о.Зосима – эконом обители.

Об истории подворья мы уже рассказывали несколько лет назад, поэтому только кратко напомню. Подворью более трех веков, а храму более ста лет, он был освящен в 1900 году. Раньше на подворье была гостиница. Паломники, которые ехали в Соловецкий монастырь, останавливались здесь, отдыхали, подкрепляли свои силы и следовали дальше по Белому морю.

– Здесь у нас еще есть монашеская женская община, в Радово, – возвращается к современности о.Алексий. – Это 28 километров от Архангельска. Настоятельница там матушка Раиса, у нее три инокини, а остальные – послушницы, всего около 20 человек. Там у нас практически построена пятикупольная каменная церковь Покрова Божией Матери с колокольней. Антиминс подписан самим Патриархом специально для этого храма. Мне приходится довольно часто ездить в Радово и служить в храме. Службы там в пятницу, субботу и воскресенье, а в среду читается акафист Покрову Божией Матери. Храм большой. Строить его приезжала бригада, которая работала в Москве в Храме Христа Спасителя. Все матушки местные, архангельские, есть из Северодвинска и Новодвинска. Там у них большое хозяйство: коровы, козы, куры, сорок гектаров земли, большие угодья, сенокосы, растят овощи, выращивают кроликов. Все сестры взрослые, есть пожилые, они в основном заняты на кухне, по храму. Мать Евдокия полностью отвечает за храм, она у нас и пономарит. Остальные кто коров, кто коз доит, кто теплицами занимается.

– А что, раньше там тоже монастырь был? – спрашиваю батюшку.

– Нет, просто приход. В советское время там постоянно один священник служил. Отец Елеазар хочет по архивам узнать, что это за человек был. Да вот болеет сильно.

А Радово – хорошее, молитвенное место. Сейчас там построены дом для священников и гостиница для паломников, корпус для сестер. Поставлен крепкий хозяйственный двор. Рядом с новым храмом есть еще один Богородичный храм. Он однокупольный, там службы постоянно идут. Об этой общине узнали уже во всей России, к нам туда постоянно приезжают паломники.

После службы я проводил о.Алексия до дома его больной матери, за которой сейчас ухаживает батюшка. Долго шли по набережной Северной Двины и делились новостями. Ему – бывшему насельнику Ульяновской обители, которую построили в XVIII веке соловецкие монахи, – хотелось все знать о жизни этого монастыря. Расспрашивал о.Алексий и о Сыктывкарской епархии, где служил до этого. Начинал-то он свою иноческую жизнь еще при владыке Пантелеимоне, когда была единая Архангельско-Коми-Мурманская епархия.

Мы идем по набережной. Смеркается. То там, то тут рыбаки ловят сетями-пауками рыбку. Чаще, правда, вытаскивают пустые сетки. У чаек, летающих рядом, рыбная ловля получается куда лучше. Их пронзительные крики разносятся далеко над заливом...

Когда идешь вдоль двинского берега, в дуновении северного морского ветра ощущаешь влажность Белого моря, дыхание холодных и далеких Соловков – нашего Северного Афона. Наверное, не случайно монастырь этот назван Преображенским, по главному своему храму. Он призван преобразить этот заледеневший в бездушии и пороках мир.

Е.СУВОРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru