БЕСЕДА


ОРДЕН ПРЕОБРАЖЕНИЯ

О том, как «святой отец менял лик»
или Откуда берутся байки про байкеров

     Не так давно по каналу НТВ увидел я знакомое лицо. В кадре священник, переодевшись в кожаную куртку, садится на мотоцикл, показывает искусство вождения. Журналист представляет его: отец Александр Перминов из Нижегородской епархии, руководитель байк-клуба «Орден Преображения». Действительно, Перминов! Вспомнил, что встречался с ним еще в 91-м в Москве, на первом съезде православной молодежи. Тогда много говорилось о новых формах просвещения юношества, и вот, оказывается, что он придумал. Православный байк-клуб. Только почему Нижегородская епархия? Он ведь жил в Кирове, там и священнический сан принял...

     Помимо этого недоумения, репортаж оставил и другой осадок. Журналист все время повторял «байкер, байкер» – и это слово применительно к священнику резало слух. Умом-то понимаю, что «bike» в переводе с английского означает всего лишь велосипед (по нынешним понятиям – мотоцикл). Но для русского слуха оно дико. Одно время я даже к православным скаутам относился с недоверием, пока они в «следопытов» не переименовались. Хотя... все же дело тут не в названии. Сама телевизионная картинка – вот батюшка сидит верхом на мотоцикле – показалась неприятной.

     А недавно, на Трифоновских чтениях в Кирове, неожиданно столкнулся с отцом Александром. Вспомнили мы о съезде православной молодежи, об архимандрите Трифоне (Плотникове), который тогда нас пестовал, потом я перевел разговор на этот энтэвэшный репортаж.

* * *

     – Отец Александр, как вы сами-то относитесь к славе, что пошла о вас и вашем клубе по всей России?bike1.jpg (7155 bytes)

     – Отрицательно. Мотоциклетный клуб организован при моем участии всего год назад, а столько уже было журналистов и столько они чуши о нас наговорили. То, что меня причислили к Нижегородской епархии, хотя я служу здесь и являюсь настоятелем кировского Спасского собора, – это еще полбеды. Одну статью про меня озаглавили так – «Святой отец меняет лик». Прочитаешь такое и подумаешь: наверное, это про священника, который снимает рясу и по ночам выходит на улицу с ножом. Вообще, светским СМИ нельзя доверять. Приезжали сюда с первого канала ОРТ, из «Доброго утра». Молодой репортер показался мне приятным, порядочным человеком. Просил меня: батюшка, сделайте это, сделайте то. Ладно, раз уж нужно. Но предупредил его, что некоторые моменты не стоит записывать – например, как я снимаю подрясник, выкатываю мотоцикл из гаража. Он видео выключил, а звук продолжал писать, пошел на такую хитрость. И разговор, который не был предназначен для широкой аудитории, пошел потом в эфир.

     – А вы бы вообще отказались от интервью с ними.

     – Отказывался. Приезжал из «Труда» корреспондент, и я не стал с ним беседовать. И что же? Заметка все равно вышла, причем с ошибкой: из Перминова я чудесным образом превратился в Пименова. Или, скажем, приезжали из «Бостон Глоб». Я миссионер, а тут хорошая возможность рассказать американцам о православии. Что же, гнать их с порога?

     – Все-таки для православных людей это, наверное, искусительно – видеть по телевизору священника на мотоцикле. Да еще в такой репортерской подаче.

    – Что я могу сказать? Если человек православный, то пусть смотрит только православные передачи. Это как с Кураевым. Его книги многие православные ругают: мол, много вольностей есть в высказываниях отца диакона. Но так эти ж книги не для них писаны, в них особый, понятный современной молодежи, язык. Например, в статье «Титаник» Кураев приводит пример из фильма «Терминатор-2». Там по сюжету робот, которого играет Шварценеггер, жертвует собственным электронным мозгом во спасение человечества от Судного дня. Даже робот понимает, что такое жертвенность. И неужели, спрашивает отец Андрей, живому человеку, на котором почивает дух Божий, может быть неведома христианская жертва?

    – «Терминатор» – неправославный фильм.

    – О чем и говорю. Православные такую продукцию не смотрят. А студенты, молодежь – очень даже смотрят. В основном к ним обращены проповеди отца Андрея, а не к церковным людям.

    – Но эти студенты могут привыкнуть, что к ним, к их стилю жизни, к их понятиям подстраивается священник, и будут требовать этого дальше, когда вырастут.

    – В жизни я такого не встречал. Напротив, в церковь приходят даже из кришнаитских, буддистских сект и становятся благочестивыми христианами. Важен ведь первый шаг, а потом уже, переступив порог храма, приняв таинства, войдя в полноту церковной жизни, человек преображается.

    Что касается «подстраивания». Во все времена миссионеры опирались на обычаи, традиции язычников – на то лучшее, что было в их культуре. В Деяниях рассказывается, что апостол Павел, придя в Афины, начал свою проповедь с похвалы: «Афиняне! По всему вижу, что вы люди набожные...» Это он сказал о множестве идолов, выставленных в их ареопаге. Что, апостол подстраивался под вкусы язычников? Нет. Он просто увидел хорошее в плохом. Ведь не бывает такого, чтобы человек, общество состояли только из одного плохого. Во всем есть искра Божия, и даже у язычников есть спрятанная глубоко память о Творце. Апостол Павел это и подметил. «Проходя и осматривая ваши святыни, – сказал он афинянам, – я нашел жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Можно ли назвать это «подстраиванием»?

    Вообще, диалог с нецерковными людьми всегда труден. И тут многое зависит от такта и ума миссионера. Не мне судить, как это получается в моем клубе, но, конечно же, я придерживаюсь определенных рамок. Священник не может обо всем говорить со своими духовными чадами. Например, в епархиальной газете, которую я редактирую, не обо всем же я пишу. Читатели для меня – это прежде всего паства. И есть такое понятие, как прикровенность пастырства. Допустимо ли, чтобы отец с матерью обсуждали проблемы воспитания ребенка в присутствии и при участии самого ребенка? Нет, конечно.

    С другой стороны, миссионеру нельзя удаляться от людей, боясь «запачкаться» об их нецерковность. Он должен быть в гуще. И не просто собрать народ, прочитать лекцию и сказать, как протестанты говорят: «Бог вас любит», а жить их жизнью, просвещая ее изнутри. Я придерживаюсь мнения, что нет места и занятия на земле, где бы нельзя было свидетельствовать о Христе. Будь это байк-клуб или кружок по вышиванию крестиком.

    – Насколько я знаю, вы активно занимаетесь православным просвещением. С миссионерскими поездками вы побывали даже в Чечне. Но это, так сказать, по должности, по священническому призванию. А байк-клуб – это еще и личное увлечение?

    – Да, мне нравится возиться с техникой, и миссионерство так совпало с этим интересом. Впервые байкеров я увидел в Германии. Вернувшись оттуда, купил «Урал-М62», перебрал его, сделал свой мотоцикл. Прежде у меня такой машины не было, только мопед в детстве. Стал ездить. Убедился, что это удобное и недорогое транспортное средство. Потом познакомился с ребятами, и общение с ними оказалось важнее железок.

bike2.jpg (10176 bytes)

    – А как познакомились?

    – Они со своими мотоциклами подъехали к Спасскому собору, где я служу. Мы поговорили. Это было осенью. Знакомство продолжилось, и мы стали собираться на площадке за собором. Вначале нас было четыре человека. Сейчас в клубе десяток членов плюс человек тридцать сочувствующих. Зимой встречи проходят как и прежде, только уже без мотоциклов – собираемся в трапезной собора и говорим обо всем.

    – Почему вы назвали клуб «орденом»?

    – «Орден Преображения». В первом слове есть символ дисциплины, ну и, конечно, это звучит для невоцерковленных ребят, которые к нам приходят. По крайней мере, это лучше, чем «Ночные волки» или там «Псы дороги». А «преображение» потому, что появился клуб накануне праздника Преображения Господня.

    – Ребята за год изменились? Стали они церковнее?

    – Я не могу сказать, мол, за отчетный период было посещено столько-то служб, было отработано столько-то часов... Но вот что я вижу: эти ребята каждую пятницу идут в храм. Члены клуба, когда здороваются и прощаются, всегда берут у меня благословение. Многие из них ходят на исповедь и соблюдают посты.

    В прошлом году в Малоярославце проходил Всероссийский слет руководителей байк-клубов. Там была попытка объединения, мы обменивались адресами, номерами телефонов. Через три дня после мероприятия, чисто мотоциклетного, мне звонок из Чебоксар: «Батюшка, мы члены местного байк-клуба, мы тоже хотим помогать церкви. Вы не можете сделать так, чтобы наши чебоксарские священники нас приняли?» Вот что меня радует – тяга к добру. Кстати, там, в Чебоксарах, священнику необязательно самому садиться за руль мотоцикла и ехать впереди команды. Там уже сама среда просит окормления духовного.

    – Ну, среда-то довольно специфическая.

    – Не согласен. Байкеры очень добрые, мирные и открытые люди. Это по американским фильмам сложился стереотип о байкерах-подонках, бандитах, которые вкатываются на мотоциклах в кафе, избивают людей и уезжают, все разломав. Нет, в жизни все не так. Где бы я ни был, смело к ним подхожу. Вот был в Казани, пошел туда, где байкеры собираются. И очень хорошо приняли, хотя я не сказал, кто такой. Просто заметили мой интерес: «А это что у вас, а это?» И они с готовностью рассказали. Это же энтузиасты. Многие из этих парней собирают свои «байки» у себя в однокомнатных квартирах: стоит мотоцикл посреди, все загромождая, а они в нем ковыряются... Конечно, есть в байк-движении элементы сатанизма, разные там татуировки, наркотики, злоба, ненависть. С нашими ребятами мы боремся с этим.

    – Я всегда думал, что эти энтузиасты собирают свои «байки» лишь для того, чтобы потом газануть и почувствовать себя «круче всех». Может быть, потому байкеры и склонны к сатанизму, что упиваются скоростью?

    – Какой русский не любит быстрой езды?.. Нет, дело не в этом. Возьмите другой вид спорта – борьбу. И не просто борьбу, а рукопашные схватки. В них ведь тоже можно усмотреть какие угодно искушения. Между тем у нас в Кирове, при храме Иоанна Предтечи, действует школа рукопашного боя русского стиля. А в поселке Аркуль Куменского района мне рассказали такую удивительную историю. Местный батюшка открыл воскресную школу, в которую никто не пошел. Тогда священник, бывший милиционер, создал «школу выживания», которая сразу же наполнилась молодежью. Мужское воспитание он наполнил христианским смыслом. И я уверен, что его ребята, обучившись искусству единоборства, никогда не загордятся и не полезут первыми в драку. Вы сомневаетесь в этом?

    – Нет, напротив. Могу подтвердить, поскольку занимался самбо и видел: настоящие борцы – весьма добродушные, негорделивые люди. Да и ваш пример со школами не нов. Такие школы рукопашного боя действуют не только при храмах, но даже при монастырях. Например, у нас на Севере, при Печенгской обители.

    – Так что не нужно этого бояться. Любой вид спорта можно облагородить, если им руководит тренер. Взять ту же борьбу. На борцовском ковре спортсмен борется не только с партнером, но и с самим собой, преодолевая свое «не могу». Это самоотречение можно развить в человеке и далее во вполне христианском духе. Точно так же в байк-движении. Есть в нем тяга к красоте, есть стремление быть автором, инженером. А еще есть тяга к путешествиям. Как ее использовать? Ведь не будешь же бессмысленно кататься по улице туда-сюда. Нет, мы выстраиваемся в колонну, я занимаю место впереди – и едем к святым местам.

    Кстати, ездили мы с ребятами в Великорецкое, к месту явления иконы Николая Чудотворца. Я брал тогда с собой облачение, служил молебен с акафистом. Байкеры говорили потом: «Отец Александр, это было как чудо – молитва, окунание в ключевой источник...» Действительно, чудо!

* * *

    На этом интервью закончилось. Но рассказ о священнике все-таки придется завершить тем, с чего начал, – вернуться к «обзору» газетных недоразумений. Когда этот материал готовился в печать, в газете «Благовест» вышла заметка, в которой журналистка пишет об о.Александре Перминове:

    «Очень это современно – гонять по ночному городу на лихих мотоциклах, и впереди всех заламывает крутые виражи батюшка. С легкостью приму упреки в рутинерстве, но для меня неприемлемо панибратство зеленых юнцов со священником. Вряд ли можно произрастить добрые всходы на такой вот почве... Думаю, сам священник-байкер, наскучив как журналистам, так и молодежи, вернется к своим обязанностям пастыря, начнет молиться за тех, с кем бороздил ночные улицы на ревущем моторе».

    Прочитав это, своим глазам не поверил. Автор заметки, как и я, была приглашена в Киров на Трифоновские чтения, встречалась с о.Александром и слышала его рассказ о том, что он МОЛИТСЯ о членах клуба, более того, исповедует и причащает их. И откуда журналистка взяла, что священник «гоняет по ночному городу»? Вот уж, действительно, искушение... С одной стороны, «Святой отец меняет лик» – ёрничание «демократических» СМИ, а с другой – комсомольские наскоки  «спасителей» Церкви.

    Пожалуй, прав о.Александр, говоря о «прикровенности пастырства». Не все можно выносить на мир, особенно в миссионерской работе. Что уж говорить, даже в обычной приходской общине есть свои тайны, понятные только тем, кто живет в ней и знает всю духовную подоплеку. Как определить со стороны, «панибратствует» священник или он, как брат во Христе, снисходит до пасомого, чтобы поддержать его и спасти? Пастырь – отец, но он же и брат в евангельском смысле. И как разобраться в этих тонкостях чужаку? Ответ может быть один: «Ты сначала поживи в нашей общине, преломи хлеб с нами, а потом уж суди, что и как». Хотя, конечно, какому журналисту понравится такой ответ? У него же нет времени вникать.

    Интересно, что, отказав корреспонденту газеты «Труд» в интервью, о.Александр поспособствовал тому, чтобы публикация о вятских байкерах от 15 сентября стала, несмотря на ошибки в ней, объективно интереснее: автору просто ничего не оставалось, как обратиться к самим байкерам, дать им слово:

    «Володя Ворожцов: «Мы собираемся у наставника ради общения и взаимопомощи. Отец Александр для нас – общепризнанный авторитет, вроде связующего звена. Мы своими руками помогаем ему восстанавливать собор. Например, была у него такая головная боль, как бетонная глыба у входа. Он хотел нанимать рабочих, чтобы ее раздолбили, а мы собрались и за два дня ее просто закопали...»

    По словам Володи, под влиянием отца Александра ребята оставляют такие привычки, как сквернословие, курение. Впрочем, есть в группе и «диссиденты».

    Максим Колесников: «Мне кажется, церковные рамки, принятые у нас, слишком узкие. Есть такие, слишком строгие, на мой взгляд, правила, как «не слушать бесовскую» музыку (то есть рок), не смотреть на обнаженных женщин... Поэтому мы с приятелем создали свое объединение «Оседлавшие бурю». Но покидать отца Александра не собираемся».

    К словам Максима можно добавить, что священник запретил клеить на мотоциклы не только картинки с «обнаженными женщинами», черепами, драконами, но и... православными крестами. Была такая идея: раз клуб православный, то на бензобаках надо нарисовать восьмиконечные кресты. Отец Александр это отверг. Во всем должна быть мера.

М.СИЗОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru