ОТЧИНА


 

Письмо СЕДЬМОЕ. С.Седов – редакции.

Вера спасла

     Здравствуйте! Прошу прощения за долгое молчание. Было очень много забот. На несколько дней я уезжал в Воскресенское к деду, а затем с утра до ночи был в институте. Я уже писал вам, что тружусь и на мирской работе – преподаю в вузе.

     Вы просите написать о том, как я попал на Светлояр. Самый первый раз на озеро я попал из любопытства (об этом писал в прошлый раз). А вот съездить туда сознательно решился только тогда, когда и юность осталась позади.

     Было это еще в семидесятые годы. Я проводил отпуск или каникулы у своего деда Владимира Ивановича Виноградова в Воскресенском. Дом его стоит рядом с филиалом Нижегородского завода «Электромаш». Однажды к деду зашел мужчина и стал спрашивать, как правильно, по всем канонам, сделать памятник на кладбище. Дед улучив момент шепнул мне:

     – Хочешь, дак поговори с ним. Это секретарь парткома завода. Был полтора года парализован, а когда отчаялся выздороветь, попросил отвезти его на Светлояр. Там пополз вокруг озера и пол-озера обполз, а другу половину уж ногам обошел. Поправился!

     Я только спросил, было ли это? Мужчина ответил утвердительно. А когда я поинтересовался, как же коммунистическая идеология, атеизм, он махнул рукой:

     – Мне уж было все равно! Только на чудо и надеялся. И чудо случилось!

     После посещения Светлояра я впервые прочитал Евангелие. «Вера твоя спасла тебя», – говорит Христос исцелившейся женщине. Капелька веры, образовавшаяся в душе больного секретаря, спасла и его.

     Тогда-то я и решил больше не откладывать своей поездки.   

k_kresty.jpg (9762 bytes)

Чем меня поразил Светлояр, сказать не смогу. Говорю это очень спокойно, без восторга и придыхания. Просто нет слов, которыми можно было бы описать аномальную прозрачность воздуха; чувства, которым не знаю названий; не смогу рассказать и о вкусе светлоярской воды. У озера в тот год выставили щиты, сделанные лесником, на которых грамотнее и гораздо полнее, чем на современных, была представлена информация о Светлояре, его история. Тогда мне стало понятно, что всю местность вокруг озера можно точно определить только одним словом: аномалия.

     Действительно, загадка за загадкой: не мутящаяся никогда вода, а на берегах озера произрастают 27 видов растений, не свойственных для этой широты, растет даже редкий вид южной орхидеи. И это не говоря о чудесах исцелений...

     Неожиданно для себя, в первый же приезд на Светлояр, я познакомился с несколькими местными жителями, очень интересными людьми, и наше знакомство за годы переросло в дружбу.

     Не каждому жители Владимирского рассказывают что-то необычное о своем озере.

     Много лет, приезжая на Светлояр, я заходил в гости к Наталье Степановне Зайцевой, маленькой, сгорбленной, но удивительно шустрой старушке. Она всегда очень радовалась моему визиту, угощала пирогами, молоком, порывалась открыть консервы и вино, припасенные для какого-то праздника:

     – Сереженька! Ангелочек ты наш! Ведь мы с батюшком весь год о тебе молились.

     Каждый раз я просил ее рассказать об озере. Наталья Степановна рассказывала о своей жизни, о войне, о послевоенном времени, когда всю работу приходилось выполнять женщинам. Столько интереснейших историй из жизни этой женщины я услышал от нее, что можно было бы написать роман.

     Удивительный человек бабушка Наташа. Мотоцикл у нее был, на котором сама ездила. Было ружье, с которым сама на охоту ходила, однажды нос к носу с огромным медведем столкнулась. И убить ее бандиты хотели, когда она колхозное добро спасала. Я всегда с интересом слушал ее рассказы, в которых об озере она упоминала как-то нехотя, вскользь. Однажды она спросила меня:

     – А хочешь, я тебе свои стихи прочитаю?

     Тогда подумалось: «Ну, какие стихи может написать бабушка? Наверное, о трудной доле житейской или о реставрируемой церкви, да и сам слог стиха будет неровным...» Я, будучи старшим алтарником храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, что на западе Москвы, получил как-то в дополнение к своим многочисленным послушаниям еще одно: прочитать и составить заключение по стихам, которые приносили некоторые бабушки-прихожанки для публикации в газете храма. Было это в 1996 году, тогда настоятелю, отцу Николаю Морозову, принесли две пухлых тетради таких стихов. Писали их люди в душевной радости от того, что храмы возрождаются; от того, что они, почти всю жизнь прожившие в безверии, теперь стали совсем другими. В общем, порыв – изложить в стихах свои чувства – понятен. Но вот стиль стихов был примерно такой: «Пришла я в церковь, в церкви рай! Там, как ангел, летает настоятель Николай...»

     Примерно такие стихи ожидал я услышать и от бабушки Наташи. Но, когда она начала читать, я не мог поверить, что это ее стихи. Удивительные, певучие рифмы, правильный размер, тепло и доброта в каждой строчке. Я силился запомнить стихи, но не запомнил ни строчки.

     – Бабушка Наташа, – удивился я, – как же родились такие стихи?

     – Ты спрашивал, я рассказала, – был ответ.

     Видимо, он означал: «От озера, а может, от Китежа».

* * *    

k_hod.jpg (14862 bytes)

Сначала крестный ход обходит храм, как положено по-православному, против солнца. А вот обходить озеро будут по старому обычаю, по солнышку, что обусловлено, скорее, не традицией, а более удобной последовательностью остановок у св. мест. Икону Владимирскую несут Зинаида Николаевна из с.Владимирского и Клавдия Ивановна из Москвы.

Поет во Владимирском храме на клиросе, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, Марья Павловна Грибанова. Удивительный рассказчик, просто кладезь для краеведа, филолога и, конечно, любого исследователя Светлояра. Говорят, что и мама у нее была такая же словоохотливая, к ней даже целые группы филологов приезжали. Вот что рассказала Марья Павловна...

     Когда появился обычай обходить или обползать озеро, я не знаю. Обходят озеро либо один раз, либо три раза. Как-то, летним вечером, Марья Павловна пришла на берег Светлояра, чтобы обойти озеро трижды. Если двигаться обычным шагом, то время обхода – минут сорок. Обошла раз, обошла второй, а тут темнеть стало. В наступивших сумерках страшно показалось Марье Павловне в третий раз по лесной береговой тропе идти. И вдруг увидела она монахов, человек десять, в длинных, до земли, одеждах, со свечками в руках.

     Идут вокруг озера и поют какие-то песнопения церковные.

     – «Святый Боже» пели и еще что-то, – рассказывала мне в который раз старушка, – Обрадовалась я, пошла за ними. Теперь, думаю, не страшно, с ними третий раз и обойду. Иду я за ними, чуть поодаль, и удивляюсь. Странно как-то: свечки-то у них в руках горят, а я под ногами каждую травинку вижу. Такой от ихних свечек свет! А еще удивляюсь, что не пойму, то ли мужчины-монахи, то ли женщины-монашки. Поют голосами высокими, а все равно непонятно.

     Ну ладно, решила, что, как круг обойдем, я подойду и спрошу у них, откуда, мол, приехали. Обошли. Я, как к ним шаг шагнула, а они только в воздухе растаяли. Перепугалась я, да так, что, не разбирая дороги, полем домой побежала, а на утро к батюшке, так, мол, и так, вот чего видела. (Настоятелем храма был отец Владимир Карев. Сейчас он служит в Нижнем Новгороде, – авт.) А он выслушал и говорит: «Что же ты, глупая, ангелов испугалась? Бесов бояться надо».

k_ozero.jpg (7194 bytes)

Новая часовня, возведенная на берегу Светлояра

     Прошло несколько лет. И надо же такому случиться, что Марья Павловна за неделю до престольного праздника Владимирской иконы Божией Матери получила серьезную травму ноги. Резано-рваная рана оказалась настолько глубокой, что повредила кровеносные сосуды, в результате произошла большая потеря крови. Когда мы приехали во Владимирское, узнали о случившемся, то поспешили во Владимирскую больницу. Врач мне сказал: «Что нужно, сделали, а остальное – на волю Божию. Она не встает и, может быть, уже не встанет. При падении был и коленный сустав поврежден, а возраст... В общем, сами понимаете».

     Когда после праздничной литургии крестный ход стал приближаться к больнице, мы бегом, опережая всех, влетели в больницу и голосом, не терпящим возражений, потребовали у врача и сестер носилки! Положили Марью Павловну на носилки и вынесли на дорогу, по которой шел крестный ход. А после того, как над больной пронесли чудотворную икону Божией Матери, мы снова поставили носилки на дороге впереди крестного хода. И только когда трижды над Марьей Павловной пронесли икону, мы отнесли больную в палату. Все это было снято на видеокамеру, какие-то корреспонденты снимали фильм о Светлояре. Потом даже взяли у меня интервью. Я тогда на вопрос корреспондента ответил, что Марья Павловна будет здорова через неделю. Так оно и случилось!

* * *

     У просфорницы храма Лидии Григорьевны Морозовой (именно у нее я обычно останавливаюсь, когда приезжаю на Светлояр) стали сильно болеть ноги. А без ног – беда большая для деревенского человека, ведущего свое хозяйство. Врач, который осматривал Лидию Григорьевну, сказал:

     – Эх, бабка, твои ноги только топором лечить!

     Расстроилась бабушка и пошла за помощью на Светлояр. А нынче вспоминает:

     – Молитвы почитала-почитала, да и пошла озеро-то обходить. Три раз обошла. И вот – хожу, бегаю, слава Богу.

Письмо ВОСЬМОЕ. С.Седов – редакции.

    Последние новости

     Здравствуйте! Поздравляю вас с радостным праздником Рождества Христова!

     Желаю вам благодатной помощи ныне родившегося Спасителя во всех добрых делах и начинаниях ваших!

     Со скорбью узнал, что полтора месяца назад умерла одна из старейших жителей Владимирского Грибанова Марья Павловна. Это она видела ангелов на озере. Это ее 10 лет назад мы выносили на носилках из больницы навстречу крестному ходу. Тогда она исцелилась в несколько дней, на удивление всем врачам. А какая была рассказчица! Было ей около 90 лет. Царство ей Небесное!

     Много чудес Марья Павловна знала, многим чудесам свидетелем была. А ведь и умерла чудесно. Говорят, что просила она: «Хочу так умереть, чтобы никому беспокойства не доставить. Тихо-тихо». Почувствовав себя плохо, Марья Павловна пришла в больницу, легла на кровать и умерла. Да так, что это не сразу заметили. А потом были выходные да праздники. А уж когда в больнице опомнились, спешно одинокую бабушку за государственный счет похоронили. Прихожане многие узнали о смерти Марьи Павловны только на следующий день. Никого не побеспокоила.

* * *

     Так случилось, что несколько дней назад я вновь побывал в селе Владимирском, был и совсем рядом с озером Светлояр. И снова стал свидетелем чуда.

     В конце декабря мне позвонили на работу из села Воскресенского Нижегородской области, где живет мой дед, и сказали, что с дедом беда. Просили срочно выехать к нему.

     До 100-летия деду осталось уже немного, он старейший житель села Воскресенского (напомню, это село неподалеку от Владимирского), но, несмотря на возраст, дед прекрасный рассказчик, у него отличные зрение и память, а потому к нему то и дело обращаются корреспонденты с просьбой рассказать «про старину». А вот силы его покидают. Живет он один, ему приходится самому топить печь, готовить еду, стирать. И хоть приходит к нему помощница, женщина из службы муниципальной помощи престарелым и инвалидам, но ее помощь заключается в том, чтобы принести воды с колонки да сходить в магазин за продуктами. Переезжать жить в город он категорически отказывается, говорит, что умрет там через три дня.

     Случилась с дедом такая беда: он вышел во двор за дровами, поскользнулся и упал, потерял сознание и пролежал на семнадцатиградусном морозе какое-то время, а когда очнулся, сумел на четвереньках заползти в избу. Нашли его в горячке, в крови.

     Дед попросил меня отправить его на зимние месяцы в пансионат для престарелых, который находится в с.Владимирском. Я был против такого решения, но все же решил съездить в этот пансионат и посмотреть, в каких условиях живут люди, поговорить с врачами.

     Во Владимирское я приехал утром в воскресенье. Сразу пошел в храм, где меня с радостью приветствовали знакомые бабушки. Все звали после службы в гости. Настоятель храма о.Евгений Горбунов благословил прочитать Апостол. Все говорили, что пансионат у них очень хороший, врачи добрые, а пироги деду будут носить по два раза в день. И все же не лежало сердце отправлять деда в Дом престарелых.

     О том, чтобы сходить на Светлояр, не могло быть и речи. Без лыж и шагу с дороги не шагнешь! Я подошел к озеру как можно ближе. Прочитал молитвы, какие помнил наизусть, и попросил, чтобы ситуация эта решилась как-то по-другому. Казалось, что сам собою звучит тропарь: «Днесь светло красуется славнейший град Москва...»

     Уже по дороге в Воскресенское мне пришла мысль нанять женщину, которая бы топила деду печь, готовила еду, стирала белье, убиралась в доме, а самое главное, была бы деду, такому привередливому, приятным собеседником. Я понимал, что желаю слишком многого, да и денег на оплату ежедневного, без выходных, ее труда, мне взять неоткуда. Запросят ведь много!

     С такими мыслями я приехал к деду, но твердо сказал ему, что жить он будет всю жизнь, до смерти, в своем доме, где родился и вырос. И тут пришел сосед с новостью, что он нашел женщину, которая согласна ухаживать за дедом, и что она сейчас придет.

     Женщина оказалась аккуратная, добросовестная, и, что удивительно, очень понравилась деду. Она будет рядом с дедом с утра до вечера. Оплата для меня оказалась посильной. Сумел я договориться и с другими людьми о разной помощи деду. А я буду приезжать к нему, как и раньше, 5-6 раз в год.

     Вот так, по молитве Матери Божией, в святом месте удивительно, чудесно и радостно для меня и для деда разрешилась эта проблема..

     Удивительное это место – Светлояр. Удивительные люди. А раскрытию тайн озера еще не пришло время.

Конец, и Богу слава!

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru