ХРОНОГРАФ

«НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Есть что-то несомненно общее между тем, что происходит вокруг судейства наших олимпийцев в Солт-Лейк-Сити и, хоть это может показаться далеким, решением Ватикана превратить Россию в «провинцию» – одну из многих – Католической Церкви. Дело не в совпадении по срокам, хотя синхронность примечательна. Дело в выбранной цели удара. Эта цель – то, что составляет сердцевину нашего национального достоинства, в данном случае – наши сила и вера. Ведь само решение поставить у нас епископов означает не что иное, как непризнание православных иерархов, правящих на этой территории, многовековой истории православия в этом месте.

В самом деле, много ли осталось объединяющих всех россиян ценностей после десяти лет ее распада и гниения? Космонавтика – с демонстративно затопленной орбитальной станцией «Мир»? Победа в 1945-м, которую катастрофически быстро забывает молодое поколение? Что еще? Конечно же, спортивные достижения – этот мостик между славным советским прошлым нашего Отечества и настоящим. Конечно, духовный потенциал православия, объединяющая большинство народов России, – мостик между современностью и седой русской стариной.

По поводу дискриминации нашей олимпийской сборной не возмутились, пожалуй, только издания, выходящие на западные деньги. По поводу решения Ватикана мнения разделились. Думаю, потому, что спортом занимается худо-бедно большинство россиян, и все более или менее представляют, как достигаются здесь высоты. О высотах же духа большинство наших соотечественников, к сожалению, имеет самое смутное представление, посещая храмы лишь по Великим праздникам. Зато мнение в вопросах церковной жизни у них такое же определенное и неколебимое, как в вопросах спорта.

Мне, грешному, довелось выступить со страниц «светской» прессы с изъяснением позиции редакции по вопросу о решении Папы Римского от 11 февраля открыть в России четыре епархии с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске, Иркутске. Повторю суть нашей позиции: Ватикан долго, все годы советской власти, да и можно сказать, многие века русской истории, готовился явиться сюда. Пробовал силой – в средние века. На пути встал св. Александр Невский. Не дали результатов блудливые переговоры с большевиками. Крестовые походы отошли в прошлое, Ватикан теперь стремится прийти «объединителем», «миротворцем», на худой случай, просто благодетелем.

Рыночные реформы разъели не только нашу экономику (это дело поправимое), но, что гораздо печальнее, наше национальное самосознание, систему ценностей и ориентиров. Чечня, госдолг, коррупция, бездомные дети. Мы падали, а Ватикан выжидал, когда наступит вожделенный миг, и Папа Римский впервые в истории ступит на Российскую землю, облобызает Патриарха Российского, главу Церкви-сестры... Младшей сестры.

Но вдруг Россия начала подавать признаки оживления. Вопреки всем ожиданиям и обстоятельствам. Стали платить по долгам. Вспомнили об образовании, о том же спорте как основе здоровья нации. Наметились перемены к лучшему в духовной жизни: прекратился рост сект, оформилось законодательство о религии, в православной жизни появились люди не только активные, но и дельные, от внешнего украшательства и поверхностного всезнайства мы начали движение к углубленному изучению основ нашей веры, к деятельному просветительству.

И вот, когда мы только-только стали подниматься, пройдя нижнюю точку, Ватикан словно очнулся. В спешном порядке административные структуры Католической Церкви в России приобретают тот вид, который позволяет в полной мере осуществлять «миссию» – то есть из православных (пусть пока только потенциально) перелицовывать нас в католиков. О том, что такое возможно, говорит Ватикану исторический опыт возникновения Греко-Католической Церкви на Украине. Причиной возникновения унии ведь было не столько давление на православных, сколько внешняя, неглубокая вера массы народа, темнота в вероучительных вопросах, приоритет души над духом – все то, к чему мы начали благополучно сползать в последнее десятилетие... но, кажется, все-таки теперь очнулись.

У большинства опрошенных в газете отношение к католическому прозелетизму было вполне лояльным. Вот лишь некоторые ответы.

Один из опрошенных высказал предположение, что Запад, где «иссыхает христианство», хочет с помощью учреждения епархий, во-первых, напитаться нашей духовностью, а во-вторых, окормить диаспоры западных украинцев.

Вообще-то, желательно что-то одно выбрать – или «напитаться», или «окормить». Насчет «напитаться» – как-то сомнительно. Вот русские буквально недавно хотели в Риме на территории посольства России построить небольшую православную церковку – тут же было организовано «негодование общественности». Что же до католических диаспор в России – то даже в Западной Украине «чистые» католики составляют все-таки меньшинство (в основном это поляки), униатов куда больше. И у них-то своя иерархия, которая, впрочем, тоже не дремлет, и из Прикарпатья собирается перетащить свой «патриархат» в Киев. Но не в Москву. Пока. А малочисленные группы католиков в России вполне способны окормлять пастыри-ксендзы, епархии-то тут при чем?

Третий высказавшийся выступил за «конкуренцию». С позиции радикального либерала, лица без гражданства, человека, далекого от религии – это понятно. Вот только следует иметь в виду, что рассуждать в рыночных категориях на эту тему имеет право только тот, для кого душа человеческая – «товар», который можно, например, выставить на торги, выгодно заложить, перезаложить. Христиане относятся к этому иначе.

Рассуждения о полезности «конкуренции», «соревнования» Церквей за души паствы часто приходится слышать. Но если использовать олимпийскую терминологию, вместо сражения на площадке со сборной духов злобы поднебесной нам, христианам, предлагают сначала сразиться между собой, между «пятерками», за право первым выйти на площадку. «Конкуренция» между Церквами – это именно то, что и нужно диаволу.

Самое тягостное, что эту позицию чаще всего разделяют те, кто правит нами, формирует общественное мнение, «образованщина», как писал Солженицын – преподаватели, ИТР, управленцы и журналисты, люди с высшим образованием, но рабской психологией «западников», с отсутствующим чувством национального достоинства, просто не соответствующие уровню нашей великой страны.

Именно такие «образованцы» провели в Хабаровске на днях демонстрации под лозунгом «Верните Японии Курильские острова». Неужто они всерьез думают, что дело ограничится Курилами? Быть может, они просто забыли, что на китайских картах Хабаровск уже давно не принадлежит России? Неужто кто-то всерьез думает, что дело ограничится созданием католических епархий и благодушным окормлением католической российской паствы?

«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу – Христа». Св.Марк Ефесский.

И.ИВАНОВ 

Р. S. Мы все-таки ни в коем случае не смешиваем отношение к католической бюрократии, явно враждебной России, и обычными верующими католиками. Душа русского православного человека открыта и западной святости, и святыням. Подтверждением этих слов пусть послужит материал М.Артеева, продолжающий тему, заявленную в прошлом выпуске газеты – о Ченстоховской иконе Божией Матери.

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru