ХРОНОГРАФ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ БЕСПАМЯТСТВА

В канун годовщины начала Великой Отечественной фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты очередного своего опроса. Вопрос задавался простой – с каким событием в истории нашей страны связана дата 22 июня? Большинство опрошенных (84%) – знают. Но вот среди молодежи до 35 лет почти каждый пятый признался, что не знает, чем знаменателен этот день.

В общем, и удивительно такое беспамятство, и нет – это же дети последних 15 лет российской жизни! В свое время дату эту, конечно, активно использовала коммунистическая пропаганда, но помним-то мы ее не потому, что партия «сплотила нас на подвиг» и т.п. Просто в бытии любого народа есть такие моменты Х, когда сотрясаются сами основы его существования.

Это как человек, попавший в смертельную передрягу. Он не забудет ее уже до самой смерти в самых мельчайших деталях – а если постарается забыть, эти картины будут ему приходить ночью, во снах. Если же все-таки он сумеет забыть – значит, народился на месте его новый человек. Неведомо, хороший или плохой, но – другой.

Судя по данным опроса, совершенно определенно часть нашего народа – и немалая – растворилась, исчезла. Потому что народа без исторической памяти не существует, как тепла без огня, как Бога без любви. Этих людей, по-видимому, нельзя уже назвать ни русскими, ни советскими – они никакие. Население. ОНО. Это ведь при том, что живы еще воевавшие деды.

22 июня в Сыктывкаре, как и во многих городах России, был митинг. Ветеран войны Иван Еремеев говорил, что сегодня роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии приуменьшается не только за рубежом, но и в самой России.

Но дело не в этом; живая память – это когда помнят не «роли», а людей. Это естественно, что старые песни о войне постепенно забываются, и фильмы «про войну», на которые с раннего детства бегали мы, становятся все менее популярны у нынешних молодых. И будет время, когда дату начала Великой Отечественной не смогут назвать так же, как дату начала войны 1812 года. Ничто не вечно. И та «вечная память», которая провозглашается на панихидах в храмах, – это память не человеческая. Это память, которая хранима Богом, – память Церкви.

Народ, потерявший веру христианскую, теряет не память вообще (в СССР память чтилась) – он теряет актуальную память, память лиц, а не событий. Это естественный процесс у всех народов, когда память из актуальной переходит в священную, – и во все времена собирателем и хранителем ее было христианство.

В этом году годовщина начала войны совпала с Троицкой родительской субботой. Во всех храмах Русской Православной Церкви совершалось поминовение воинов и мирных жителей, погибших в битве с фашизмом. В храмах ставили свечи и люди церковные, и старые большевики – ветераны войны. Связь между памятью и верой в Бога любой честный русский человек ощущал всегда. И тогда, в годы войны, и теперь.

Вот на днях, как сообщило ИТАР-ТАСС, крестьяне села Серповое в Тамбовской области своими силами восстановили одновременно церковь и памятник погибшим на войне землякам. В день Святой Троицы все жители старинного села пришли сюда помолиться и почтить память односельчан.

Зато язычники никогда не помнили имена положивших душу свою «за други своя». Какой смысл в этом, если загробная участь павших неведома, а скорее всего, темна и страшна. В ночь на Троицу неоязычники Владивостока сбросили на землю 5-метровый железный православный крест, установленный на сопке Орлиной в честь 350-летия выхода русских первопроходцев к берегам Тихого океана. В том же ряду стоит другой факт. В начале июня в эстонском городе Нарва был осквернен памятник русским воинам – похищен металлический крест и поврежден пьедестал. Вот так – одни в беспамятстве крушат и ломают, а христиане снова и снова ставят кресты – на могилах, на горах и пеекрестках – в память о тех, кто сораспялся Христу в стремлении послужить ближним и ушел в мир иной в надежде воскресения и жизни вечной.

* * *

В день выхода газеты в свет Госдума обсуждала уже в третьем чтении закон об альтернативной гражданской службе. На проблему эту полезно посмотреть под углом зрения 22 июня. Каковы бы мы были в войне, если бы в России существовала гражданская служба начиная с 30-х годов?

Скажут: теперь иной мир, воевать должны профессионалы. Но это тоже вопрос памяти и беспамятства. Вот дети уже не помнят, как воевали и кто победил. А взрослые забывают исторические уроки, которые учат, что именно армия всегда была залогом единства Руси, в отличие, скажем, от Америки. В США роль «общего котла», в котором «вываривалась» нация, более или менее успешно выполнял доллар, который есть нечто, не зависящее от региональных и расовых отличий. Наш своеобразный межнациональный, межрелигиозный «общий котел», в котором мы обретаем единство ценностей и целей как народ, – это Армия.

Думается, сложности прохождения закона об альтернативой службе – это от подсознательного понимания, что здесь заложена мина.

Поэтому, когда в прессе прошло сообщение, что некий депутат Госдумы В.Семенов из фракции Союза правых сил предложил ввести откуп от службы в армии, я решил, что это он так соригинальничал, подражая Жириновскому, для пущей популярности перед юнцами бросил фразу.

Но потом смотрю – называются какие-то суммы «откупа» (эквивалент нескольким окладам солдата-контрактника) и куда деньги должны поступать (в бюджет Министерства обороны)... В общем, оказывается, все это всерьез – на уровне законопроекта. Объяснил это депутат желанием бороться с коррупцией. По его мнению, военкоматы тогда не будут иметь возможности брать взятки за отсрочки от армии.

Я поинтересовался, откуда ветер дует, и обнаружил, что грузинские призывники этой весной получили право купить отсрочку от армии на один год. Стоит это у них теперь около 91 доллара, соответствующая поправка внесена в Закон «Об обязательной воинской службе». Только теперь он, по идее, именоваться должен законом «о необязательной воинской службе».

Что из себя представляют вооруженные силы Грузии, мы, в общем, представляем по ситуации в Панкийском ущелье, где окопались чеченские боевики, и правительство не может с ними ничего сделать. И видим, как это катастрофически сказалось на суверенитете и престиже Грузии, которой пришлось фактически приглашать служить к себе иностранный военный легион.

Но Россия ведь не Грузия, которая пошла на эти беспрецедентные поправки из-за нищеты, не имея возможности одеть и обуть во время прохождения службы все 20 тысяч призывников. Стоит нам только показать слабину, как нас немедленно «цивилизованно» разделят, если мы сами не разлетимся на части.

Попытки преодолеть коррупцию подобным способом нам уже известны. Проституцию пытались сделать легальной через Госдуму с подачи депутата Говорухина, а небезызвестный в Коми градоначальник Воркуты И.Шпектор, предлагая в городе открыть дома терпимости, ссылается на то, что раз уж ЭТО все равно есть, пусть будет под контролем государства. Неоднократно звучали призывы легализовать наркоманию под тем же предлогом. Следующий этап, очевидно, – узаконить убийства (раз уже все равно убивают, пусть хоть убийцы налог на содержание милиции и возмещение убытков семье платят).

Очень характерно, что во время опросов относительно возможности «откупа» молодые – «за» (хотя, надо заметить, своих-то денег у них нет), взрослые – «против». Понимают, что дело пахнет уже чистой сословностью: богатые будут платить, а воевать будут все остальные. Это ведь тоже вопрос памяти и беспамятства: такое мы уже проходили. Впрочем, как раз от службы-то у нас не освобождались даже дворяне.

И.ИВАНОВ

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга