РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ

Евангелие от Матфея, глава 6

Сегодня мы приступаем к истолкованию единственной молитвы, данной нам самим Спасителем: «Отче наш». Перед тем, как произнести ее, Господь счел нужным подвести к ней учеников. Он сказал несколько слов о милостыне, о том, что ее мы должны совершать втайне, даже от самих себя:

пусть левая рука твоя не знает, что делает правая...

Иначе нам нечего ждать награды от Отца Небесного. Увы, именно нескромность, себялюбие христиан больше всего отталкивает от нас неверующих. Возьмем классический случай: миссионер целует прокаженного «ради любви к ближнему». Прокаженному мучительно, что его целуют из идейных соображений. А «верующий» рад– радехонек. Он милость оказал. Кому? Самому себе.

Следом за словами о тайне милостыни Господь говорит нам о тайне молитвы:

и, когда молишься, не будь, как лицемеры

То есть наше богообщение должно носить сокровенный характер, идет ли речь о милостыне или молитве. Господь сопоставляет два этих вида подвига и жертвы. Они в Его глазах равноценны и одинаково требуют от человека самоотверженности.

Далее Господь говорит:

войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Эти слова очень энергично обсуждались в первые века по Р.Х. Являются ли они запретом церковной, общественной молитвы? По этому поводу св.Иоанн Златоуст заметил, что можно, и заперевшись в горнице, молиться напоказ самому себе. А значит, речь идет о том, чтобы запереть двери сердца от тщеславия.

Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Если предыдущие стихи разоблачали показные молитвы иудеев, то здесь Спаситель обращается уже к языческой жизни. Из-за множества богов идолопоклонники ни в одного из них не верили по-настоящему и поэтому пытались заполнить образовавшуюся пустоту тем, что уныло могли повторять от утра до полудня «Ваале, услышь нас!», «Ваале, услышь...»

Однако хороший сын может молить отца и без слов, одними глазами, потому что они видят и понимают друг друга. Так же нам должно относиться и Отцу Небесному. Но это не отменяет долгих богослужений, суть которых в том, что человек, подобно ангелам, славит своего Господа.

Таким вот образом Спаситель подводил учеников к молитве Господней.

Надо сказать, что апостолы не стали включать ее в первые богослужения. Историки Церкви до сих пор не могут этого объяснить. Некоторые говорят, что ученики не поняли, что им была дана именно молитва.

Но возможно и другое объяснение. Обращение «Отче наш» не благословлено было использовать для публичных богослужений. Оно было поначалу как бы тайной, личной, молитвой.

Впервые о ней заговорил и истолковал ее учитель Церкви Тертуллиан. Это произошло в конце II века. В то время молитва Господня уже произносилась во время богослужения, но только верными. Оглашенные, некрещенные не имели права назвать Бога своим Отцом. Этим подчеркивалась драгоценность дара, преподнесенного нам Христом.

Ну а теперь, наконец, обратимся к изложению молитвы Господней (в церковнославянском переводе), которую митрополит Антоний Сурожский назвал целым путем духовной жизни.

Отче наш

Призвание «Отче» в наших устах необычайно дерзновенно. Таким образом мы объявляем себя сынами Божьими, братьями и сестрами Сына Божьего. В этой молитве Спаситель единственный раз сказал об Отце Небесном «наш», вместо «Мой» и «ваш». Это налагает на нас великую ответственность, обязательство пребывать в послушании у Бога, возрасти до того, чтобы быть достойными такого Отца и такого Брата, как Христос.

Иже еси на небеси

Сказав об Отце, Спаситель указывает далее и на наше Отечество, ибо где отец, там и родина.

Да святится имя Твое

В Сибири жило племя, которое считало, что Бога нельзя назвать, потому что он слишком величественен. Когда они хотели дать понять, что говорят о Господе, то поднимали руки к небу и делали благоговейную паузу. Мы же знаем имя Божие, и слово это – Бог, а по вочеловечивании – Иисус. Митрополит Антоний говорит об имени Божьем: «Береги его, как святыню, это больше, чем икона, чем имя любимого человека».

Да приидет Царствие Твое

Владыка Антоний говорит по этому поводу: «...Это не значит: «Приди Ты, Господи, умри вновь на кресте» или «Приди победителем и сокруши врагов». Это слишком легко...»

Нет, мы и сами должны участвовать в построении града Божьего. В чем его отличие от града человеческого? В граде Божьем Христос не может быть распят. Ему отведен в нем трон, достойный Царя Царей, и нам дан образец такого Царства – это Церковь.

То есть мы должны сначала в своем сердце, потом в храме, затем в своей стране... (именно в таком порядке) приуготовлять место, где царствовал бы Бог. Словами «Да приидет Царствие...» мы даем Господу обещание сделать для Него то же, что Он сделал для нас, сойдя в мир.

Да будет воля Твоя

Митрополит Антоний учит: «Воля Божия – все, что содержится в понятии: жертвенная, крестная, отдающая себя, уязвимая, беззащитная любовь – ради того, чтобы другой человек мог жить, ожить в полную меру».

Как прививается человек к Богу? Представим себе сохнущий росток, который непременно скоро умрет, предлагает митрополит Антоний Сурожский. И тут приходит садовник, и срезает его, так что растение лишается и тех ничтожных благ, которые оно имело. Тем же ножом садовник надрезает маслину, больно раня ее, после чего присоединяет гибнущий росток к животворному стволу, и росток оживает. Но соединиться они могут только рана к ране, как и наши раны соединяются с ранами Христовыми.

Однако если продолжить аналогию с ростком, то мы обычно понимаем волю Божью иначе. Он должен нас поливать, удобрять, а мы в ответ будем топорщиться и силиться возрасти.

В вере, как и в любви, должна быть доля неуверенности в себе, беспокойства, что мы правильно понимаем, чего от нас хочет Бог.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь

В другом месте Спаситель говорит: «Я – хлеб, сшедший с небес». И мы принимаем Его в таинстве святого причащения. Но одновременно это просьба и о пропитании, здесь, однако, нужно обратить внимание на слово «насущный». То есть мы просим дать нам необходимое. Требуя или пытаясь добыть сверх этого, христианин как бы аннулирует свое прошение.

И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим

В древней Церкви молящиеся опускали вторую часть этого предложения, не решаясь ее произнести. Однако при этом они не только о ней не забывали, но ужасались самой возможности кого-то не простить, затаить обиду, пусть даже на врага. Первые христиане полагали, что нет более прямой дороги в ад, чем эта.

И не введи нас во искушение

В книге Бытия говорится «Бог искушал Авраама».

Просьба не испытывать нас означает наше смиренное осознание своей немощи. Спаситель учит нас мужественно принимать страдания, но не искать их. Вспомним, как Сам Он произносит в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия».

Но вот чем истинное смирение отличается от малодушия. Христос заканчивает свое обращение словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Но избави нас от лукавого

Некоторые иногда добавляют «человека», другие «ума». Но практически все святые отцы сходятся на том, что речь идет о сатане.

Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Точно так же и в таинстве крещения мы сначала отрицаемся от сатаны и только тогда отвечаем на вопрос «Соединяешься ли со Христом?». То есть настанет момент, когда мы с помощью Божией одолеем силы ада. В молитве Господней мы сначала призываем Бога, потом обращаемся к Нему с прошениями и, наконец, восходим до того, чтобы воспеть Ему славу. Вот путь истинного христианина.

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга