ПО СЕВЕРУ


На скале над Белым морем

29 июня архиепископ Мануил освятил самый северный в Карелии храм в честь преподобного Варлаама Керетского в Чупе (Лоухский район). Построенный на скале, он возвышается в красивейшем месте над заливом Белого моря. Расположенный недалеко от древней Керети, прославленный подвижническими подвигами преподобного Варлаама, которому поморы-мореходы молились в минуты опасности на море, современный поселок Чупа вырос в годы советской власти вокруг горно-обогатительного комбината, добывавшего слюду. На развитии этого производства и строилось благосостояние его жителей. Но в последние годы оно пришло в полный упадок.

Основание будущего храма было совершено в середине сентября 2001 года. Организатором строительства храма стала Елена Вашлаева, директор Дома культуры, а строила храм бригада во главе с ее мужем Иваном Вашлаевым. Художник по образованию, он стал и автором эскиза церкви.

Архиепископ Мануил поздравил прихожан храма с его освящением и началом богослужебной жизни прихода, пожелал им помощи Божией в трудах и отметил, что храм во имя Варлаама Керетского – пока единственный в России.

По информ. епархиального сайта

«Девятая пятница» в Соликамске

Девятая пятница по Пасхе (нынче она пришлась на 5 июля) исторически в Соликамске – один из важных праздников в церковном годовом круге, когда здесь совершался общегородской крестный ход. К нынешней Девятой пятнице был освящен алтарь Богоявленской церкви в Соликамском городском краеведческом музее. В этом храме располагается отдел древнерусского искусства. Это единственная церковь города, где сохранился иконостас XVIII века. Музейщики убрали из храма ранее размещавшееся здесь фондохранилище, строители сломали временные перегородки, провели необходимый ремонт. После освещения в храме останется музейная экспозиция и время от времени будут совершаться богослужения.

Соликамские музейщики выступили с инициативой – установить в следующем году памятный знак на месте одной из некогда существовавших в городе часовен. Часовня стояла на могиле погибших во время нашествия татар защитников города. И ее, как и другие, обходили во время крестного хода на Девятую пятницу.

Теперь – сестры

С 15 по 20 июля 2002 года гостем Русской Православной Церкви был Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев. Финская делегация посетила Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиеву лавру. Как заявил по окончании визита архиепископ Лев, Финская Церковь будет уделять больше внимания духовному наставничеству русскоязычной паствы Финляндии. Так, в большие церковные праздники по просьбе российских иммигрантов и с благословения епископа местной епархии богослужения в приходах будут совершаться по старому стилю. В свою очередь, Русская Православная Церковь отказалась от планов учреждения в Финляндии своей епархии. Особое значение арх. Лев придал тому факту, что Патриарх Алексий II во время визита назвал Православную Церковь Финляндии не дочерней, как прежде, а сестринской Церковью.

ОВЦС/Росбалт

Под иконой и вокруг аналоя

26 июля в санкт-петербургском храме Илии Пророка на Пороховых отмечалось предпразднство престольного дня – «Ильинская пятница».

С этим днем в храме связана давняя, еще дореволюционная, традиция. После Божественной литургии и следующего за ней водосвятного молебна был совершен крестный ход с иконами Илии Пророка и Параскевы Пятницы (ранее был в храме чудотворный образ, но в годы лихолетия исчез), верующие прошли вокруг храма и далее – к реке. Когда крестный ход возвращается к храму, у врат его встречают с иконой Илии Пророка, под которой проходят по очереди все люди. А уже внутри храма совершается следующее: кто сколько может, на коленях с иконой Параскевы Пятницы совершает круги вокруг аналоя, во исцелении немощи души и тела. Эта традиция возрождена в храме вот уже как 10 лет.

Справочник «Петербург православный»

Россиянам и зарубежным гостям адресован уникальный справочник-путеводитель «Петербург православный», впервые изданный в северной столице. Проект осуществлен издательством «Вэлком» при поддержке комитета по туризму и развитию курортов городской администрации.

Весной будущего года Санкт-Петербург отметит 300-летие. Православная культура вновь стала неотъемлемой частью города. Справочник знакомит со святыми местами города, неизвестными ранее фактами истории православия на территории Петербургской митрополии, с историей формирования столицы православной империи и возрождения церквей в наши дни. Книга содержит правила поведения в православном храме, перечень церковных терминов и религиозных праздников. Приведены сведения о храмах Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и об известных монастырях.

Е.ЮГИНА

Пути летних паломничеств...

...по Северу

Группа школьников из Сыктывкара совершила десятидневное автобусное паломничество по святым местам Русского Севера. Дети, многие из которых «взяли с собой» родителей, потрудились в Сийском монастыре, полюбовались фресками Дионисия в Ферапонтово, посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде. Поездки, которые стали уже традиционными, каждое лето организует педагог Татьяна Куликова: «Причастившись и многое увидев, так мы набраемся духовных сил на весь год». В финансировании поездки приняло участие Коми отделение движения «Россия Православная».

Соб. инф.

...в Дивеево

В Сыктывкар с празднования иконы Божией Матери Казанской в Дивеево вернулась группа паломников. Вот что рассказала одна из участниц поездки: «Казанская – любимый праздник преподобного Серафима. В этот день крестный ход шел по канавке с иконой Божий Матери «Умиление» и с мощами трех Дивеевских святых. Из Дивеево мы везли большую икону батюшки Серафима, освященную на его мощах. На обратном пути заехали в Серафимов монастырь, что в с.Иб (Респ. Коми), и узнали, что здесь в Стефановской часовне мироточит храмовый образ. К этой иконе Стефана Пермского мы приложили новый образ преп.Серафима Саровского. Настоятельнице монастыря матушке Серафиме мы дали землицы из канавки Богородицы и с чтением 150 молитв Богородице обошли крестным ходом Ибский монастырь в честь Серафима Саровского. Раньше в нашем разрушенном храме на месте Эжвы один из престолов был освящен в честь преп.Серафима Саровского. Теперь он вернулся в нашу церковь».

Е.СЕРАПИОНОВ

Прославлен еще один Вятский святой – преподобный Стефан

14 июля в Вятке состоялся акт торжественной канонизации иеросхимонаха Стефана (Куртеева) как преподобного в лике местночтимых святых. Накануне на Филейском кладбище города была совершена последняя панихида о старце, а на следующий день за Божественной литургией в Св.-Успенском кафедральном соборе к о.Стефану уже молитвенно обращались как к преподобному святому.

В тот же день от храма Новомучеников и исповедников Российских до часовни на Филейском кладбище состоялся крестный ход.

Из Жития преп.Стефана Вятского известно следующее.

Иеросхимонах Стефан (в миру Симеон Петрович Куртеев) родился 17(30) июля 1830 года в семье благочестивых крестьян Ирины и Петра в деревне Куртеевы близ села Филейка, что недалеко от г.Вятки. Еще в молодости ему в руки попала книга «Письма Святогорца о Святой горе Афонской», которая окончательно определила его жизненный путь. Симеон отправился на Соловки, где поступил послушником. Из-за слабого здоровья он вернулся на Вятку и недалеко от села Филейского поселился в пустынном болотистом месте, соорудив себе маленькую земляную келию. Здесь он провел много лет, являя пример нестяжательной жизни, непрестанной молитвы, смирения и терпения. Дважды Симеон бывал на Афоне, где некоторое время подвизался в местных монастырях.

С появлением в 1874 г. земских школ по просьбе жителей Симеон стал заниматься с ребятами. В то же время Симеон решился начать издавать свои сочинения для народа – в основном на нравственно-религиозные темы. Его брошюры расходились тысячными тиражами и стали известны не только в России, но и за рубежом. В 1877 г. Симеон по благословению Вятского епископа Аполлоса принял монашество с именем Стефана в Слободском Крестовоздвиженском монастыре. Вскоре он был рукоположен сначала в иеродиакона, затем в иеромонаха. В 1883 г. о.Стефан получил благословение на строительство в селе Филейском скита и храма. Много добровольных помощников, желавших под его духовным руководством идти путем спасения, приходили к нему потрудиться. Вместо болота и зарослей появились пруды, хорошие дороги. Была построена небольшая церковь, в которой батюшка постоянно служил. Однако в силу некоторых недоразумений о.Стефан на время вынужден был покинуть свою любимую пустыньку и поселиться в Св.-Трифоновом монастыре. И здесь он принимал множество людей, приходивших к нему за духовным советом, писал новые книги. В 1889 г. о.Стефан вернулся в скит, занявшись устроением здесь Александро-Невского мужского монастыря. Великим постом 1890 г. о.Стефан сильно заболел и стал готовиться к смерти. Господь открыл ему день кончины. Отец Стефан принял великую схиму с оставлением прежнего имени. В последние дни жизни старец попрощался со всеми. Преподав последние наставления и благословив всех, о.Стефан мирно отошел ко Господу в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа 1890 года на 61 году. После смерти о.Стефана на его могиле в Александро-Невском монастыре была устроена часовня, в которой постоянно служились панихиды. Люди не только молились об упокоении о.Стефана, но и обращались к нему за молитвенной помощью. Известны многочисленные случаи помощи и чудес, которые происходили по молитвам к преподобному Стефану. В 2001 году вблизи места погребения о.Стефана на Филейском кладбище была устроена часовня.

По информации пресс-службы Вятской епархии

Адреса паломничеств в северные обители

(Продолжение. Начало в № 415, 417)

Архангельская область

Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь. 164408, Архангельская обл., п.Соловки. Наместник архимандрит Иосиф (Братищев). Тел.: (818-3590) 2-88 – дежурный, 2-40 – наместник, 2-98 – эконом.

Подворья: г.Москва, М-35, ул.Осипенко, д. 6. Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове; г.Архангельск, наб. Сев. Двины, 77. Храм преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких при подворье. Тел. (8182) 20-73-13. Настоятель подворья иеромонах Елеазар; Республика Карелия, г.Кемь, пос.Рабочеостровск, ул.Портовая, д. 8. Тел. (81458) 3-53-68. Проезд: самолетом из Архангельска или (более дешевый путь) доехать до подворья в Кеми поездом, далее – катером.

Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. 164531, Архангельская обл., Холмогорский р-н, Сийский монастырь. Настоятель архимандрит Трифон (Плотников). Тел. (818-30) 20-1-40. Проезд в монастырь автобусом от Архангельска на Емецка, от поворота 7 км пешком до монастыря. Или со стороны Котласа – автобусом в направлении Архангельска до того же поворота.

Подворье в Архангельске, ул.Садовая, 5. Тел. (8182) 29-01-29. Эл. адрес siya@sanet.ru .

Артемиево-Веркольский мужской монастырь. 164606, Архангельская обл., Пинежский р-н, д.Веркола. Наместник монастыря – иеромонах Иосиф (Волков). Тел.: (818-56) 3-41-30, 3-41-31. Проезд до Архангельска, затем поездом до с.Карпогоры, далее автобусом или попутным транспортом до с.Веркола 50 км и наконец – на лодке через р.Пинега. Со стороны Республики Коми – от ст. Микунь до Усогорска поездом, затем – автобусом до Благоево, далее попутным транспортом на Сосновку, вдоль р.Пинеги через Суру до с.Веркола (грунтовая дорога).

Подворье Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске: проспект Чумбарова-Лучинского, 37-а (за Центральным домом торговли).

Свято-Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь (возобновлен с 1999 г). Архангельская обл., Онежский р-н (110 км от г.Онеги, на Кожозере). Проезд: летом только лесовозные дороги, на лошади или пешком. Зимник – с проводником от г.Онеги или от ст.Обозерской. Описание, как добраться до монастыря, можно прочитать в интернете на неофициальном сайте монастыря по адресу: www.hram.nm.ru. Управляет монастырем иеромонах Михей (Разиньков).

Иоанно-Богословский женский монастырь в с.Лявля (30 км от Архангельска). 164403, Приморский р-н Архангельской обл., п/о Хорьково, д.Ершовка, 24 (по правому берегу Сев. Двины). Ст. сестра Афанасия (Рудалева). Тел. (8182) 46-55-48. Проезд автобусом от Архангельска.

Сестринская община на родине прав. Иоанна Кронштадтского в с.Сура (с 1998 г.). 164630, Архангельская область, Пинежский район, село Сура. Телефон в Суре (81856) 5-22-92. Старшая сестра Ольга. Обращаться по указанному адресу к Ядрушкиной Ольге Петровне или в Архангельске на подворье Артемиево-Веркольского монастыря. Проезд такой же, как до Артемие-Веркольского монастыря, 40 км выше по течению реки Пинеги.

(Продолжение следует)

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга