МИР БОЖИЙ


НЕБО СВ.ВАРВАРЫ

О том, как созерцание неба приводит нас к православной вере

Каждый раз, глядя на звезды, мы можем вспомнить, как любила взирать на них святая великомученица Варвара. Она жила в царствование нечестивого римского императора Максимиана Галерия, где-то на территории нынешней Сирии. И была так красива лицом, что ее отец Диоскор упрятал Варвару на вершине высокой искусно сделанной башни. Этот человек полагал, что глаза людей недостойны видеть лицо его дочери.

В этой башне главным утешением Варвары стало созерцание мира. Днем она любовалась горами, деревьями, озерами, а ночью небесными светилами.

– Кто сотворил это? – спросила она однажды у своей воспитательницы.

– Боги! – был ответ.

– Какие боги?

– Те, которых чтит твой отец, золотые, серебряные, деревянные.

Варвара удивилась. Отцовские идолы не внушали ей доверия. Мастера отчего-то постарались сделать их лица самодовольными, гордыми, лишенными даже тени добра и истинного благородства. Как могли эти существа создать нечто невыразимо прекрасное?

Размышляя таким образом, Варвара любовалась небом, по творению пытаясь угадать Творца. Того, кто, по словам св.Димитрия Ростовского, простер широту неба и просветил ее сиянием солнца и блистанием звезд.

* * *

А теперь зададимся вопросом – чему каждого из нас может научить и тысячи лет научал небесный свод? Пример того, что Католическая Церковь не приняла открытий Коперника, Галилея и т.д., часто используют против христианства, но это величайшее недоразумение. Астрономические наблюдения можно назвать превосходными иллюстрациями к богословию.

Вспомним, как обращался за примерами к небесному своду святой Кирилл, просветитель славянства. Он говорил:

«Видите на небе круг блестящий (солнце)? От него рождается свет и исходит тепло. Так и Бог Отец подобен солнечному кругу, без начала и конца.

От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святый.

Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

* * *

Итак, Сын исходит от Отца, как свет от солнца, а Дух, как тепло.

Основываясь на этом образе, мы можем лучше понять разногласия между латинским и православным учениями. Дело в том, что Католическая Церковь начиная с девятого века, утверждает, что Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (это все равно, что сказать, будто тепло проистекает не только от своего источника, но и от света). Таким образом получается, что Дух у католиков вторичен по отношению к двум другим Лицам Троицы.

– Нет, у нас Дух не вторичен, мы этого не говорили, – могут сказать в ответ католики.

Но как тогда они объяснят то, что выбросили слова о призвании Святого Духа из текста своей литургии?

И это все равно, что лишить растение большей части тепла. Что-то вырастет, но скрюченное, неразвившееся.

Представьте себе, что мы удаляемся от солнца. Долго видим и солнечный круг, и свет от него, но тепла уже не ощущаем. Вот так и католические праведники. Они смотрят на Бога как на далекую, но родную звезду. Вдохновляются Им, помнят о Нем, но тепла благодати не ощущают.

* * *

Теперь перейдет к эпохе астрономических открытий, когда было доказано, что Земля вращается вокруг Солнца. Это был серьезный удар по человеческому себялюбию. Здесь можно вспомнить о солнцепоклонниках, которые считали, будто светило ходит вокруг них кругами. То есть через солнце эти люди поклонялись себе, своему эгоизму.

Но поклоняться себе можно не только через солнце. Иудеи пришли в ярость, когда узнали об отказе Бога вращаться вокруг Израиля и Закона. Все споры фарисеев с Христом были посвящены именно этой теме. Спаситель безуспешно пытался объяснить, что Бог Сам волен решать, как Ему поступать в том или ином случае. Что вера – это способность слышать Бога, а не наставлять Его на путь истинный.

Насколько хорошо поняли это мы, христиане? В гимнах мы именуем Христа «Солнцем правды». Но, увы, часто уподобляемся солнцепоклонникам. То есть почитаем Бога как источник успеха здоровья, политической выгоды и пр. Не получая этих благ, мы начинаем веровать только в свои силы. Часто можно услышать: «Я потерял веру, после того как...»

Но потерял ли при этом человек христианскую веру, или какую-то другую? Ведь христианство в том и состоит, чтобы не требовать от Бога ничего взамен. Оно основано на подвиге, жертвенности, когда просить о чем-то можно лишь с трепетом, уточняя: «Да будет воля Твоя».

Мы инстинктивно, по своей падшей природе, этому противимся. Тянем весь мир на себя, а вместе с ним и небеса – видимые и невидимые. И глазам, наблюдающим хождение солнца вокруг, доверяем, пожалуй, больше, чем Копернику. «Тьмы низких истин нам дороже, нас возвышающий обман». Но истина в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а человек вокруг Бога.

* * *

Выше мы сравнили Господа с солнцем. Однако Творец, хотя и учит нас через светило азам богословия, но здесь важно вовремя остановиться. Новые открытия это наглядно показали. Оказалось, что и Солнце вращается вокруг ядра галактики, а галактики – вокруг центра мироздания.

Таким образом, днем, созерцая солнце, мы учимся одним началам богопознания, а ночью другим, получая представление о беспредельности Божией. Быть может, именно ради этого Господь сделал ее такой огромной.

Но и вселенная – не Бог, как ошибочно полагали древние греки. Последнюю точку здесь поставили уже физики, когда пришли к выводу, что мироздание возникло из пустоты. То есть подтвердили слова Библии о том, что Господь создал вселенную из ничего.

Намного раньше ученых-естественников к этой мысли пришли некоторые эллинские и индийские философы, которые учили, что все сущее подобно луковице. Когда снимешь с него все слои – внутри обнаружится пустота. Правда, они плохо умели различать материальное и духовное. Потому в конце концов решили, что и внутри Бога тоже ничего нет, кроме нирваны, небытия.

Это было довольно тягостно – так считать. Но избежать этого заблуждения без веры во Христа – невозможно.

* * *

По этим затесам в истории изучения неба мы можем отчасти проследить и путь обращения к Богу святой Варвары. По движению планет она могла определить, что Земля вращается вокруг Солнца. Могла догадаться, что вселенная – это образ Божий. Недаром слово «небо» мы, несмотря на звездные россыпи, с древнейших пор употребляем в единственном числе.

Однако, несмотря на все эти открытия, Варвара оставалась ужасно одинокой девушкой до того, как Господь коснулся ее сердца. Ее вечера перед безмолвным, беспредельным, прекрасным небосводом были окрашены теми же чувствами, что и ум любого мыслителя, художника, который логическим путем или через красоту творения пришел к вере в Творца, но продолжает ощущать в себе пустоту и печаль. Слишком далек от него Бог. Он есть, но как будто и нет Его, и оттого еще горше на душе.

Из этой пустоты и печали родились учение о нирване, буддизм, гностицизм... Раз грусть поджидает нас в конце пути познания, значит, она и есть существо истины – так считали основатели этих учений. Кому-то даже нравится подобное состояние. Например, Ньютон, зная учение о Троице, отверг его в пользу «Одинокого Бога», а далее пришел к выводу, что вселенная мертвенно однообразна.

Эта картина отвечала его нелюдимости и гордости. Есть такие люди, рядом с которыми засыхают цветы. Их высмеивали сказочник Гофман и православный мыслитель Алексей Лосев, который прямо заявил, что не верит в ньютоновское мироздание.

* * *

Вот и св.Варвара тоже не хотела верить в одинокого Бога, средоточием которого являются печаль и небытие. Она ждала Отца и Сына и Духа Святого – Бога, в сердцевине которого таится любовь, как вино в чаше. Иначе зачем же чаша?

Сначала св.Варваре дано было познать, что Бог Един, но сердце заныло в счастливом предчувствии следующего откровения. Однажды, воспользовавшись отсутствием отца, она украдкой покинула башню и подружилась с несколькими девушками-христианками. От них услышала она имя Спасителя.

Сбылись ее чаяния – Господь пришел к ней и был так понятен и знаком. Он искал людей, в то время как она искала Христа. Он пережил непостижимое, мучительное одиночество на кресте, умер, но воскрес, в том числе и для того, чтобы явиться к бедной девочке, взять ее за руку и провести через жизнь и смерть. Так Варвара стала невестой Христовой.

Незадолго до этого ее отец велел построить рядом с башней купальню с двумя окнами. Варвара велела рабочим прорубить третье, по-детски восхищенная истиной о Божественной Троице, и начертала перстом на мраморе Святой Крест.

Но вот пришел день, когда Диоскор вернулся из путешествия. Он увидел третье окно, крест и, наконец, обнаружил, что дочь его стала христианкой.

Старый идолопоклонник пришел в бешенство, услышав от дочери об Отце Небесном. Он выхватил меч, однако, согласно преданию, девушка укрылась в пещере на горе. Один из пастухов, видевших это, открыл эту тайну. Настигнув св.Варвару, Диоскор топтал ее ногами, таскал за волосы. Потом запер в темной хижине, заколотив окна и двери. Но этим не смог сломить ее и тогда отрекся от дочери, передав ее в руки правителя той области.

Последовали страшные мучения. Целомудренную деву выставили нагой сначала перед солдатами, а потом стали водить по городу. Но Жених покрыл ее тело светозарными одеждами. Ее истязали бичами, но Спаситель целил раны. Ее повесили на дереве и стали строгать железными когтями, так что даже многие язычники не выдержали, раздались возмущенные крики и рыдания. И, наконец, девушку предали смерти. Отец самолично усек главу святой Варвары мечом – так принято было казнить римских граждан. И взошла мученица к Возлюбленному своему в Небесное Царство, чтобы не расставаться с Ним вовеки.

* * *

Заканчивая этот рассказ о святой великомученице Варваре, мы вот что можем вывести для себя в назидание. От созерцания мира перешла она к умному видению, а от него – к любви. Любовь дала ей мужество. Так всякий человек жаждущий Правды, даже если запереть его на вершине башни, неизбежно придет ко Христу и готов будет, скорее, расстаться с жизнью, чем забыть об этой встрече.

Г.ДОНАРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга