ПО СЕВЕРУ


Скорбящим в заточении

6 марта в женской исправительной колонии, что находится на окраине Вологды, ожидается важное событие – освящение деревянного храма, построенного силами самих заключенных. Руководил работами вышедший на пенсию бывший начальник колонии.

В народе это место заточения знаменито тем, что здесь «сидела» Дербина, убийца поэта Рубцова. Хотя в последние годы известность ИТУ стали приносить и другие достижения. Два года назад, например, всех вологжан тронул мюзикл «Юнона и Авось», поставленный и сыгранный женщинами-заключенными. Премьера его проходила в областном драмтеатре при аншлаге. Спектакль просуществовал недолго – подошел срок, и Кончиту, а также других его героинь, отпустили «на волю». На место их пришли другие девушки. Также по вечерам они репетируют, но совсем уже другое – кондаки и тропари. Недавно они первый раз исполнили Литургию от начала и до конца. Готовились полгода, волновались, получится ли. А помогала им субрегент храма Покрова-на-Торгу Мария Алексеевна Лебедева, матушка настоятеля храма о.Александра. Покровская община уже давно, еще со времен покойного о.Василия Павлова, духовно окормляет женскую колонию. Так что открытие здесь церкви – их общая с заключенными радость. Уже известно, что освящаться она будет в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Соб. инф.

В Кильмези

В поселке Кильмезь, что на Вятской земле, архиепископ Хрисанф освятил часовню во имя преподобного Трифона Вятского. Внутри ее каждый день теперь совершается перед Честным Крестом акафист преподобному.

Часовня возведена на берегу реки Кильмези, на том месте, где стояла некогда ее предшественница. Жизнь в Кильмези так или иначе связана с водой. Зимой – это заготовка леса, весной и летом – молевой, то есть без плотов, сплав бревен. Прежняя часовенка освящала этот труд. Нынче труда стало совсем немного, но Бог даст, по молитвам святого Трифона что-то образуется.

Настоятель церкви в Кильмези о.Александр Попов думает поставить такие часовни на месте всех пяти разрушенных храмов в районе. «Ведь где церковь была, где совершалась жертва, там ангелы остаются навеки, – говорит отец Александр, – должно об этом напомнить людям».

Что еще происходит в поселке? Решено было недавно перенять опыт работы со школьниками, почин которому был положен отцом Николаем Сморкаловым в Нолинском районе. Там уже несколько лет существует секция борьбы, именуемой русским стилем. С ее помощью мальчишкам удается прививать патриотическое чувство. В Кильмезь для создания подобной секции приехал сейчас ученик отца Николая.

Продолжает расти православная библиотека при храме поселка. Благодаря помощи писателя Владимира Крупина приход выписывает сейчас 26 газет и 21 журнал православного направления, в том числе и «Веру»-«Эском». Факт поразительный. Даже в областных городах столь обширные собрания православной периодики – большая редкость. Так что хочешь найти ту или иную христианскую газету – езжай в Кильмезь.

Отец Александр благодарит всех читателей нашей газеты, которые помогли ему справиться с бедой: у батюшки некоторое время назад сгорел дом. На присланные деньги ему удалось провести часть работ по строительству нового дома, на них же была поставлена часовня св.Трифона Вятского, а главное – сделан сруб кладбищенской церкви, которая ныне уже освящена. За всех братьев и сестер, которые откликнулись на просьбу о помощи, о.Александр возносит теперь молитвы.

В.МАМАЕВ

В Кирово-Чепецке

В городе Кирово-Чепецке передано Церкви бывшее здание ЛТП. Оно было закрыто прошлым летом и какое-то время пустовало. Отец Николай (Федько), настоятель собора во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, убедил городскую администрацию, что православные смогут распорядиться зданием с пользой для жизни города. Батюшка хотел бы открыть здесь женскую обитель. Некоторое время назад в Кирово-Чепецке приняла постриг первая монахиня, еще две христианки готовятся к принятию иночества.

Здание одноэтажное, но большое – 740 квадратных метров. Стоит на берегу реки Вятки. Сейчас в нем проводится ремонт. Специальной бригады для этого создавать не пришлось. Мастера трудятся на этом объекте, когда остается время. Основное их делание – работы по возведению собора (на фото). На первом его этаже службы идут уже несколько лет, второй почти закончен. В январе был поставлен купол на колокольню – 11-й по счету в храмовом комплексе, поднят колокол весом 1350 килограммов, на сегодняшний день – самый большой в городе.

Соб. инф.

Третий Сретенский фестиваль

13 февраля в городе на Неве состоялся III Сретенский фестиваль духовной и фольклорной музыки. По традиции, он начался молебном в храме Духовной академии, который возглавил прот.Василий Стойков, проректор по учебной работе. Третий год фестиваль собирает вместе совершенно разных исполнителей: церковные и светские коллективы, взрослые и детские, духовные и фольклорные. В фестивале приняли участие 27 коллективов. Среди них уже известные в С.-Петербурге детский хор храма Владимирской иконы Божией Матери, фольклорный ансамбль консерватории, учебные хоры института им.Герцена, впервые принял участие хор кадетов погранучилища.

Председатель конкурсного жюри фестиваля профессор Михаил Иванович Вашенко отметил, что «хотя в фестивале принимали участие не только профессиональные коллективы, но и любители хорового пения, уровень исполнительского мастерства всех участников значительно повысился».

На участие в следующем Сретенском фестивале подали заявки коллективы из Самары, Архангельска, Вологды и Москвы. Для всех их на следующий год жюри фестиваля вводит новую профессиональную ступень: кроме произвольной программы, необходимо будет подготовить и исполнить одно заранее предложенное произведение.

А победители и участники фестиваля получают приглашения на участие в благотворительных концертах в тюрьмах, больницах, школах.

И.ВЯЗОВСКИЙ

Поездка по востоку Пермской земли

В середине февраля епископ Иринарх Пермский совершил рабочую поездку по восточной части епархии.

Паломничество владыки началось с места подвига Трифона Вятского – скита в деревне Успенка. Здесь по сей день бьет цельбоносный источник, где обустроена купальня. Скит принадлежит Свято-Троицкому Стефановскому мужскому монастырю, который находится в Перми. Всего таких скитов у монастыря одиннадцать. Его настоятель отец Стефан (Сексяев) отправляет монахов обживать те места, где только иноки и могут экономически просуществовать. По мере того, как крепнет община, создаются условия, места монахов занимают священники с семействами. Подобное происходило уже несколько раз – опыт очень ценный для современной России.

Далее епископ Иринарх посетил города Чусовой, Лысьву, Березовку. Знакомился с тем, как живут здесь православные, встречался с мэрами, руководителями крупнейших предприятий, журналистами светских средств массовой информации.

Особое впечатление на владыку произвела Казанская Свято-Трифонова пустынь на Метейной горе. Приближаясь к обители, паломники видят поначалу только белый храм редкостной красоты – впечатление, что он плывет в небе. Пустынь процветает, там сейчас пятьдесят насельниц. Недавно установлен резной иконостас. Многие образа написаны инокиней Емилией, с которой владыка не преминул познакомиться. Она – опытный мастер, закончила Иркутское художественное училище, стажировалась в иконописной мастерской. Наиболее известной ее работой стала икона Царственных мучеников, с которой совершается крестный ход Ныроб – Пермь – Екатеринбург.

Соб. инф.

ДОЙТИ ДО КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

В Сыктывкаре состоялся съезд миссионеров

9 февраля, накануне дня памяти Усть-Вымских святителей Герасима, Питирима и Ионы и празднования дня ангела владыки Питирима, в Сыктывкаре открылся Первый съезд епархиальных миссионеров.

На съезд миссионеров прибыли 55 делегатов со всей епархии. Кроме того, в нем участвовали просто активные прихожане, учащиеся и гости. Открыл его епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим такими словами: «Несмотря на молодость нашей епархии, которой пошел только восьмой год, и небольшое количество духовенства (116 человек), за это время совершилось очень много миссионерских поездок, поскольку во многих селах и даже в некоторых районах (как, например, в Усть-Цилемском) до сих пор еще нет церквей и молитвенных домов. Из-за обширности епархии приходится добираться сутками на поезде, проезжать тысячи километров на автомобиле. Есть населенные пункты, до которых можно добраться только на вертолете. В своей основе население в республике православное. С другой стороны, в последнее время появилось много сект, с которыми очень трудно бороться. Они находят себе приют в бывших домах культуры, бывших столовых лесных контор, которые становятся очагами распространения сектантской идеологии...»

Заведующий кафедрой философии Свято-Тихоновского института рассказал о проблемах преподавания основ православной культуры в школах. Руководитель миссионерского отдела епархии иерей Сергий Филиппов говорил о том, что успех любой миссии прежде всего зависит от духовного состояния самого миссионера. Сразу же после своего выступления о.Сергий вместе со своим молодежным приходским коллективом спел перед собравшимися патриотические духовные песнопения (на снимке). Гитара, песня – это тоже «оружие» миссионера.

Но центральным выступлением был, конечно, доклад приехавшего в Сыктывкар руководителя миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Ниже приводим фрагменты записи его рассказа:

«...Чтобы понять, каково наше миссионерское поле, мы должны обратиться к данным социологии. Приведу несколько цифр. В целом в мире христианство исповедуют два миллиарда человек. Из них православных приблизительно 218-230 миллионов. Это говорит о том, что не так уж нас и много. Примерно 80% живущих в России считают себя православными. Но какое у них православие, какую веру они исповедуют? Оказывается 80% россиян верят в астрологию, 56% – в судьбу, 45% – в НЛО, а в магию и экстрасенсов верят 40% всех опрошенных.

XXI век – век информационных технологий. Если раньше была эксплуатация одного человека другим с помощью денег, то сейчас – с помощью интеллекта. Хотим мы того или нет, но мы втягиваемся в процесс глобализации. Фактически глобализация – это «привитие» стандартов развитых держав всем остальным. Интересная закономерность. Там, где валовый национальный продукт примерно на 65-70% состоит из интеллектуальных разработок, там происходит побег людей в тьму сект, новых религий. Сегодня нам представляют совершенно определенный образ жизни. Или вы в глобальном пространстве находите свое место в жизни, или идете в секту Виссариона в Красноярский край, где сегодня уже собралось около семи тысяч людей, сбежавших из городов и живущих натуральным хозяйством. Причем все – это люди достаточно интеллектуально образованные, многие из них кандидаты наук. И мы, Русская Православная Церковь, оказались между двух полюсов – побега от цивилизации и глобальной интеграции. Да, у нас появляется духовенство, которое призывает: «Давайте интегрироваться в этот мир». Я приведу один пример такой интеграции. Один батюшка, окормляющий тюремную церковь, выходит на церковный амвон и перед заключенными говорит: «Ну что, братки, пора шмон в душе наводить!» Он так понимает интеграцию, так входит в процесс глобализации...

Самое важное – мы сегодня должны быть постоянными в своих усилиях. Я вспоминаю один момент, когда мы приехали в Якутию после наводнения. К нам вышел один человек и заплакал. Я спросил его: «Почему вы плачете?» Он сказал: «Если вы к нам приехали – значит, мы кому-то еще нужны». И вот очень важно сегодня прийти к людям и проповедовать, доехать до края земли, пробиться к каждому сердцу. Если мы не сделаем этого, мы тогда потеряем качество, о котором Господь говорил: «Вы соль земли, вы свет миру».

Е.СУВОРОВ
Фото Р.НОГИНА.

Окно в мир

3 марта в Вологде начнутся Димитриевские образовательные чтения. Каждый год они посвящены какой-нибудь одной главной теме. В предыдущие два года православные вологжане обсуждали проблемы семьи и наркомании, а нынче чтения называются так: «Православная икона как окно в мир». На первый взгляд, эта тема кажется узкой, на деле же она охватывает самые широкие сферы. Потому что через икону-образ можно понять многое в духовной жизни.

Впрочем, будет там речь вестись и непосредственно об иконописном деле – благо, мастеров на Вологодчине много. При Прилуцком монастыре действует хотя и небольшая (два человека), но профессиональная мастерская, занимающаяся реставрацией и писанием икон. В епархии работают замечательные иконописцы Анатолий Зубов и Таисия Смирнова. На всю Россию известна вышивальщица Людмила Комарова, работы которой есть у Святейшего Патриарха. В настоящее время, кстати, она вместе со своими мастерицами выполняет важный заказ – покров на новую раку преп. Димитрия Прилуцкого. Он должен быть готов к юбилейной дате – 500-летию сретения иконы преп.Димитрия, вернувшейся с победой из Казанского похода.

Сколько всего иконописцев на Вологодчине, сейчас точно никто не скажет. И среди батюшек, собственноручно украшающих свой храм, много бывших профессиональных художников. Например, насельника Кирилло-Белозерского монастыря о.Феодосия прежде в области все знали как замечательного живописца Василия Писарева, чьи картины выставлены в художественных галереях. Так что на чтениях разговор о церковном искусстве пойдет на самом высоком уровне. В них примет участие и бывшая вологжанка Людмила Алексеевна Армеева, известная по росписям часовни преп.Филиппа Ирапского. Ныне она преподает в иконописной школе Московской духовной академии. Приедет на чтения и руководитель этой школы, игумен Лука. Ожидается, что будет много гостей со всего Русского Севера – тех, кто интересуется древними русскими традициями иконописи.

Соб. инф.

ВСЛЕД ЗА «ИДУЩИМИ ВМЕСТЕ»

27 января, когда Санкт-Петербург отмечал День полного снятия фашистской блокады, на площади Восстания молодые люди раздавали прохожим буклеты с требованием к властям снять новую блокаду, в которую попала северная столица. «Прорвем сектантскую блокаду!» – таково было требование пикета молодежной организации «Идущие вместе». Плакат с надписью «Секта – там!» указывал в сторону здания, занимаемого сайентологами, которое расположено на Лиговском проспекте.

Круглосуточный двухнедельный пикет «Идущие вместе», получив официальное разрешение, начали 23 января. Напротив Центра сайентологии была установлена палатка, и молодые люди стали раздавать буклеты с материалами, разоблачающими деятельность не только сайентологов, но и других «тоталитарных организаций». Надо заметить, просто так пройти здесь и прежде было невозможно – сайентологи останавливали прохожих, всовывали в их руки листовки с предложением немедленно пройти тестирование в данной организации. Если удавалось «заболтать», заводили «на разработку» в этот самый Центр. После 23 января ситуация изменилась: прохожих перехватывали уже представители «Идущих вместе», а сети сайентологов оставались при этом пустыми. В раздаваемых людям материалах говорилось о том, что «в мае 1992 года мэр А.Собчак разрешил проведение в Санкт-Петербурге трехдневного международного конгресса «Свидетелей Иеговы», на который съехались со всего мира 42 тысячи иеговистов. Это был первый шаг сектантов на петербургской земле, но какой уверенный. Перед выборами на губернаторский пост В.Яковлев сделал официальное заявление, что в случае его избрания «тоталитарных сект будет меньше». Но что же сделано? Ничего.

Как мне показалось, буклеты-обращения «Идущих вместе» жители города брали охотно и с пониманием. Но молодежь на этом не остановилась. «Идущие вместе» установили свои посты на Литейном, у зданий ГУВД и ФСБ, у Смольного и Мариинского дворца, где расположено местное Законодательное собрание. Символично, но именно у Смольного они не смогли простоять долго: их «попросила» милиция. 4 февраля «Идущие вместе» представили властям новый аргумент: в ходе пикета ими были собраны тысячи подписей, которые были переданы в администрацию города. Для того, чтобы мнения простых горожан не затерялись в кабинетах, копии этих листовок были прикреплены у входа в Смольный на 5-тонном бетонном блоке.

Сайентологи не остались равнодушными к данной акции протеста. Сначала попытавшись вытеснить «Идущих вместе», затем они забросали администрацию города и СМИ обращениями-протестами против действий «Идущих». Главная мысль этих обращений была о том, что сайентология – одна их признанных религий-учений в мире, и любые действия против этого Центра являются разжиганием межрелигиозной вражды. Однако Министерство юстиции РФ имеет иное мнение: здесь заявляют, что «Церковь сайентологии» до сих пор не зарегистрирована, хотя перерегистрацию все религиозные организации должны были пройти до 31 декабря 2000 г.

* * *

Когда я пошел на Московский вокзал, то еще не знал о том, что «Идущие» взяли вынужденный тайм-аут. И решил поинтересоваться, что думают об их акции в самом Центре. Представляться корреспондентом православной газеты смысла не было. Немного подумав и приметив, что сегодня около Центра отрабатывают свою «повинность» мужчина и женщина, неторопливой походкой направился к цели. Первым среагировал мужчина. Обыкновенный русский мужик, ниже среднего роста, в глазах растерянность и робость – видимо, потрепала его жизнь, да и не привык еще к новой для себя роли. Подбежал и сунул мне в руку листовку. Читаю, а он уже этак пытается взять меня под локоть и препроводить в здание: «Если вас что-то заинтересовало, то наши специалисты ответят на все ваши вопросы».

Заходим в Центр. Мужчина передает меня девушке с журналом. «Вы хотите узнать о нашем Центре? – улыбается она мне. – Давайте сначала заполним анкету». Говоря это, сама пишет в журнале: «Михаил». Понятно, мой проводник, приведя меня в Центр, получил балл. План есть план. Когда я сказал девушке, что хотел бы узнать о том, как проходила акция «Идущих вместе», она, сбившись со своей привычной наработанной программы, задумалась. Видя ее заминку, к нам поспешил молодой человек с предложением посмотреть видеофильм об учении Хаббарда. Но, когда я сказал ему, что это не совсем тактично вмешиваться без разрешения в разговор, смущенно замялся, но все же остался рядом. Девушка решила пригласить представителя какого-то Шестого отдела. Вышел мужчина среднего роста и назвался Александром. Когда я рассказал ему, что узнал об акции «Идущих» через интернет и хотел бы услышать точку зрения сайентологов, Александр стал рассказывать: «Мы, конечно, интересовались, кто такие «Идущие вместе». У них нормальный устав, где говорится, что члены организации должны вести трезвый образ жизни... Финансируют их Газпром и еще какие-то коммерческие организации. Образовались они два года назад...»

Тут к нам подсела средних лет дама. Я опять имел неосторожность сказать: «Простите, я не понимаю, почему, когда я тут с кем-то разговариваю, к нам постоянно кто-то подсаживается? У нас шел нормальный разговор с Александром, мы нашли общий язык...» Дама обиделась и перешла в наступление: «А кто вы такой, что задаете такие вопросы!?» – «Я житель Санкт-Петербурга. Могу показать паспорт. Хотел бы узнать, почему около этого здания проходило пикетирование?» – «Тогда вы будете говорить только со мной! Я начальник Шестого отдела».

Идем на второй этаж. Снова садимся за стол. Записали мои данные. Первая часть разговора началась относительно мирно. Но потом снова ребром встал вопрос, кто я такой, и выяснение этого вопроса решалось все ближе и ближе к дверям.

Так что пришлось мне ретироваться под бдительным конвоированием Александра. На моем пути все так же стояли полочки с картотеками на каждого члена Центра, внизу принимали и записывали вновь отловленных на улице людей – сайентологи в «Сект»-Петербурге продолжали свою успешную работу!

В стан сайентологов ходил И.ВЯЗОВСКИЙ

«Заблудшие люди...»

Священник архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря о.Феодосий сообщил, что его храм осаждают сатанисты. Первый выпад был сделан осенью прошлого года, когда они умышленно подожгли деревянный сруб строящегося храма. Рядом с местом происшествия аккуратно лежали три бутылки пива № 9 (перевернутые, они передают «число зверя»), на пороге крылечка подожженного храма были найдены нож и алюминиевая звезда-пентаграмма. А на днях служители сатаны снова дали о себе знать. На крыльцо действующей домовой церкви они подбросили труп черного кота, вставив в перерезанное горло измазанную кровью икону Спасителя. Рядом лежал листок бумаги с сатанинскими символами, кощунственными надписями, грязными ругательствами в адрес православных верующих и явными угрозами. Заведено уголовное дело. Отец Феодосий считает, что эти заблудшие, одурманенные люди достойны жалости.

ИА «Regnum»

«Царь-колокол» для Северной столицы

Подготовка к отливке самого крупного колокола для Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге состоялась на «Балтийском заводе». Вес колокола, изготовили который самые опытные рабочие завода, составил 4,4 тонны, высота - 2,25 метра.

Уже на протяжении пяти лет здесь отливают колокола не только для храмов Санкт-Петербурга, но есть у завода и зарубежные заказчики. Среди них - Минский церковный комплекс и храм Архангела Михаила в латвийском городе Граверы.

Мир Религий

Ангел над городом

13 февраля в Санкт-Петербурге состоялось торжественное освящение фигуры ангела-хранителя, который после реставрационных работ был вновь водружен на шпиль Петропавловского собора. В тот день на площади перед собором собралось множество верующих людей, которые пришли помолиться и своими глазами увидеть этот торжественный момент.

Впервые ангел-хранитель города был освящен 145 лет назад преосвященным Агафангелом. Тогда по проекту инженера Дмитрия Журавского соорудили сорокаметровый шпиль, который и увенчал ангел с крестом. Поворотное устройство, изобретенное Журавским, не нуждалось в смазке более 130 лет. С 1991 по 1996 год шла реставрация ангела и креста. Поворотный механизм подвергли переделке, использовав при этом современные механизмы. Но это оказалось недолговечным: вкладыши, которые были поставлены, развалились, и ангел занял неподвижное положение. Это обнаружили, когда приступили к реставрации шпиля Петропавловского собора в 2002 году. Полгода ангел находился в мастерских, где его вновь позолотили, а поворотное устройство восстановили по чертежам Журавского. Сейчас в золоченой сфере находятся икона Покрова Божией Матери, помещенная туда строителями, а также чертежи поворотного механизма и сведения о людях, которые отвечали за различные стороны восстановительных работ.

Когда по деревянным лесам о.Александр Федоров и певчие поднялись на верхнюю площадку, начался чин освящения. В это время внизу верующие люди пошли крестным ходом вокруг собора с чтением акафиста Митрофанию Воронежскому, благословившему строительство Петербурга.

Позднее о.Александр сказал: «Было очень опасно забираться по лесам на такую высоту. Но нам помогала молитва тех, кто был внизу. Места наверху для нас оказалось найти не так просто: было много журналистов, фоторепортеров. С трудом, но чин освящения креста был совершен. Хочется отметить, что во время освящения начался сильный ветер. Это тоже было символично, так как призывая благодать Божию, мы неизбежно вызываем противодействие определенных сил.

Он вознесся над городом на третий год правления Александра Второго, видел гибель царей, был свидетелем трех войн и революций, был даже прострелен в нескольких местах во время Великой Отечественной. И вот теперь вновь благословляет он град св.Петра.

И.АНАТОЛЬЕВ

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга