ПАЛОМНИЧЕСТВО


ПУДОЖСКИЕ ВЕРСТЫ

Сборы

Мы с семьей путешествуем по Северу больше десяти лет. Узнав и прочувствовав северные леса, озера, реки, памятники старины, отдыхать в других местах уже не хочется. Север притягивает, не дает забыть о себе, зовет на новые и новые дороги. Побывав на Соловецких островах, услышали там шутливое определение такого притяжения к северу. «Осоловели» – говорят на острове про людей, которые, побывав раз на Соловках, снова и снова приезжают туда.

Обычно к таким поездкам мы готовимся загодя, еще до наступления лета. Первым делом разрабатываем маршрут, чтобы он был «проходимым».

Несколько слов о дорогах. Многие думают, что для путешествий на автомобиле по Заонежью и Карелии нужен исключительно вседорожник. Большое заблуждение. Автор лично посетил фактически все находящиеся там храмы-памятники (обычно они в весьма труднодоступных местах), а также подобные им в Вытегорском районе, на Каргопольшине, на средней и нижней Онеге, Кенозерье... Первые путешествия были на «Москвиче-2140», последние годы на простом и известном ВАЗе. Самые труднопроходимые дороги в вышеуказанных районах – это дороги на границах областей. По состоянию на 2000 год отсутствует участок дороги длиной 15-20 км на границе областей между Вытегрой и Пудожем. Сложен для легкового автомобиля участок на границе Вологодской и Архангельской областей между Игнатово и Солзей. Только в 2000 году ввели ранее непроходимый участок длиной 15 км между Пудожем и Каргополем на границе Карелии и Архангельской области. Описываемые в книге грунтовые дороги при путешествии в летнее время представляют опасность только в плане сильной пыли, «гребенке» на поворотах или мелком гравии, летящем из-под колес.

Не раз в путешествиях по Северу приходили мне на выручку встречные водители. Но все же лучше не рассчитывать на чью-то помощь, поэтому, собираясь в путешествие, обязательно нужно взять запчасти. Это прежде всего «электрика»: свечи, пара реле, несколько предохранителей, контакты распределителя, бегунок, крышка распределителя, а для бесконтактной системы зажигания еще коммутатор и датчик холла. Обязательно небольшой запас моторного масла и тормозной жидкости. Перед поездкой необходимо поменять воздушный фильтр и фильтр тонкой очистки топлива, а если его нет, то врезать в бензопровод перед топливным насосом. Такая необходимость возникает в связи с тем, что заправки вдали от крупных городов в большинстве своем контейнерные, бензин везут издалека, и при длительном путешествии и отсутствии фильтра тонкой очистки карбюратор может забиться песком и прочим мусором, попадающим с бензином.

Итак, собравшись и взяв благословение, отправимся в путь. Куда, спросите? На Выг, в Пудожский край. Эти места замечательны и своей природной первозданностью, и глубинной связью с русской историей.

Пути истории

Будучи в паломничестве, да и в обычном путешествии, следует помнить, что мы «колесим» не только по обычным дорогам, но и по истории. И кругом, как дорожные указатели, встречаются нам исторические вехи. Много их и на Пудоже.

Не одну сотню лет в этом «краю непуганых птиц, нехоженых лесов» жили поколения карел, вепсов, славян. Природа здесь удивительно живописна. Бескрайняя синь неба и чистота лугов сменяются дремучими еловыми и сосновыми борами, замшелыми стволами, зарослями папоротника, черными корягами. Обилие воды дает себя знать ручьями и реками с темной болотной водой, русла которых то зажаты с обоих берегов отшлифованными годами и непогодой гранитными валунами, то разливаются широкими плесами. Все эти краски природы вызывают у побывавшего в крае ощущение сказки, древнего волшебства.

В средние века здесь, по реке Водла, проходил самый известный на Русском Севере торговый путь – из Новгорода Великого к морю Белому. На границе современного Пудожского района и Архангельской области находился знаменитый Кенский волок. Длинна его – всего 6 км. Классическая мера для русских волоков. Самое удивительное, что сохранились все три часовни, поставленные некогда вдоль волока и обозначающие его начало, конец и самый трудный участок. Правда, проехать и посмотреть это интересное место из Карелии невозможно, а вот из Архангельской области сделать это совсем не трудно – от Конево на реке Онеге до Кенозера идет отличная дорога.

Мы же отправимся в сторону «Выго-Лексинского общежительства», святого места для староверов-поморов, да и для каждого русского человека, любящего свою старину.

Как возник этот центр старообрядчества? В начале семидесятых годов XVII века из Соловецкого монастыря, осажденного царскими войсками за непризнание церковных реформ патриарха Никона, уходили на материк многие соловецкие подвижники. Берега реки Выг, хоть и сплошь покрытые еловым и сосновым лесом, были хороши для земледелия, что и привлекало сюда монахов и пустынников. На реке Выг жил в это время очень почитаемый старец Корнилий, чуть ниже по течению Выга – Сергий. С усилением гонений на старообрядцев все более массовый характер приобретало переселение окрестных крестьян, которые основывали на новых местах старообрядческие поселения, расчищали земли под пашни и сеяли хлеб. Из соединения двух таких поселений – толвуянина Захария Дровнина и другого, основанного бывшим церковным дьячком из Шуньги Даниилом Викулиным и посадским человеком города Повенца Андреем Денисовым, – в 1694 году и возникло Выговское общежительство.


На месте соборной часовни Выговской пустыни

Вначале оно было очень небольшим. Поздней осенью 1694 года срубили трапезную, где происходили моления, а также хлебню, ригу, келии для мужчин и женщин. Первые выговские жители, по свидетельству историка пустыни Ивана Филиппова, жили «нужным и скудным пустынным житием, с лучиною в часовни службу отправляющие и икон и книг в часовни скудно и мало вельми. А колокол тогда не было, в доску звониша, и дороги с волостей к ним в пустыню тогда еще не было, на лыжах с кережами хождаху». Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины – мужскую и женскую. В 1706 году в 20 верстах от мужской Богоявленской обители была построена женская Крестовозвиженская, стоявшая на реке Лексе. Первой настоятельницей стала родная сестра Андрея Денисова – Соломония. Вокруг этих двух монастырей организовывались многочисленные скиты, в которых разрешалось проживание семьями. Все они административно подчинялись Выговскому собору.

Стремление построить во враждебном мире свое «прибежище верных» и известное старообрядческое трудолюбие совершили настоящее чудо. Уже в начале XVIII века Выг располагал хорошо налаженным многоотраслевым хозяйством – большие площади были отвоеваны у леса и возделаны под пашни, заведены огороды, разведен скот, организованы торговля, морские звериные промыслы и кустарные производства. Оба общежительства даже внешне стали походить на монастыри: в центре стояла соборная часовня, соединенная с трапезной, по периметру располагались жилые и больничные кельи, многочисленные хозяйственные постройки. Со временем на Выге было организовано производство икон, крестов, складней, которые отличались высокими художественными достоинствами. В этом отношении слава Выга была столь велика, что к старообрядческому общежительству с заказами стали обращаться даже представители официальной Церкви. После смерти в 1730 году первого настоятеля пустыни Андрея Денисова настоятелем стал его брат Семен. При нем продолжался подъем хозяйственной деятельности Выга: было заведено судовое строение, построены две пильные мельницы, на Выге – две больницы и столовая, на Лексе – новая часовня. По сведениям Министерства внутренних дел за 1828 год, во всех скитах проживало 2859 человек, общая площадь пахотных земель достигала 800-850 десятин, имелось более 500 коров.

Помимо хозяйственной деятельности, в Выговской пустыни продолжали развиваться и традиции древнерусской духовности. Большая заслуга в этом принадлежит священноиноку Пафнутию, который много лет прожил в Соловецкой обители и хорошо знал ее устав. Под его руководством выговцы «начали общее житие и церковную службу уставляти по чину и уставу». Устав этот сложился в 10-30-е годы XVIII века, когда братьями Андреем и Семеном Денисовыми были написаны правила для мужского и женского общежительств, для скитов и трудников, когда получили письменную фиксацию обязанности должностных лиц киновии – келаря, городничего, нарядника.

По всей России ездили выговцы в поисках древних книг и икон, трудами первых наставников пустыни была собрана богатейшая библиотека, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси (имелись даже рукописи на пергаменте). Были заведены школы, где детей обучали грамоте, создана книгописная мастерская, продукция которой расходилась по всей России, закрепляя за Выгом славу культурной столицы старообрядчества. Еще на Выге была организована школа знаменного пения. Основателем ее стал знаток знаменного распева Иван Иванов, пришедший на Выг из Москвы. Андрей Денисов созвал «лучших грамотников» и сам вместе с ними стал учиться у него крюковому пению. Так была достигнута исключительная красота богослужения в выговских часовнях, а высокий уровень музыкальной культуры позволил выговцам перекладывать на знаменный распев даже стихи, оды и псалмы собственного сочинения.

Когда в 1702 г. Петр Первый проезжал по своей знаменитой «Осударевой дороге», то всю старообрядческую округу охватил страх: некоторые хотели бежать, другие по примеру отцов принять огненное страдание. При переправе через Выг Петру донесли, что тут недалеко живут раскольники. «А подати платят?» – спросил он. «Подати платят, народ трудолюбивый», – ответили ему. «Пусть живут», – сказал Петр «и проехал смирно, яко отец отечества благоутробнейшый». Проехал, но не забыл о пустынниках. В 1705 году поселение на Выге было приписано к Повенецким железным заводам, одновременно приобретая официальный статус, свободу вероисповедания и богослужения. При Екатерине II эти свободы сохранились. Ряд указов 1762-1783 годов фактически уравнял старообрядцев в правах с остальным населением Российской империи. В царствование Александра I такая политика была продолжена. Начало новому притеснению положили указы Николая I. Сначала выговцев уравняли с другими казенными крестьянами и ограничили экономические основы общежительства, а затем учинили полный разгромом выговских монастырей: были закрыты часовни, вывезены книги, иконы, варварски разрушены кладбища. Выговская поморская пустынь – это удивительное создание самостоятельного народного духа, просуществовав более полутораста лет, в одночасье погибла без следа.

Что от нее осталось? Отправимся же туда...

Родник под оградой

М.М.Пришвин, побывав в 1907 году на Выге, так описывал свои впечатления: «На месте когда-то цветущего городка теперь жалкое село-волость: в нем есть православная церковь, живут батюшка и диакон, писарь, старшина. Можно не обратить внимание на полуразрушенные ворота на берегу Выга, несколько раскольничьих могил на кладбище и несколько старых даниловских домов». Приглашаю вас в путешествие, дорогой читатель, и предлагаю посмотреть через 100 лет после посещения Пришвина то, что сохранилось на Выге от столь сильной духом и упорной в труде Выгорецкой поморской пустыни.

Остались названия. «Данил – златое правило Христовой кротости» – писал историк пустыни о первом большаке Выгореции Даниле Викулине. И место, где он срубил первую келью, так до сих пор и называется – Данилово.

Проехать туда несложно. От трассы Медвежьегорск – Пудож ведет в Данилово удивительно красивая таежная грунтовка, свернуть на которую можно у деревни Лобское или чуть дальше – сразу за мостом через реку Возрица. Эта дорога, хоть и в малой степени, но дает почувствовать истинный дух Заонежья, его бескрайней тайги, глухомани лесов, отреченности от суетного мира. Она петляет между зарастающих трясиной и мелколесьем таежных озер, пересекает переложенные гатями мелкие ручьи, вытекающие из болот, взбирается на узкие сельги, отделяющие одно озеро от другого. Временами кажется, будто дорога проложена по вершинам высоких елей: настолько отвесно уходят вниз вправо и влево от дороги обрывы водоразделов, поросшие могучим лесом. С вершин сопок на многие километры видна сине-зеленая тайга, тянущаяся на север до самого Белого моря. Думается, именно этой лесной дорогой, выросшей из крохотной тропинки, ходили и основатели Выгорецкого общежительства. Но вот и Данилово... Место очень русское, во многом напоминает Старую Ладогу: такой же длинный плес, только не Волхова, а Выга, так же в центре этого плеса располагался монастырь, Богоявленский старообрядческий. Сейчас, к сожалению, от былого величия Выгореции не осталось практически ничего.

«Постройки в Данилово все деревянные, 2- и 3-этажные, и могли бы с успехом украшать не только Повенец, но и Петрозаводск даже», – писал путешественник в конце XIX века. Их теперь нет. Лишь в конце деревни можно увидеть сильно перестроенный двухэтажный дом, срубленный в начале века. Но живы еще остатки стены монастыря, расположенные практически на самом берегу реки. Ограда состояла из плотно подогнанных друг к другу и врытых в землю заостренных бревен. «Тын стоячий» называли такую ограду в те времена. Причем каждое бревно подгоняли к другому: в одном «выбирали шип – в другом паз». Если внимательно присмотреться к рассохшимся от времени бревнам, то во многих местах еще можно увидеть эти «шипы» и «пазы», поскольку ограда рушится, и бревна веером расходятся в разные стороны, обнажая места стыковки.


Колодец над источником, где был «тын стоячий»

А из-под развалин ограды бьет источник с живой водой. Ручей, которому дает жизнь этот источник, несет свои воды в могучую северную реку Выг. Этот незамысловатый сюжет напоминает высказывание отца Серафима Саровского, который сравнивал старообрядцев с «небольшой лодкой, плывущей за могучим кораблем православной веры».

На месте самого монастыря, по-видимому там, где стояла соборная часовня, высится памятный Поклонный крест. На другой стороне Выга видны еще не заросшие лесом поля, которые отвоевывали у леса и на которых сеяли затем хлеб трудолюбивые старообрядцы.

Места, где располагались когда-то более 40 старообрядческих скитов, так же заросли лесом, и их уже трудно найти в этой бескрайней тайге. Но можно найти еще одно место, известное по старообрядческим летописям. Во многих из них упоминаются старец Корнилий и живший недалеко от него Сергий. Старец Корнилий благословил Андрея и Данила на переселение на Выг и основание здесь пустыни, к этим опытным в духовной жизни старцам ходили первые жители Выгореции за духовными наставлениями. Место, где жил Сергий, так же, как и Данилово, сохранило за собой имя своего основателя. Располагается Сергиево выше по течению Выга. Проехать туда можно по лесной дороге, идущей через болотистые места, переложенной гатями, достаточно ухабистой, но вполне проходимой для обычных легковушек. Проехав по ней около 15 км, выезжаешь к мосту через Выг. Практически рядом с мостом в Выг впадает река Лекса, на противоположном берегу которой и расположено Сергиво. От старинной таежной деревни сохранился всего один дом, в котором останавливаются на ночлег заезжие охотники и рыболовы, ничего уже не напоминает здесь о былой жизни. Но удивительная тишина и необыкновенная одухотворенность этого места очень отличают его от многих других, подобных ему, в которых располагались заброшенные заонежские деревни.

* * *

Возвращаемся на трассу Медвежьегорск – Пудож и снова окунаемся в привычный ритм дороги. Путешествие продолжается – нас ждет наиболее интересный, но и на наиболее труднодоступный ансамбль Заонежья – Ильинский погост на Водлозере (о нем читатйте статью «заповедное водлозерье» в № 428 газеты). Съезд с трассы на грунтовку, ведущую в эти места, находится в 15 км, не доезжая Пудожа. Дорога проходит через деревню Рагнукса, оставляет в стороне Рагнозеро и ведет в Куганаволок – единственный в наше время жилой поселок на Водлозере. При подъезде к поселку нужно внимательно следить за указателями, чтобы не проехать поворот на Куганаволок, поскольку дорога переходит в «технологическую лесовозную», носящую местное название «дорога в никуда», и тянется еще далеко в тайгу. В поселке можно договориться с лодкой, которая и подвезет до Малого Колгострова, на остров Ильинский погост...

В Пудожском крае много удивительных мест, храмов-памятников. Но все это исчезает прямо на глазах. В конце девяностых годов рухнули шатер и звонница церкви Параскевы Пятницы, построенной в 1680 г. в деревне Сума, недалеко от поселка Кривцы. Совсем недавно от лесного пожара сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшая на скалистом мысу Тубозера. Разрушается ограда старинного погоста в деревне Погост на Колодозере. А церковь Рождества Богородицы, стоявшая за этой уникальной оградой и превращенная на лето в общежитие, сгорела еще в начале семидесятых. Это самые известные «объекты», а сколько погибло мало кому ведомых церквей и часовен Заонежья... Пока это не погибло, путник, зайди в храм – помолись, поставь свечку, и твоими молитвами да возродятся Церковь, православие, а вместе с ними и наша Родина, Россия.

В.КАРСАКОВ
Фото автора. 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга