ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ


Сухановская улица

Хотя и нет ее на карте Сыктывкара, но протянулась она длиною в столетия

«Когда-то города были теми узлами народной жизни, которые собирали в себя все лучшее. Так возникли, например, Иерусалим, Киев, Ярославль и наш Сыктывкар», – считает Григорий Спичак (в беседе «вернуться в храмовое пространство», № 433 «Веры»). Между тем времена изменились, суть города стала другой («как нам вернуться в храмовое пространство?», № 436). Но может ли время изменить суть, «личность» города? Город – это люди, а память о них неизменна. Вот что пишет об истории Сыктывкара другой наш автор...

В Зырянском крае в устье реки Сысолы в конце XVI века появилась небольшая деревянная церковь, построенная поселенцами. Прошло двести лет, она совсем обветшала, и Велико-Устюжским епископом Сергием была дана грамота на постройку в Троицком приходе (Усть-Сысольск с прилегающими деревнями) новой каменной Покровской церкви.

В этой грамоте говорилось: «Посадским людям города Яренска Ивану и Петру Афанасьевичам Сухановым. Понеже в оном Троицком приходе имеется приходских двести домов, в них по генеральной переписи мужского полу более двести душ... Церковь эту Сухановы должны построить своим иждивением и всеусердным радением», поскольку Сухановыми уже приготовлены «кирпича обоженного 300 тысяч штук, на фундамент каменья, железа 200 пудов, извести 200 бочек» и прочие материалы.

Вглядываясь в глубь истории, удивляешься вот чему. Сухановы могли построить кирпичный дом себе, и, как показали дальнейшие события, он бы им очень пригодился при отражении нападения разбойников. Но эти посадские люди отдали все свои материалы на храм и обязались платить велико-устюжским мастерам, потому что понимали: для дальнейшего роста их села нужна новая красивая церковь как центр протяжения и украшения любого села того времени. Между тем надвигалось испытание.

10 мая 1739 года разбойничий отряд Петра Клакунова, проникший из центральной России, напал на усадьбу Сухановых. Вот как описывал это Елисей, сын Ивана Суханова, в челобитной на имя императрицы Анны Ивановны спустя месяц после нападения: «Воровские люди многолюдством обступили наш двор. Отец мой Иван и дядя Петр с домашними своими и прилучившимися посторонними людьми, во дворе запершись, из ружий их палили.... Выскочив во двор, отца моего и дядю Петра схватили, били кистенями и кололи ножами, от тяжких ран отец мой в тот же день к вечеру умер, а дядя Петр лежит весьма болен при смерти. Бурмистра таможни Исаака Чукомлина, купецкого человека Софрона Шешукова, бобыля Константина Маюрова копьями кололи и ножами резали всех до смерти. Девиц Любовь и Александру, дочерей Сухановых, работницу Ефимью Климентовну, крестьянина Семена Михайловича, учителя детей, всех сожгли до смерти». Дальше перечисляется все, что было сожжено и разграблено разбойниками. «А цены иным вышеуказанным домовым пожиткам показать я не могу, понеже они заведены были прадедами и дедами моими исстари». Из челобитной видно, что разбойники убили посторонних, а Сухановых захватили живыми, наверно, чтобы узнать, где спрятаны деньги и драгоценности. Скорее всего, тогда возникли легенды о сухановских кладах, зарытых в землю и до сих пор никем не найденных. Но это все легенды. Вернемся к реальной истории, которая удивительнее всяких легенд. Каким-то чудом Петр Суханов выжил и, по мнению некоторых исследователей, все деньги, не найденные разбойниками, отдал на окончание строительства Покровской церкви. Во всяком случае, уже в 1740 году Велико-Устюжский архиепископ Гавриил именно ему дал право вместе со священником из Яренска Симеоном открыть и освятить «вновь воздвигнутую каменную Покровскую церковь в Троицком приходе Сысольской волости Яренского уезда».

Петр Суханов умер через пять лет, не дожив и до пятидесяти, и был похоронен рядом со старшим братом Иваном около возведенной ими Покровской церкви. Но на этом история не закончилась.

В 1753 году рядом с Покровским храмом сыновья и внуки Сухановых организовали строительство еще более красивой Троицкой церкви. Уже в 1768 году ее освятили. Этот комплекс из двух храмов стали называть Троицким собором, и он стал главным украшением Усть-Сысольска в XVIII веке. Недаром академик Лепехин, побывавший здесь в 1771 году, назвал его «славной зырянской селитьбой», а Сухановых – «зырянскими князьками», держащими в руках экономику всего края. И не случайно торжественное «открытие нового города» было произведено в доме Сухановых, а на плане, утвержденном императрицей Екатериной Второй, значилась улица Сухановская. Все это было сделано по предложению генерал-губернатора А.П.Мельгунова, выбравшего Усть-Сысольск центром нового уезда.

Потомки Петра Суханова и сейчас живут в Сыктывкаре, недавно дед одного из них, священник Всеволод Потеминский, был канонизирован и причислен Русской Православной Церковью к лику святых мучеников за веру. Мучеником стал и Троицкий собор – его полностью разрушили. Так слились воедино судьбы людей и храмов.

Этот прекрасный собор, стоявший на берегу реки Сысолы, уже невозможно восстановить. Но память об его основателях, первых предпринимателях Усть-Сысольска, внесших наибольший вклад в его развитие и вообще в образование города, возвратить можно, вернув Сыктывкару улицу Сухановскую.

А.Мартынов

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга