ВЗГЛЯД


«БЫЛ ЛИ ТЫ АПОСТОЛОМ?»

Заметки со Стефановских образовательных чтений

Даже в советскую пору наши власти чтили православных святых Кирилла и Мефодия, а после «перестройки» стали праздновать их память вообще с государственным размахом. Почему? Потому что эти люди создали нашу письменность, без них нельзя представить культуру страны. Никто их не «отделял от государства». То же самое, казалось бы, относится и к святителю Стефану Пермскому. Для Республики Коми Стефан – больше чем создатель письменности и переводчик. Он зачинатель не только образования, искусств в этом крае, но даже государственности. Именно его трудами разрозненные вычегодские племена были объединены в единое целое и вошли в состав Руси как самостоятельный «субъект федерации». Он же был и первым управителем-хозяйственником этого края. По всему выходит, что день памяти свт.Стефана Пермского – это государственный праздник Республики Коми. Но не тут то было.

С 1996 года (600-летия памяти святителя) в Сыктывкаре в майские дни проводятся Стефановские образовательные чтения. Прежде Министерство образования республики принимало в них активное участие, а с приходом нового министра г-на Изъянова чиновникам стало не до этого. Здесь – позиция. Проявилась она и в том, что Министерство образования решило не возобновлять договор о сотрудничестве с Сыктывкарской и Воркутинской епархией, фактически разорвав его.

И все же Стефановские чтения состоялись. Пожалуй, самой немноголюдной в рамках чтений была та секция, в которой довелось участвовать мне как представителю редакции. Называлась она «Миссия Церкви сегодня»: семеро докладчиков и около тридцати человек аудитории. Поэтому разговор получился живым, общим – к концу заседания было не понять, кто докладчик, а кто слушатель.

Начал его А.Чикунов, инспектор и преподаватель Сыктывкарского духовного училища. Он признался, что еще недавно представлял миссионерство в таком «классическом» виде – монах берет котомку и отправляется в глушь проповедовать темным людям. Но эти времена давно ушли в прошлое. Во-первых, совсем уж «темных» людей нет, все люди как-то знакомы с христианством. Во-вторых, миссионер – это не обязательно монах, священник. Миссия Церкви – это миссия всех ее членов, от архиерея до простого прихожанина.

– В «Символе веры» мы произносим слова: «верую во Соборную Апостольскую Церковь», – напомнил Андрей Валентинович. – Что значит «Апостольскую»? То, что апостольская миссия продолжается, и мы все так или иначе причастны к ней. На Страшном Суде с каждого спросится – а был ли ты апостолом своей Церкви? Формы такого служения могут быть самые разные. Даже тот факт, что человек живет по Христовым заповедям, – уже миссионерство, потому что он подает пример другим.

Всего же, отметил он, в современном миссионерстве можно увидеть четыре направления. Это «информационная» миссия – газеты, брошюры, передачи на телевидении. «Апологетическая» миссия – объяснение догматов, защита вероучения от сект. «Внешняя» – проповедь среди нехристианских народов. И миссия «воспитательная», которую сейчас многие называют «миссией после миссии». Наше время характерно тем, что после 1988 года огромные массы людей приняли крещение, но так и не вошли в Церковь. Такие люди удовлетворяются поверхностными знаниями о православии, и проповедовать им сложнее всего.

После небольшого теоретического экскурса перешли непосредственно к практике миссионерства. Б.Захаров, главврач госпиталя для ветеранов, говорил о том, как израненные в Афганистане и Чечне люди обращаются к Богу. А матушка Феофания, монахиня подворья Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря, рассказала о бесплатных обедах для неимущих сыктывкарцев. Каждый день на подворье утолить голод приходят около ста человек. Причем среди них встречаются не только так называемые бомжи, но и чисто одетые пенсионеры, которым, бывает, не на что купить еду. Один старичок, например, потерял свое пенсионное удостоверение, остался без денег и пришел к монахиням. Те и накормили его, и помогли новые документы выправить. А другой старичок пришел с такими словами: «Жена умерла. Не могу есть в одиночку...»

Монахиня продолжала рассказывать о своих подопечных, и тут случился весьма показательный диалог.

– Матушка, а собственно миссионерскую работу вы ведете? Те люди, что приходят покушать, становятся ли потом прихожанами храма? Или они остаются этакими захожанами?

Матушка заметно смутилась:

– Вы знаете, они, конечно, как-то меняются. Некоторые, я замечаю, начинают молиться перед едой, крестятся. Но специально мы их не заставляем... В духовном смысле это миссия не для них, голодных, а для наших обычных прихожан, которые помогают готовить еду, разносят тарелки. Они учатся делам милосердия. И вообще, спасительно поухаживать за такими людьми. Они брошены не только обществом, но и сами себя они уже «бросили». Считают себя конченными и ничего о себе не скрывают, говорят последнюю правду. Рядом с ними мудреешь. А потом так благодарят за обед, что становится неловко – не заслужили мы этого.

– У вас есть воскресная школа. Туда вы приглашали своих подопечных?

– Честно сказать, нет. Понимаете, этим людям хотя бы к человеческому облику вернуться...

– Да что тут говорить! – раздался возмущенный голос из задних рядов. – При чем здесь миссионерство?! Слава Господи, что такое делается. Зачем еще статистику вести, сколько крестилось, сколько в прихожан записалось.

Остальные поддержали эту реплику, и я в том числе. Лишь с одним я был не согласен – с тем, что «миссионерства» здесь нет. Ведь главное в миссионерстве – служить людям и Господу. Это служение может быть во всем, во всех человеческих делах. Так что наша миссия неохватна, и в ней каждому православному найдется место.

Иные так и понимают: вот есть миссионерские отделы при епархиях, пусть они и занимаются «нехристями». А я, значит, буду жить спокойно, думать только о своем спасении. Но верно инспектор училища Чикунов сказал: «А ну как спросят на Страшном Суде – был ли ты апостолом?»

М.Выгин

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга