РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

СЛОВО ЖИВОЕ И СЛОВО МЕРТВОЕ

Евангелие от Матфея, глава 7

Сегодня мы заканчиваем наши чтения о Нагорной проповеди. Вот что пишет в седьмой главе евангелист Матфей о том, какое впечатление она произвела на людей:

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

В греческом оригинале сказано, что народ не просто дивился, но был поражен речью Христа, словно чудом. Любовь в каждом слове, глубина и правда слов, достигающих сердца каждого, – все это разительно отличалось от поучений интеллектуальной и духовной элиты Палестины. В Талмуде сохранились некоторые из этих упражнений, бедных по языку и лишенных убедительности. Национальное чувство намертво приковывало всякого иудея к его религии, и бороться за души не было особой нужды.

У апостола Матфея, по всей видимости, пропущена часть речи Спасителя, которая предваряла заключительные слова. Мы находим ее в одиннадцатой главе у св.Луки:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

Прикоснувшийся к мертвецу или гробу считался у иудеев нечистым. Поэтому гробы обычно красились желтой краской, чтобы предостеречь прохожих. Однако религиозные учителя скрывали, что имеют одни мертвые знания о Боге.

и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Вот образчик таких бремен, которыми книжники терроризировали верующих. Один из их законов гласил:

«Тот, кто носит что-нибудь в своей правой или в своей левой руке, или за пазухой, или на своих плечах, – провинился; но тот, кто носит что-нибудь на тыльной стороне ладони, на ноге, во рту, на локте, на ухе, на волосах... – не нарушает закона, потому что он не носит его обычным образом».

Таким примерам нет числа. Любая религия, где слабеет искреннее чувство, начинает восполнять его бесчисленными внешними ухищрениями, табу, суевериями, окончательно подавляющими веру. При этом лучше других чувствуют себя те, кому известны все щели между законами, а именно – книжники.

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши...

В Иудее не раз побивали камнями пророков – слишком резок был разрыв между чувством национальной и религиозной исключительности и грозными обличениями подвижников, пребывающих в общении с Господом. Но из тех же камней складывались гробницы убиенным, ибо святость их жизни вызывала благоговение у народа. Нам не надо далеко ходить за примерами в собственной истории. Гонения претерпевали у нас и Максим Грек, Дионисия Радонежского возили на осле по Москве, осыпая бранью, преследовали Серафима Саровского и некоторых Оптинских старцев. Здесь можно составить список из многих имен, даже если не говорить о советской эпохе. А в зарубежье учинено было судилище над св.Иоанном Шанхайским, которого при жизни много поносили, а почти сразу после смерти прославили.

В других Поместных Церквях положение дел едва ли лучше. Если говорить о католиках, то там положение дел много хуже, достаточно вспомнить сожжение на костре горячего обличителя нечестия – Сованароллу. И протестанты гнали несогласных столь же неистово. Речь идет не о каких-то отщепенцах, а о людях, вся вина которых была в искренности их религиозных убеждений.

да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

И не было ни одного периода в истории, когда дела обстояли бы иначе. Как мы помним, Авель был убит своим весьма набожным братом за близость к Господу. Мертвая вера с первых дней человечества ополчалась на живую.

Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

Все ухищрения законнические оставляли мало места для подлинной веры, а допуск к живому слову Божию был труден для большинства народа и по неграмотности его, и по дороговизне книг, а главное – по нежеланию учителей иудейских всерьез просвещать свою паству. Превратив религию в ремесло, они неохотно допускали к Священному Писанию простолюдинов, презирая их и снабжая своими сомнительными толкованиями. Особой статьей стало такое учение, как Каббала, призванное окончательно замутить слово Божие.

Ведь гордыня не требует от человека ясности мысли, наоборот, побуждает его строить всяческие препоны на пути жаждущих истины. Как признался один философ, «я встретил в своей жизни лишь одного человека, который понял мое учение, да и то наполовину». Так попытался он возвыситься над всеми, но с тем же успехом вместо сочинения философских трактатов мог всю жизнь делать гробы размером в ладонь или с гору.

И легко представить, как поражены были все, когда Христос вышел на проповедь, раскрывая суть Ветхого и Нового Заветов живым, сильным языком. Отворяя двери, запертые книжниками, он вводил всего человека и умом, и сердцем в чертоги премудрости Божией.

Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи... подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Но так и не смогли этого сделать, отступая раз за разом в бессильной злобе. Незамутненное, во всем согласное с Моисеем и пророками слово Божие изливалось на них, как водопад в местности, превращенной в пустыню, дабы можно было торговать в ней каждым глотком воды.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга