ПО СЕВЕРУ

Возобновлен скит на Секирной горе

Вознесенский скит, находящийся на одной из самых высоких точек Большого Соловецкого острова – горе Секирной – обрел своего скитоначальника. На горе высотой 72 метра располагается двухъярусный храм. На втором этаже храма – летняя церковь Вознесения Господня, на первом – зимний храм Чуда Архистратига Михаила в Хонех. В нем в последние годы уже возобновили богослужения. Венчает церковь уникальный старинный маяк.

Скит на Секирной горе был закрыт после революции. В его храме в 1920-30-х годах находился изолятор Соловецкого лагеря особого назначения. Место это было известно как одно из самых страшных в Соловецком лагере. Сохранились воспоминания очевидцев, которые сообщают, что провинившихся заключенных сбрасывали с Секирной горы к ее подножию по знаменитой деревянной лестнице, сохранившейся до наших дней. В последние годы в Вознесенском скиту не было ни скитоначальника, ни монахов-насельников. Только сейчас иеромонах Матфей из братии монастыря получил благословение на постоянное жительство здесь. Вместе с ним на горе Секирной будут жить четверо помощников из числа братии. Насельники занимаются сейчас подготовкой скитских строений к зиме, следят за подсобным хозяйством, проводят регулярные богослужения.

Пресс-служба Архангельской епархии

Покров над юностью

Покровские чтения открылись в Санкт-Петербургской духовной академии. Уже в четвертый раз на берегах Невы в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы собираются священнослужители, педагоги, студенты и аспиранты светских и церковных вузов из городов России. В центре их внимания – проблемы сотрудничества в обучении и воспитании молодежи, духовная жизнь студентов, православный храм в учебном заведении, опыт организации церковно-приходских школ.

Что собрало вместе этих людей, можно судить по выступлениям двух самых почетных участников чтений, один из которых представлял духовное образование, другой – светское.

Ректор Санкт-Петербургских духовных школ архиепископ Константин отметил, что «в генах русского человека заложено православие. Пример этого – высокий моральный дух в советской армии во время войны, сохранение того же духа при восстановлении страны после войны». Но, по словам владыки, тогда еще работала предреволюционная база, а потом она стала иссякать. «По апостолу Павлу веру надо возгревать. Это относится и к семинаристам, к любому верующему, к народу в целом. Покровские чтения – один из способов сохранения веры в народе».

О крайней нужде проводить общими усилиями педагогическо-воспитательную работу говорил и ректор Педагогического университета им.А.И.Герцена профессор Г.А.Бордовский: «Сейчас нам нужно говорить уже не о диалоге Церкви и общества, а о более глубоком совместном деле... Даже в Советское время в школе сохранялись духовные основы, а теперь насаждается примитивность. Приведу один из примеров искажения сознания – толкование мультфильма по сказке об Иван-Царевиче. Когда современную учительницу спросили, о чем эта сказка, она не сказала о взаимопомощи, о дружбе, о любви. Она сказала: «Он захотел и сделал это». Всему этому примитивизму мы должны противостоять. Возможно, наши усилия подобны бросанию пригоршни песка в океан, но мы все равно должны бросать эти пригоршни».

Участники чтений посетили детские социальные учреждения, совершили паломническую поездку по святыням Ленинградской области – в Тихвин и Старую Ладогу. Сближение Церкви и Школы можно сколько угодно далеко продвинуть в теории, издавать законы на этот счет и пр. Но только в живом общении с православными учителя могут избавляться от сомнений и черпать вдохновение.

По сообщениям СМИ

Соликамская святыня не вернется?

Давнишний конфликт между краеведческим музеем г. Соликамска (Пермская область) и Рублевским музеем (г.Москва), о котором уже рассказывала наша газета, получил неожиданное продолжение. Напомним, что начался он с того, что в 1965 году святыня города – икона Николая Чудотворца – была отдана на реставрацию в Москву. С тех пор она не возвращалась. И вот руководство Рублевского музея, где сейчас спрятана в фондах и не выставляется икона, заявило, что оно готово вернуть в Соликамск... копию иконы. Оригинал же будет по-прежнему храниться в столичном музее. Главный аргумент москвичей – несоответствующие условия хранения ценной иконы в соликамском музее. Кроме того, московские музейщики предполагают, что по своему возвращению икона будет затребована в епархиальное церковное имущество.

Примечательно, что эта древняя икона была подарена Соликамску Иваном Грозным, когда жители Соликамска, страдавшие от набегов Ногайской орды, обратились к царю за военной помощью. Царь не дал войск, зато подарил челобитчикам икону из своей походной церкви. С тех пор, по легенде, набеги на Соликамск прекратились, а икона охраняла город. До 1965-го года...

Специалисты пермской художественной галереи считают, что лучшим вариантом в этой ситуации станет возвращение оригинала иконы в музей, а ее списка – в церковь Соликамска. Кроме образа свт.Николая, в фондах музея Рублева хранятся и не выставляются еще две соликамские иконы, отданные туда на реставрацию еще в советскую эпоху, – икона Богоявления Господня и Спасителя со святыми.

ИА «Новый Регион»/«Вера»

Река истории

Любопытная выставка открылась 8 октября в старом здании Кировского художественного музея им.Васнецовых. Стержнем экспозиции стала река Вятка, через которую представляется история Вятской земли. Своеобразный исторический лабиринт состоит из трех частей. Первая часть – «Естественный ход реки» – отражает историю г.Вятки до его переименования и показывает основные реликвии Вятской земли. Вторая часть – «Плотина» – это жизнь города с момента его переименования. Третья часть – «Прорыв» – демонстрирует современное состояние общества с периода перестройки. В ходе выставки зрителям предлагается стать участниками игры «Восстанови вятский храм» и из кубиков сложить изображения шести вятских храмов. Также все посетители имеют возможность проголосовать за или против переименования города, положив шарик на одну из чаш весов.

ИА Regnum

За Полярным кругом

28 сентября епископом Тихоном освящена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Несь Ненецкого Автономного округа. Деревянная Благовещенская церковь в Неси была построена в 1856 году и оказалась одной из немногих, сохранившихся на территории НАО. В 30-е годы XX столетия последнего священнослужителя Неси репрессировали. В советские годы храм был разорен и превращен в колхозный склад. Первым священником возрожденной церкви Благовещения стал иерей Антоний Антипов. По благословению владыки Тихона он отправился на служение в те северные края. А здание Благовещенского храма помогла отреставрировать компания «Архангельскгеолдобыча». Все присутствующие на освящении отметили удивительную красоту новой отреставрированной церкви.

Пресс-служба Архангельской епархии

Жемчужины пермского купечества

Пермскому храму в честь Вознесения Господня исполнилось 100 лет. Он расположен в самом центре города и был отреставрирован одним из первых еще в начале перестройки. Церковь была построена по инициативе купца-пароходчика Н.В.Мешкова. Храм действовал до 1930 г. После его закрытия здесь сначала размещалось общежитие, а потом хлебозавод.

Юбилейное торжество состоялось 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Божественная литургия в тот день служилась архиерейским чином при большом количестве духовенства и богомольцев. Поздравить со 100-летием святыни пришли представители администрации города и области.

Настоятель Вознесенского собора прот.Серафим Ведерников, обращаясь к пастве, выразил благодарность всем, кто хоть чем-то помог в возрождении храма, который, по его словам, есть «жемчужина в море житейском».

Следует сказать, что пароходчик Мешков оставил о себе очень хорошую память в истории Перми. Мы обязаны ему не только наличием Вознесенского собора, есть и другие, некогда принадлежавшие ему дома, до сих пор являющиеся красивейшими архитектурными памятниками. Благодаря хлопотам этого предпринимателя в Перми в 1916 г. был открыт университет. Мешков безвозмездно предоставил под здания университета два больших новых дома: построенный в 1914 г. на Заимке ночлежный дом имени его матери Елены Ивановны и дом, предназначавшийся для губернской земской управы. Сейчас первое здание – главный корпус Госуниверситета, а второе – педагогического университета. Вот такие жемчужины нанизывали на фамильные бусы пермские предприниматели 100 лет назад.

С.Вяткина

ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ ПО СЕВЕРУ!

Продолжается подписка на газету «Вера» на первое полугодие 2004 года. Подписка в регионах Севера России осуществляется по местным (областным или республиканским) почтовым каталогам газет и журналов. Ниже публикуем данные о цене газеты по регионам.

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Стоимость подписки на 1 мес. с доставкой на дом составляет 14 руб. 42 коп., до востребования – 10 руб. 26 коп.; на 6 мес. – 86 руб. 52 коп., до востребования – 61 руб. 54 коп.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Стоимость подписки на 1 мес. с доставкой на дом – 16 руб. 46 коп., до востребования – 14 руб. 34 коп.; на 6 мес. с доставкой – 98 руб. 76 коп., до востребования – 86 руб. 04 коп.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Подписка на газету «Вера» производится по каталогу УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области (лист 2). Стоимость подписки: на 1 мес. с доставкой на дом – 10 руб. 09 коп., до востребования – 9 руб. 57 коп.; на 6 мес. с доставкой – 60 руб. 54 коп., до востребования – 57 руб. 42 коп.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Подписка на газету «Вера» производится по областному каталогу (стр. 7). Стоимость подписки: на 1 мес. с доставкой на дом – 11 руб. 45 коп., до востребования – 10 руб. 32 коп.; на 6 мес. с доставкой – 68 руб. 70 коп., до востребования – 61 руб. 92 коп.

ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Подписка на газету «Вера» производится по областному каталогу (стр. 20). Стоимость подписки: на 1 мес. с доставкой на дом – 16 руб. 20 коп., до востребования – 14 руб. 10 коп.; на 6 мес. с доставкой – 97 руб. 20 коп., до востребования – 84 руб. 60 коп.

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Данные о подписной цене на газету вы найдете на стр. 20 областного каталога. Стоимость подписки: на 1 мес. с доставкой на дом – 10 руб. 65 коп., до востребования – 9 руб. 27 коп.; на 6 мес. с доставкой – 63 руб. 90 коп., до востребования – 55 руб. 62 коп.

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Подписка на газету «Вера» производится по областному каталогу. Данные о подписной цене на газету, периодичности и др. вы найдете на стр. 6 каталога. Стоимость подписки на 1 мес. с доставкой на дом – 12 руб. 95 коп., до востребования – 11 руб. 90 коп.; на 6 мес. с доставкой – 77 руб. 70 коп., до востребования – 71 руб. 40 коп.

РЕСПУБЛИКА КОМИ

Стоимость подписки: на 1 мес. с доставкой на дом – 11 руб. 52 коп.; на 6 мес. с доставкой – 69 руб. 12 коп.

ЖИТЕЛИ ДРУГИХ РЕГИОНОВ В РФ могут подписаться на газету «Вера» по Объединенному (зеленому) каталогу газет и журналов. Данные о подписной цене на газету, периодичности и др. вы найдете на стр. 85 каталога. Стоимость подписки во всех регионах различна.

Индекс подписки общий – 52049.

 

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга