ХРОНОГРАФ

«ЭТА КРОВЬ ВОПИЕТ К НЕБУ...»

Рубеж двух первых осенних месяцев оказался окрашен сразу несколькими знаковыми событиями. В Нью-Йорке погибло в пламени кощунственное распятие, написанное некогда Сальвадором Дали. В Амстердаме – самом богатом городе мира – сотрудники супермаркета насмерть забили безработную женщину, укравшую банку пива и корм для кошек. В Почаевской лавре запорожские казаки смогли остановить нападение юнцов из полуфашистской Уна-Унсо, которые ворвались на территорию обители с обрезками труб и прутьями арматуры.

* * *

Но более всего думается вот о чем. В этом году исполнилось десять лет со дня кровавой бойни в Белом доме. И вновь множество людей задается вопросом – где была в те дни Церковь, почему не остановила кровопролитие, не встала между палачами и сотнями, а может, и тысячами жертв, имена которых ведает Бог? И, наконец, кто был предан тогда анафеме? Эти вопросы задаются и сейчас очень часто.

В связи с этим вспомним два церковных документа того времени. Вот выдержка из заявления Священного Синода от первого октября:

«Мы особо призываем не допустить вовлечения армии и правоохранительных структур в политическую распрю. Если воинство и силы охраны порядка будут принесены в жертву политическим амбициям, те силы, которые толкнут на это, совершат не только убийство, но и самоубийство. Вообще, тот, кто прибегнет к насилию первым, будет неизбежно обречен на поражение и проклятие».

Очень трудно толковать эти самые грозные слова послания как обращение к защитникам Белого дома, особенно в свете того, что армия, а особенно правоохранительные структуры все-таки приняли участие в убийствах. Это не значит, что наш епископат был увлечен Руцким и Хасбулатовым, но лишь говорит о ясном его понимании, что в центре русской столицы готовится страшное заклание, кровавая жертва. Спустя пять дней после трагедии уже не Синод, а лично Патриарх обратился к православному народу:

«Мы оплакиваем убиенных сынов и дочерей России и горячо молимся об их близких, разделяя их скорбь и страдание... Несмотря на то, что посредническая миссия Церкви была принята сторонами противостояния, люди попрали нравственные принципы и пролили невинную кровь».

Те, кто помнит тот шок, который пережило общество в октябре 93-го, когда из Белого дома выносили бесчисленные тела убитых, едва ли усомнятся, о каких сыновьях и дочерях и о каких извергах здесь идет речь. Многие были в панике, никогда не забуду, как некоторые депутаты Петросовета готовились бежать в Финляндию. А архиерейство, которому десятки лет вбивали, подчас физически, лояльность к властям, нашло в себе силы мужество сказать:

«Эта кровь вопиет к небу, и, как предупреждала Святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих. Бог воздаст им и в этой жизни, и на Страшном суде Своем».

Это было произнесено в день памяти преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Говорят, что из тех армейских офицеров, которые открыли огонь из танков по Белому дому, – в живых сегодня никого уже не осталось...

С тех пор вера в насилие стала нормой нашей жизни. Вспомним хотя бы абсолютно неподготовленный штурм Грозного в новогоднюю ночь 95-го. Не события ли черного октября окрылили генерала Грачева, заставили возомнить, что танки в городе – это ключ ко всем вратам и наградам? Потом были уход из Чечни – в угоду политикам – и новые штурмы старых укрепрайонов. Кровь русских потеряла цену.

* * *

А ведь мы умеем не только убивать, не в этом призвание нашего народа. 12 октября Русская Церковь отметила память первого латышского святого – архиепископа Иоанна Поммера, зверски убитого в 1934 году неизвестными. До него латыши не дали миру ни одного, даже католического, святого. И только в соприкосновении с русским народом обрели заступника перед Богом. Когда этим летом гроб с останками мученика был извлечен из могилы, они оказались нетленными, сохранилось облачение золотистого цвета, митра, не рассыпались даже страницы Евангелия. Америка заканчивается там, куда не могут доплыть ее авианосцы, долететь бомбардировщики, дойти доллары. А Россия – там, где ее Церковь и святые.

Это, кажется, все лучше понимает Президент Путин. В конце сентября он встретился в США с епископами Русской Зарубежной Церкви, получив в дар образ священномученицы княгини Елизаветы с частицей ее мощей. По словам епископа Манхэттенского Гавриила, «планировалось, что наша встреча продлится 40 минут, но на самом деле она заняла более двух часов. Хотя у него (Путина – В.Г.) до этого были две важные встречи – с Шираком и Шредером». Речь зашла, в частности, о единстве двух ветвей русского православия. Глава ЗРПЦ митрополит Лавр заверил Путина, что проблема воссоединения будет обсуждаться на Архиерейском Соборе в декабре этого года.

Неужели нам удастся, наконец, примириться? Встреча владыки Лавра с Президентом России, безусловно, окажет на это свое влияние. Другим фактом, который может свидетельствовать о возрождении в нашей стране государственных начал, стало восстановление в Иркутске памятника Александру III – миротворцу и великому устроителю России. Фигура отлита из бронзы, ее вес – 4 тонны, высота – 5,5 метра. Она полностью повторяет оригинал, отлитый в начале ХХ века по проекту Роберта Баха. От прежнего памятника остался только постамент, который около 80 лет простоял на берегу Ангары, ожидая возвращения государя.

Вся земля русская сегодня – такой пьедестал, и тоже ждет. Но не возведением величественных сооружений можем мы восполнить урон. Пока власть не скажет пусть тихое (это даже лучше, если тихое) «простите» убитым в черном октябре – до тех пор анафемы с нее, как мне думается, ничто не сотрет.

В.ГРИГОРЯН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга