ХРОНОГРАФ

ПРОЩАТЬ ДРУГ ДРУГА

Об этом событии церковной жизни российские СМИ написали больше, чем о Саровском юбилее. Наверное, сочли его более «политическим», нежели церковным. Что не уменьшает ни исторического, ни духовного значения этого события в жизни православных.

18 ноября официальная делегация из трех епископов Русской Православной Церкви За Рубежом (РПЦЗ), представляющих епархии США, Германии и Австралии, приехала в Россию для переговоров с Патриархом Алексием и членами Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ). «Для поисков путей примирения двух частей Русской Церкви сейчас благоприятное время», – сказал глава делегации РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк.

В первый день визита гости посетили Донской монастырь, где поклонились мощам святителя Тихона, посетили келью, в которой тот находился под домашним арестом, затем молились у могилы протопресвитера Александра Киселева...

Это было, конечно, символично. Именно Патриарх Тихон стоял у истоков РПЦЗ в далеком 1918 году. А вот что пишет об о. Александре Киселеве диакон Андрей Кураев: «В августе 1991 года старейший священник Зарубежной церкви – протопресвитер Александр Киселев приехал в Россию и принимал причастие из рук патриарха Алексия. В довоенные годы о.Александр уже был священником и служил в «буржуазной Эстонии», а Алеша Ридигер был мальчиком-алтарником в его храме... Согласие поцеловать руку своего бывшего воспитанника, принять от него благословение и причастие было выбором о. Александра. И за этот поступок он был немедля наказан тогдашним главой Зарубежной церкви митрополитом Виталием».

Можем ли мы осудить такую жесткость зарубежного первоиерарха? Наверное, нет. Ведь когда РПЦЗ отказалась принять требования «Декларации» митрополита-будущего Патриарха Сергия (текст «Декларации» мы публикуем в этом номере), все ее духовенство было вначале исключено им из состава клира РПЦ, а затем и запрещено в священнослужении. Именно с этого времени между РПЦ и РПЦЗ выросла стена, которую нам предстоит разбирать.

Но еще Собор Русской Церкви 1917-18 гг., предвидя подобную ситуацию, постановил, что церковные прещения по политическим вопросам не имеют силы. «Когда на Всероссийском Поместном Соборе 1971 г. был поднят вопрос об отлучении Русской Зарубежной Церкви, – писал епископ Василий (Родзянко), – этому смело и решительно воспротивился... Сурожский митрополит Антоний (из Лондона)... Собор не отлучил Русскую Зарубежную Церковь, а всего лишь постановил «изучить этот вопрос»...

В продолжение темы. На днях было опубликовано письмо брата епископа Василия (Родзянко), мирянина РПЦЗ Олега Родзянко, предстоящему Всезарубежному пастырскому совещанию РПЦЗ. Он вспоминает: «Летом 1993 г. владыка Василий (Родзянко) провел 4 месяца в Москве. Вернувшись осенью в США и сидя у нас дома со мной и с моей женой, вл. Василий был в подавленном настроении. Он нам тогда сказал: «Вы не отдаете себе отчета в том, что творится в России: ведь там в церкви все сплошь одни проходимцы». Прошло еще 2 или 3 года, и вл. Василий был снова в Москве, где читал лекции студентам Св.-Тихоновского института. Вернувшись назад, он нам сказал: «Вот теперь я с вами согласен: среди молодежи действительно много прекрасных православных людей, – и, помолчав, прибавил. – Но надо еще целое поколение, а может быть и больше, пока все войдет в норму».

Олег Родзянко, и он в этом не одинок, возражает против сближения с РПЦ, но приводимые им доводы не могут не вызвать улыбку – сколь далек он от знания реалий российской жизни: «...Путин просит РПЦЗ помочь возродить Православную Церковь в России, и в то же время собирается поставить памятник Андропову и даже не думает убрать атеистических идолов: труп Ленина с Красной площади и памятники ему по всей России. Путин возвращает в армию серп и молот с красной звездой и мотив советского гимна... Здесь серьезное противоречие».

О.Родзянко, очевидно, имеет в виду встречу Владимира Путина в Нью-Йорке 24 сентября с иерархами РПЦЗ и митрополитом Лавром – тогда Президент привез ему приглашение Патриарха Алексия и беседовал с ним на тему о возможном объединении двух Церквей. Если б, действительно, дело было только в этих «идолах»...

Как заметил по итогам переговоров митрополит Кирилл, «принципиальных разногласий, которыми мы могли бы оправдать отсутствие единения, не существует. Эти разногласия на уровне мифов, психологии, на уровне комментариев к прошлому, но не на уровне веры, не на уровне церковного права, не на уровне системы духовных и нравственных ценностей, которая у нас одна».

«Некоторые, возможно, ожидали от нашей встречи молниеносных результатов, – заявил архиепископ Марк после переговоров, – однако мы не ставили перед собой подобной задачи. Делегация прибыла в Россию для того, чтобы удостовериться, что у нас есть обоюдное желание преодолеть то разделение, которое было вызвано трагическими событиями XX века. Мы попросили прощения за те крайности, резкости и перегибы, которые проявлялись в словесной форме в отношении наших собратьев в России. И также представитель Московского Патриархата митрополит Кирилл попросил, в свою очередь, прощения и сказал, что мы можем двигаться вперед, только если мы готовы по-христиански прощать друг друга».

По словам Патриарха, вопрос о восстановлении евхаристического общения может быть решен через год – священники РПЦЗ смогут вместе служить, а миряне – причащаться.

Итак, очертания скорого единства церквей уже проглядывают, но о конкретике говорить пока рано, подождем хотя бы до визита в Москву Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Лавра в январе. Мы же попробуем ответить на другой вопрос: зачем были эти годы взаимного отчуждения, почему это было угодно Богу? В свое время на это вопрос ответил митрополит Иоанн (Снычев), и нам остается только согласиться с ним:

«Разделившись административно, Русская Церковь не утеряла своего духовного единства... На многострадальной земле Отечества Церковь смиренно, но неуклонно пестовала сонмы новомучеников Российских... Церковь за рубежом обличала их мучителей, свидетельствуя миру об истинном значении того, что творилось в России.

Так и ныне: разделение Русской Церкви на отечественную и зарубежную... промыслительно способствует тщательному, разностороннему и подробному рассмотрению важнейших, судьбоносных для нашей Родины и нашего народа вопросов и проблем. Грядущее же воссоединение, обобщив неповторимый духовный опыт обеих частей единой Церкви, непременно станет еще одним мощным двигателем русского возрождения».

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга