КАЛЕНДАРЬ

ПРАЗДНИК СВЕТОВ

Праздник Крещения (Богоявления) Отцы Православной Церкви называли и праздником Светов.

«В те дни, – рассказывает нам евангелист Матфей, – приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Матф. 3, 1). Святой пророк свидетельствует о явлении долгожданного Мессии, о Боге – Слове и Свете.

Огненные свойства пророческого слова стали хорошо известными и на Святой Руси. Вспомним хотя бы строфу из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Но где истоки этого знания?

В языке Нового Завета – древнегреческом – понятия света, огня и речи, слова особым, таинственным образом взаимосвязаны. Например, в глаголе φλεγω (флэго) - «жечь, гореть, пылать, светить, блестеть» находится слово λεγω (лэго), то есть «говорить, разуметь». А в слове κραυγη (краюгэ) – «крик, вопль», наоборот, есть слово αυγη (аюгэ) – «свет, сияние, луч».

Особенно удивительно греческое слово λαμπω (лампо), – от него наши слова «лампа», «лампада», означающие «светить, сиять, блистать» и... «громко раздаваться». Русский перевод этого глагола помогает понять, почему назван светильником Иоанн Предтеча, чей «глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1, 23) слышали пришедшие на Иордан иудеи.

Будущее время это глагола – λαμψω (лампсо) – становится началом слова λαμψωμαι (лампсомаи), ионическим «близнецом» глагола λαμβανω (ламбано), означающего «принимать» и «понимать».

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, явльшагося Христа»,– поют на Богоявление православные, совершая крещенский «ход на Иордан».

Двумя тысячелетиями ранее «свои», то есть иудеи, к которым пришел Христос, не приняли его, не поверили, не смогли понять его слов, не захотели креститься «Духом Святым и огнем» (Матф. 3, 11). Это очень печально: ведь само имя народа Божия – «иудеи» – переводится как «возгорающиеся, горящие» (от глагола δαιω (даио), а слово «крестить, креститься» βαπτω (бапто) как раз означает и «понимать (слово)», и «зажигаться, загораться» απτω (апто).

«Подобно тому, как светильник возжигается тогда, когда прикоснется к огню, так и божественный огонь, прикасаясь к душам, воспламеняет их», – писал Симеон Новый Богослов. И если под светильником, лампадой мы подразумеваем душу, то его фитиль – это символ ума, елей же (лампадное масло) символизирует милость и вместе с ней веру и дела, ее подтверждающие.

Блистающие нимбы святых, изображенных на православных иконах – это те «венцы благодати» (Притч. 4, 9) – награды стяжателям Премудрости, о которых говорится в притчах царя Соломона, «светлые венцы», как называет их св.Иоанн Златоуст. Словом στεφανος (стэфанос), то есть «венок, награда», эллинские поэты обозначали круг, окружность. А внутри его есть слово φανος (фанос), означающее «светлый» и «ясный», «факел» и «светоч».

Недаром праздник Крещения, праздник Богоявления, называется и праздником Просвещения. Да и может ли быть иначе, если в самом греческом наречии «мудро», «умно» – σοφως (софос) – сияет слово φως (фос) – «свет».

Сергей ДЕМАКОВ,
прихожанин церкви Всех Святых, в земле Российской просиявших

г.Кирово-Чепецк

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга