СУДЬБА В ФОТОГРАФИЯХ

Война и мир
схиигумена Феодора

От Дальнего Востока до Нарвы, от кино до духовничества пролегли его пути

Как 70-летний батюшка ремонтировал крышу


Настоятель храма занят покраской
крыши. Усть-Нарва, 1985-86 г.г.

В город Усть-Нарву Эстонской ССР иеромонах Феодорит попал из Псково-Печерского монастыря. Выбор оказался не случайным: иеромонах Феодорит был известен как мастеровой человек. В монастыре он нес несколько послушаний – монастырского лекаря, плотника и пасечника. Его как опытного фельдшера приглашали в тяжелых случаях врачи из г.Печеры. Все эти дарования помогли батюшке возродить храм в г.Усть-Нарве и наладить приходскую жизнь. Здесь у него появилось немало духовных чад.

Около храма иеромонах Феодорит разбил большой цветник. По просьбе батюшки из Кировской области в Эстонию приезжала бригада плотников, которая пристроила ризницу к зданию церкви. А сам он скромно жил в неотапливаемой келье, тепло в которую зимой поступало через коридор. 70-летнему батюшке пришлось самому заниматься починкой церковной крыши. За этим занятием и застал его объектив знакомого фотографа.

Как батюшке вернулось утерянное Св. Евангелие


Фото для клуба
ветеранов войны.
1986 г.

В г.Усть-Нарве иеромонаху Феодориту предложили сфотографироваться для клуба ветеранов войны. Так и появилась единственная фотография батюшки с двумя медалями на груди: «За Отвагу» и «За боевые заслуги». Ведь иеромонах Феодорит прошел Великую Отечественную войну от звонка до звонка.

И здесь через 40 лет после Победы с ним произошел один удивительный случай, который объединил два поприща его многотрудной жизни – военное и монашеское. Как-то летом после вечерней службы отец Феодорит читал Святое Евангелие в беседке около храма. Вдруг подходят к нему два подростка, лет двенадцати, и спрашивают: «Батюшка, не нужно ли вам Евангелие?» Он утвердительно кивает головой. Подростки быстро исчезают и возвращаются обратно с Книгой.

– Открываю, – вспоминал священник, – и глазам своим не верю: это Святое Евангелие – мое, потому что в нем узнаю пометки, сделанные моей рукой в конце Книги. Это Святое Евангелие прошло со мной всю войну и исчезло в конце службы где-то на привале. Спрашиваю у детей: сколько вам денег? Они отвечают, мол, сколько дадите. Кладу руку в подрясник, нащупываю 5 рублей – они берут и тут же исчезают. К сожалению, я даже не успел спросить, откуда они взяли это Святое Евангелие?

Когда батюшка уходил на военную службу в августе 1938 года, этим Святым Евангелием его благословила мама Анастасия Андриановна.

Как батюшка стал военфельдшером


Военфельдшер Ф.Г.Ожиганов на Д. Востоке.
1940 г. (слева)

Военная служба вятского паренька Федора Ожиганова началась на Дальнем Востоке, где он окончил школу санинструкторов. С тех времен сохранился один фотоснимок, на котором будущий схимник стоит в буденновке (он слева).

Вскоре грянула война, и он с первого до последнего дня выносил раненых с поля битвы. Однажды после боя он вытаскивал раненого и решил переждать усилившийся обстрел в баньке. Укрылся там вместе с солдатом и читал молитву «Отче наш». Вдруг снаряд ударяет в бревенчатую стену, не причинив вреда людям, проходит через вторую стену и взрывается на опушке леса. В баньке только остались зиять две круглые дыры.

В другой раз наша часть передвигалась с обозом по дороге. Вдруг откуда ни возьмись – немецкий самолет. Пролетает низко над колонной и обстреливает из пулемета. Все бросились врассыпную. Самолет снова заходит над колонной, а санинструктор Ожиганов бежит по трассе и читает «Отче наш». В стороне от дороги сидят солдаты и кричат ему: «Ожиганов, Ожиганов, к нам!» Продолжая бежать, он слышит позади себя взрыв. Оглянулся и видит: на месте окликавших его солдат дымится черная воронка. Самолет улетел так же быстро, как появился.

Схиигумен Феодор рассказывал духовным чадам о чудесном явлении Божией Матери: «Однажды ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: «Тебе туда еще рано». Видение исчезло».

Потрясенный дивным видением, воин Федор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь.

Как батюшка женился


Семья Ожигановых
с сыновьями Валерой и Витей

После войны Федор Григорьевич закончил медицинское училище в г.Кирове (Вятке) и работал сельским фельдшером. Он был подтянутым, молодцеватым мужчиной, который умел деликатно пошутить и дать добрый совет. Такие люди, особенно после войны, были на вес золота. Федор Григорьевич женился на учительнице начальных классов Александре Владимировне, у них родились сыновья. Батюшка строил для них ледяные горки, дарил им подарки на Рождество и водил в единственную в г.Кирове Серафимовскую церковь к св. причастию.

В 1962 году в семье Ожигановых случилось несчастье. Старший сын, 11-летний Валера, во время половодья катался на плоту и утонул. Когда Господь дал другого сына, его назвали Валерой – в память о первом. Но и второй Валера умер в младенческом возрасте от острого лейкоза. Из детей в семье остался только средний сын – Виктор. У родственников схиигумена Феодора сохранилась фотография семьи Ожигановых с сыновьями Валерой и Витей.

До глубокой старости сохранил о.Феодор нежную любовь к своим сыновьям. Его сын Виктор часто приезжал к отцу в гости, а когда создал семью, ездил к нему вместе с супругой и детьми. Батюшка посоветовал Виктору учиться на врача и во время учебы помогал ему советами как опытный фельдшер. В последние годы земной жизни о.Феодор побывал в Вятке и посетил могилки своих малолетних сыновей. Говорят, что престарелые жители поселка Костино узнали в схимнике своего бывшего фельдшера.

Как батюшка стал монахом


Ф.Г.Ожиганов с супругой Александрой
Владимировной. 1956 г.

Когда Господь призвал одного за другим двоих сыновей батюшки, он работал дежурным фельдшером на станции «Скорой помощи» г.Кирова. И здесь ему было еще одно испытание. На рабочем месте у Федора Григорьевича нашли Евангелие и передали главному врачу. Тот вызвал его в кабинет и предложил выбор: «Или Евангелие, или работа!» Со станции «Скорой помощи» фельдшера Ожиганова рассчитали в тот же день.

В этих событиях Федор Григорьевич увидел знак Божий. Он не мог больше жить по-прежнему, простился со своей семьей и уехал в Псково-Печерский монастырь, где прежде бывал на богомолье. Здесь он поведал всю свою жизнь благочинному монастыря игумену Александру и был принят в число братии. Так батюшка исполнил обет, данный Богу во время войны.

Две его фотографии той поры свидетельствуют об удивительном преображении человека, ступившего на путь монашеского делания. На первой фотографии – послушник Федор, пожилой, обрюзгший человек, с печатью тяжелых испытаний на лице (внизу слева). На второй фотографии – иподиакон Феодор, словно помолодевший на 20 лет (справа). Обе фотографии бережно хранятся сыном батюшки Виктором Федоровичем.

   

Как сестра батюшки ездила к нему в гости

Через некоторое время фельдшер из Вятки принимает монашеский постриг под именем Феодорит и становится священником. В Псково-Печерском монастыре отец Феодорит подвизался 13 лет.


Эстонский город Ихве после архиерейского богослужения, 1980 г. Провожают
митрополита Алексия (Редигера) игумения Пюхтицкого монастыря Варвара
и ее заместильница Георгия (рядом с о.Феодоритом)

Иеромонах Феодорит поддерживает отношения с друзьями и родственниками, приглашает в гости младшую сестру Руфину Григорьевну из Кировской области. Сестра долго не решалась, потому что нигде не бывала. Наконец собралась и приехала в г.Печеры. Выйдя из автобуса, присела на скамейку. Вдруг садятся рядом две женщины, и одна другой говорит: «Ты чего расстроилась, давай вернемся в монастырь, там есть прозорливый иеромонах Феодорит, он тебе поможет».

Так с ними сестра и попала к брату.

Когда о.Феодорит служил в г.Усть-Нарве, он близко познакомился с будущим Патриархом, а тогдашним митрополитом Эстонским и Таллинским Алексием. Ему много раз доводилось сослужить вместе с митрополитом Алексием.

Тяжелые условия военной и монастырской жизни сказались на здоровье иеромонаха Феодорита, и в 1988 году он был переведен на покой в Пюхтицкий монастырь, где митрополит Алексий рукоположил иеромонаха Феодорита в сан игумена.

Как батюшка попал в Дивеево

Однажды отцу Феодориту было видение. Преподобный Серафим Саровский явился ему и сказал: «Будешь у меня в Дивеево духовником». И действительно, в 1992 году игумен Феодорит был переведен из Эстонии в Россию, в Дивеевский монастырь. За неимением жилья проживал в монастырском доме в двух километрах от Дивеево – в дер. Осиновка.

Келейница батюшки, послушница Тамара, вспоминает, что еще в Пюхтицком монастыре духовный сын батюшки подарил на день Ангела игумена Феодорита (28 апреля) летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Батюшка попросил ее почитать эту книгу. «Открываю на том месте, – вспоминает она, – где описывается жизнь преподобной матери Александры в Осиновке, меня охватывает чувство чего-то родного и близкого. Батюшка прерывает мое чтение и спрашивает: «А ты бы хотела быть в Дивеевском монастыре?» В то время среди Пюхтицких сестер было много разговоров о Дивеево. Отвечаю: «Хотела, но не смею об этом и подумать». Он говорит: «Будешь». Пришло время, жила в Осиновке и ухаживала за батюшкой».

Как батюшка исповедовал


Благословение схиигум. Феодора

Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске. Подолгу, иногда до 30-40 минут, держал епитрахиль на голове кающегося и внимательно смотрел вдаль. Были случаи, когда он отворачивался от собеседника и рассматривал что-то в окошке. Человек приходил к нему как к прозорливцу, ожидая пророчеств, а возле него сидел молчаливый батюшка, который иногда кивал головой, говорил одну-две фразы – и все. Его ответы на вопросы были очень просты, и некоторых это вводило в смущение.

Один раз у него исповедовалась дивеевская сестра. «Подошла моя очередь, – рассказывает она, – стала на колени перед батюшкой, читаю из листка грехи, а он смотрит на кого-то из стоящих в очереди. У меня проносится мысль, что он не слышит, надо подойти к другому батюшке, только бы не порвал листок. После разрешительной молитвы батюшка берет из моих рук листок, аккуратно сворачивает вчетверо и с отцовской любовью возвращает со словами: «Возьми, тебе ведь надо сходить еще к другому батюшке».

Иногда его не понимали и дивеевские священнослужители. После службы один из священников проходит мимо схиигумена Феодора, который смиренно сидит на стульчике и исповедует народ в приделе иконы Божией Матери «Умиление». Этот священник обращается к батюшке: «Что ты так долго исповедуешь, служба закончилась, акафист преподобному Серафиму пропели, уборка заканчивается, а ты все сидишь. У нас так не исповедуют».

Как батюшка предугадывал судьбы людей

Однажды пришла к батюшке выпускница регентского класса Московской семинарии по имени Ксения, за советом – замуж ей выходить или в монастырь? Батюшка благословил в монастырь, при этом сказав: «Смотри, замуж не выходи!» После этого она поехала домой за благословением мамы, да и осталась там регентом при храме. Там повстречала молодого человека. Вскоре они решили повенчаться. Перед венчанием видит во сне батюшку, а тот к ней со словами: «Замуж не выходи!» Но не придала значения. Когда повенчались, потом оказалось, что муж был несколько раз женат. Она же сильно заболела, пришлось перенести много скорбей.

Другая незамужняя девушка любила проводить отпуск на послушании в Пюхтицкой обители и исповедоваться у игумена Феодорита. Однажды стоит она к нему на исповедь и думает: «Годы проходят, а нет человека по сердцу». Подходит ее очередь исповедоваться. Батюшка выслушивает девушку, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву и наклоняется к ее уху. «Ты замуж хочешь?» – спрашивает он тихонько. «Да», – отвечает она. «А ты поезжай в Сергиев Посад, там есть семинарист Володя, это твой будущий супруг». Так и случилось. При посещении Лавры она познакомилась с Володей, потом стала матушкой. И он ее попросил: «Отвези меня к своему старцу, познакомь с ним».

Рядом с Пашей Саровской

В Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника). Пострижение в великий ангельский чин совершил 21 декабря 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.

Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Его монашеский путь составил 30 лет. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: «Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником».

В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной.

А.МЯКИШЕВ,
О.ЧЕТВЕРИКОВ

г.Киров (Вятка)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга