РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО

Мф. 8, 28-34; Марк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями...

В прошлый раз мы вспоминали о том, как Иисус с учениками взошли на лодку и пересекли Галилейское море. Они оставили иудейский берег и пристали к языческому, который евангелисты Марк и Лука именовали Гадаринской страной, а св. апостол Матфей – Гергесинской. В этом нет противоречия. Два этих города – Гадара и Гергеса – стояли недалеко друг от друга, и каждый мог сам решать, по имени какого из этих селений именовать окрестные земли. Гадара принадлежала, судя по всему, грекам, а Гергеса, возможно, племени гергессеев, упомянутому в Пятикнижии Моисеевом.

Цель этой экспедиции Спасителя в стан язычников остается для нас отчасти загадочной. Возможно, Он хотел подготовить учеников к будущей проповеди среди иноверных.

Недалеко от берега навстречу Христу вышел бесноватый, из тех, что жили в пещерах и отличались большой свирепостью. Путешественник XIX века У.М.Томсон писал: «В наши дни есть очень похожие случаи – ужасные и опасные маньяки, которые бродят по горами и спят в пещерах и в могильных склепах. Во время самых ужасных припадков они совсем невменяемы и чудовищно сильны... Типичным в этом безумных является отказ больных носить одежду; я часто видел их совершенно нагими на запруженных толпами улицах Бейрута и Сидона. Бывают и такие случаи, что больные дико носятся по стране и пугают всех вокруг».

Св.Кирилл Александрийский об этом явлении писал: «Бог промыслительно попускает некоторым подпадать власти демонской, не столько для того, чтобы они терпели зло, сколько для того, чтобы через них мы познали, каковы для нас демоны, и отвращались их власти».

увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион...

Из этого стиха святого Марка можно кое-что узнать о нечистых духах.

Во-первых, то, что они сознавали Спасителя Сыном Божиим, причем даже более отчетливо, чем апостолы. Перед тем, на озере Галилейском, ученики до смерти перепугались шторма, забыв, что кто боится Бога, не боится мира. Тем большим укором стал для них трепет демонов перед Господом.

Во-вторых, что бесы ведают о своем грядущем поражении. Св.Матфей так описал вопль демонов, когда Спаситель приблизился одержимому: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». То есть духи знают, что после Страшного суда мятежных ангелов ожидает геенна огненная. Но до тех пор у них есть какие-то права, едва ли, впрочем, полученные от Бога. Скорее всего, эти права бесы черпают в несовершенстве людей. Когда же свершится Суд, демоны останутся наедине со своей мерзостью и своим окончательным поражением. И тогда их отчаяние станет бесконечным.

В-третьих, как выяснилось, в одержимом может поселяться не один бес, а множество. В случае с Гадаринским бесноватым – легион, то есть примерно 2-4,5 тысячи.

Ветхий мир имел о мире нечистых духов довольно разнообразные представления. Иудеи, например, считали, что бесы бывают мужского пола (шедим) и женского (лилин, от Лилит мифической первой жены Адама). Кто-то считал, что они существуют от начала мира, другие полагали, что это души умерших злодеев, третьи были уверены, что демоны произошли от браков ангелов с земными женщинами. В целом доминировали языческие представления. Наиболее ученые иудеи считали (и думают так по сей день), что сатана – это служебный дух Божий, а вовсе не враг Его. Это смешение дурного и доброго в Господе позволяло иудеям так относиться ко злу, чтобы заслужить обвинение Христа: «Ваш отец диавол». Смешение миров демонического и человеческого – вот характерный признак общества, утратившего верные понятия о Господе. Христос в стране Гадаринской на глазах учеников решительно разделяет эти миры.

Пугаясь своей участи, нечистые попросили Спасителя вселиться в свиней – этих нечистых, с точки зрения иудаизма, животных, которыми владели язычники той местности. Как пишет св.Матфей, Иисус сказал демонам «идите», в том смысле, что «убирайтесь из человека, а куда – не имеет значения».

нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Несомненно, что так же поступали бы и одержимые люди, если бы Господь не удерживал их от самоубийства. Явление, когда стада животных – баранов, антилоп и т.д. – неожиданно срываются с места и бросаются в пропасть, хорошо известно человечеству. Ученые полагают, что таким образом природа регулирует численность этих животных. Едва ли это объяснение убедительно.

По мнению блаженного Феофилакта, демоны погубили свиней с тем, чтобы восстановить против Спасителя местных жителей. И действительно, местные жители

начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Чудо их совсем не поразило, зато гибель имущества привела в мрачное расположение духа. Вот язычник во всей своей откровенности, твердо стоящий на том, что «добро – это когда я корову украл, а зло – когда у меня корову украли».

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Исцеленному язычнику не позволено было присоединиться к ученикам. Очевидно, еще не пришло время сообщить иудеям, что Господь пришел спасти не только их, но и весь мир. Однако исцеленный не просто рассказал грекам и гергессеям о случившемся, а начал проповедовать среди них. Так, с изгнания демонов началось благовестие среди всех земных народов.

Спаситель же с учениками вновь вернулся на лодке в Иудею.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга