ОТКЛИК

ВСТУПАЯ В БРАК, ПРОВЕРЬТЕ РОДОСЛОВНУЮ

При чтении книг о пастырской дореволюционной практике бросается в глаза необычное словосочетание: «брачный обыск». Так называлась обязанность священника выявлять, нет ли у пары, пожелавшей обвенчаться, канонических запретов на бракосочетание. Обыск проводился тщательно, так как священник, совершивший запрещённое венчание, подвергался серьёзному прещению. В настоящее время такой ответственности у священников нет, но вопросы о правомочности заключения брака пары, имеющей родственные или кумовские связи, возникают нередко. Поэтому историческое исследование А.Малыхиной на тему о степени родства, допускающее или запрещающее брачное сожительство («Вера», №№ 576-577), актуально и для нашего времени. Но хотелось бы дополнить его правилами современной сложившейся практики.

Степени родства

Современная практика запрета или разрешения брака между физическими или духовными родственниками сложилась ещё в XIX веке. Основная догматическая база для разрешения недоумённых вопросов при вступлении в брак заложена в книге «Кормчая» и трудах знаменитых канонистов Зонары, Вальсомона, Аристина и Властаря. Однако реальная церковно-приходская жизнь внесла столько особенностей и нюансов, что для разрешения возникающих вопросов Святейший Синод Российской Православной Церкви издавал специальные постановления. Желающим более подробно ознакомиться с этими постановлениями можно порекомендовать «Настольную книгу церковно-священнослужителя» С.Булгакова, изобилующую ссылками и конкретными примерами, на основании которых и сложилась современная практика.

Перед тем как перейти к конкретным примерам, немного повторим, как исчисляются степени родства. Степени родства считаются по числу рождений, следовавших в происхождении одного лица от другого. Проще всего это изобразить схематично, проводя линию от одного к другому. Итоговая степень родства подсчитывается сложением числа этих линий. Так, от отца (матери) к сыну или дочери идёт одна линия, значит, между родителями и детьми насчитывается одна степень родства, а между дедом и внуком – две. Если провести линию по восходящей от ребёнка к отцу, а от него вторую линию по нисходящей к другому ребёнку из этой же семьи, то, просуммировав линии, можно подсчитать степень родства между родными братьями и сёстрами, которая будет равна двум. Соответственно, между двоюродными братьями и сёстрами степень родства равна четырём. Например, сын – отец – дед – дочь деда (родная сестра отца) – сын дочери деда.

Это примеры однородного или кровного родства, то есть связь родственников, имеющих одного предка. Существует также родство разнородное или свойство – связь между родами, которая получилась через бракосочетание представителя одного рода с другим. Свойство, в свою очередь, может быть двухродным (связь двух породнившихся родов) и трёхродным (связь трёх породнившихся родов). Существует ещё и родство духовное, возникшее через Таинство крещения.

Родство кровное

На первый взгляд, в современных книгах о пастырской практике имеется путаница: в одной книге говорится, что браки запрещены до четвёртой степени кровного родства, в другой – до шестой. Как ни странно, все авторы при этом правы – недоумение вызывает лишь отсутствие пояснительных оговорок. А дело вот в чём. Браки между кровными родственниками категорически воспрещены до четвёртой степени родства включительно, например между двоюродными братьями и сёстрами. Если желающие вступить в брак состоят между собой в пятой степени кровного родства, то следует обязательно обратиться за разрешением к правящему архиерею. Если же брачующиеся находятся в шестой степени кровного родства, то за разрешением к архиерею обращаются лишь в том случае, когда после такого брака происходит смешение родственных имён и отношений.

Что означает такое смешение? Это когда родственники высших значений становятся низшими и наоборот. Например, когда двоюродный брат вдруг становится тестем или дедом своему же двоюродному брату – при женитьбе на его дочке (5-я степень родства) или его внучке (6-я степень). Нужно отметить, что при пятой степени родства такое смешение случается всегда, потому всегда требуется и разрешение архиерея, а при шестой степени смешение происходит не всегда. Когда оно не происходит, то можно спокойно венчать, а когда происходит – обращаются за разрешением к архиерею, «дабы совесть была мирна и покойна и у совершителей сего таинства, и у брачующихся между собою». При этом единокровные дети (от одного отца, но разных матерей) и единоутробные (от одной матери, но разных отцов) считаются родными, а незаконнорождённые (дети, рождённые вне брака) приравниваются к законнорождённым.

Для облегчения работы архиерея по исчислению степени родства брачующихся в прежние времена была разработана специальная инструкция, как писать прошения. К прошению прилагалась схема родственных связей, где для наглядности родственников схематично изображали кружочком или квадратом. Кроме того, подавались характеристики жениха и невесты и оправдывающие последствия брака. Например, бедствующая вдова с сиротами получала кормильца, болящий вдовец – заботливую супругу, потерявшая честь девица спасалась от позора и т.д. Рассматривая подобные прошения, архиерей налагал на них либо благословляющую, либо запрещающую резолюцию.

Свойство двухродное

Двухродное свойство – связь двух породнившихся родов. Учитывая, что муж и жена суть одна плоть, степень родства между ними приравнивается нулю. Поэтому между невесткой и свёкром (свекровью) и зятем с тестем (тёщей) одна степень родства, но двухродного свойства. Чтобы посчитать степень родства между породнившимися через брак родственниками мужа и жены, считаются отдельно степени родства жены со своими кровными родственниками, а мужа – со своими, потом эти степени складываются. Так брат или сестра жены (шурин и свояченица) с братом и сестрой мужа (деверем и золовкой) состоят в четвёртой степени двухродного свойства (две степени с одной стороны плюс две с другой).

В двухродном свойстве браки также запрещаются до четвёртой степени включительно. Однако в 1904 году указом Священного Синода было разрешено правящим архиереям в исключительных случаях разрешать браки в четвёртой степени, за исключением брака брата мужа (деверя) на сестре жены (свояченицы), т.е. категорически воспрещался брак двух родных братьев на родных сёстрах. Также запрещался брак брата жены (шурина) на сестре мужа (золовке).

Если при бракосочетании родственников двухродного свойства 5-й и 6-й степеней совершалось смешение родственных имён, то на венчание требовалось разрешение епархиального архиерея. Нужно подчеркнуть, что смерть одного из супругов или развод не прерывают установившихся родственных связей двух родов и имеющиеся запреты остаются действительными. Так, например, совершенно недопустим брак на вдове родного брата, равно как и на сестре бывшей жены. Строгости запретов на брак между дальними родственниками иногда приводили к тому, что желающие пожениться, но не получившие на то церковного разрешения, переходили в католичество, где запреты менее строги, заключали там законный брак и потом с покаянием возвращались в православие. Между тем такое своеволие сказывалось впоследствии на потомках, загрязняло род.

Свойство трёхродное

В трёхродное свойство вступают родственники трёх родов через брак представителей этих родов. Так, родня мужа сестры жены данного лица вступает в трёхродное свойство с самим лицом и его кровной роднёй (при этом, учитывая, что муж и жена одно целое, мужья двух родных сестёр оказываются не в трёхродном свойстве, а в двухродном). Если после расторжения брака или смерти одного из супругов другой супруг вступает в новый брак, то в трёхродное свойство вступают родня бывшей жены или мужа с новыми родственниками. Степени родства подсчитываются, как и в вышеприведённых случаях родства: складываются линии связей по рождению (учитывая, что между мужем и женой нулевая степень родства). Например, муж сестры моей жены (свояк) вступает со мной во 2-ю степень двухродного свойства, а его сестра – в 4-ю степень трёхродного свойства (два плюс два). В трёхродном свойстве, безусловно, запрещены браки в первой степени. Например, брак тестя по первой жене данного лица со второй женой этого лица, брак отчима с женой его пасынка. Браки во второй, третьей и четвёртой степенях трёхродного родства совершаются только с разрешения епархиального начальства.

Родство сводное

Сводными родственниками считаются дети (и их потомство) от разных браков, объединённые женитьбой своих родителей. Между пасынком (падчерицей) и мачехой или отчимом одна степень двухродного родства, у падчерицы и пасынка между собой, соответственно, две степени. Посему иногда встречающиеся браки между сводными братьями и сёстрами, с церковной точки зрения, противозаконны. Тем более недопустим брак отчима с падчерицей или мачехи с пасынком. Запрет на браки последующих степеней сводного родства соответствует правилам двухродного или трёхродного свойств.

Стоит отметить, что существуют и другие подходы при счислении степеней сводного родства – между пасынком (падчерицей) и мачехой (отчимом) две степени, а не одна), а также степеней двухродного и трёхродного свойств (при расчётах по восходящей линии, между мужем и женой – одна степень, а не нулевая), но это уже вопрос специалистов.

Родство духовное

В духовное родство вступают через Таинство крещения. Проблемы с духовным родством как препятствием к браку возникают гораздо чаще, нежели с родством физическим, тем более что до сих пор по некоторым вопросам единого мнения не сложилось. Особенно часто они возникают в небольших населённых пунктах, где практически все жители кумовья друг другу. Согласно церковным правилам, у крестника (воспринятого) должен быть крёстный (восприемник) того же пола. После крещения крёстный вступает в духовную связь с самим крестником (того же пола) и его родителями, что накладывает запрет на возможность брака восприемника с одним из родителей воспринятого. То есть крёстный не может жениться на матери своего крестника, а крёстная – выходить замуж за отца своей крестницы. Запрет на брак между духовными родственниками распространяется по прямой линии (родители-дети-внуки) вплоть до седьмой степени. На других кровных родственников людей, вступивших в духовный союз, этот запрет не распространяется. В брак могут вступать и так называемые крёстные братья и сёстры – крестники, у которых был один восприемник (в некоторых местах практически все молодые люди – это дети, тайно крещённые в советские времена, при этом у всех был один восприемник – священник, совершивший Таинство крещения).

Сложившийся на Руси обычай иметь двух крёстных – мужчину и женщину – не имеет под собой канонической основы, и поэтому духовной связи между воспринятым и восприемником другого пола не существует. Следуя из этого заключения, Священный Синод позволял заключать браки между крёстным и родной матерью своей крестницы и крёстной – с родным отцом крестника. Однако, дабы не нарушать благочестия, на подобные браки следует брать благословение у правящего архиерея. Некоторые считают, что при этом нужно учитывать один нюанс – данное правило распространяется лишь на те случаи, где при крещении было два крёстных (мужчина и женщина), если же был только один (например, у крещаемой девочки – мужчина, а у мальчика – женщина), то на восприемника возлагается духовное родство, независимо от пола воспринятого.

Продолжая мысль, что не должно быть при крещении двух крёстных, скажем, что вполне законным считался брак между восприемником и восприемницей (между кумовьями), а также между крёстным отцом и крёстной дочерью или крёстной матерью и крёстным сыном. И хотя такие браки нередко получают архиерейское разрешение, в православном народе они считаются большим грехом. Это как раз тот случай, когда дух превалирует над буквой.

Заканчивая исследование степеней родственных связей, ограничивающих вступление в брак, повторим, что в настоящее время они по-прежнему актуальны. И хотя наши современники всё больше предпочитают так называемый гражданский брак, а церковный брачный обыск ограничивается выяснением платёжеспособности обратившихся в лавку с просьбой о венчании, тем не менее знать свою родословную и вышеизложенные правила необходимо. Иначе, как в этом были уверены наши благочестивые предки, это приведёт к физическому и духовному вырождению рода.

P.S. Работая над этой статьёй, я невольно вспоминал, как двадцать лет тому назад, когда в продаже не было такого изобилия православной литературы, а православных газет не было вообще, основам православия обучала меня прихожанка новосибирского кафедрального Вознесенского собора Агния Дмитриевна Степанова. За год нашего общения вплоть до смерти моей наставницы я получил знания, помогающие мне до сих пор. По смерти Агнии Дмитриевны выяснилось, что она была в тайном постриге. Просим читателей газеты «Вера» помолиться об упокоении рабы Божией монахини Анимаисы.

Валерий МЕЛЬНИКОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга