ЖИВОЕ СЛОВО

Как относиться к оступившемуся батюшке?

Как вести себя мирянину со священнослужителем в том случае, если тот очевидно нарушает церковные каноны или заповеди Божии?

Отец Константин Стрекачев (Петрозаводск):

– Нужно вести себя так же, как и с любым другим человеком. То есть проявлять любовь, уметь прощать, терпеть. И еще хорошо бы нам научиться меньше смотреть по сторонам. У нас каждый священник и его семья – как под микроскопом. Куда пошли, что сделали – все разбирается по косточкам.

Корень разногласий с пастырем часто лежит в его идеализации. К счастью, у нас это не так развито, как у католиков, где священника именуют святым отцом. Но все-таки мы довольно близки к этому. И любая ошибка, не дай Бог, грех иерея становятся для некоторых мирян крушением иллюзий, очень болезненным. Причем те грехи, которые прихожане себе прощают, священнику не спускаются. Он должен быть святым.

Однако батюшка – такой же человек, как и все. С одной стороны, ему через рукоположение даны определенные дары, с другой – и диавол его терзает больше. Потому что, повалив священника, бесы могут много душ озлобить, разрушить приход. Говорят же – каков поп, таков и приход. Без поддержки мирян пастырю, конечно, очень трудно.

А эта поддержка должна заключаться еще и в том, чтобы уметь прощать. Поэтому первый совет мирянину – не осуждать, не обсуждать, не соблазняться, а помолиться, духовно помочь своему батюшке. За священника нужно непрестанно просить Бога.

Если ситуация неразрешимая, пастырь не выполняет своих обязанностей, то необходимо обратиться к благочинному или архиерею, чтобы они разобрались в ситуации. Самим вразумлять священника, как мне думается, не стоит. Овцы пастуха не должны поучать.

На меня, слава Богу, не писали, но я сталкивался с такими случаями. Стоит батюшке задеть чье-то самолюбие, и полетело письмо. Хорошо еще архиерею, а то и к Святейшему пишут. Вот, мол, священник из кассы десяточку забрал, приезжайте, разберитесь.

Желательно, чтобы такие письма отражали точку зрения всего прихода, причем взвешенную. Мы же не бежим чуть что в милицию, чтобы наших близких призвали к порядку. На столах у архиереев лежат пачками донесения с мест. Но архипастырь не может священников как перчатки менять.

Мы слабы, плохи, грешны. И только через деятельную любовь можем становиться лучше. Иногда пастырь способен воспитать приход. Иногда приход может помочь пастырю разогнуться под крестом, если батюшка ослаб. Сказано ведь: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

Отец Игнатий Бакаев (Республика Коми, п.Максаковка):

– Если священник слишком хорош, то за ним не всегда бывает видно Бога. Поэтому случается, что какие-то недостатки пастыря идут на пользу общине. Очень опасно стать кумиром у себя в приходе. Поэтому меня немного коробит, когда вижу, что некоторые люди относятся ко мне слишком хорошо. Возникает ощущение, что мы куда-то не туда идем.

Знавал я одного протодиакона, ныне покойного, который крепко выпивал, был грех. Так его до сих поминают с любовью, записки за него подают.

Как относиться к оступившемуся батюшке? Помню, в начале моего служения пошли мои прихожане с жалобой к архиерею. Были мною недовольны. Я им очень благодарен. Мы от епископа такие примиренные ушли, умиротворенные.

Но не знаю, всегда ли попытка оказать нажим действует. Если я вижу, что меня уверенно так теснят, «вразумляют», то возникает желание оказать сопротивление. А когда с состраданием подходят, болеют за меня, тогда, конечно, возникает желание исправиться. Если широко посмотреть на проблемы Церкви, то, конечно, можно задаться вопросом: а этот священник как в ряды клириков затесался, а тот что среди нас делает? Но вот игумен Никон (Беляев) говорил по этому поводу, что Господь запрещает нам пропалывать плевела. В том числе и потому, что вместе с сорняками мы обязательно повыдергиваем и достойных людей. Ведь многие грехи Бог попускает людям как лекарство, чтобы они не тщеславились.

У Церкви нет иллюзий по поводу человеческой природы, и это всегда ей помогало. Возьмем репрессии советского периода. Рассчитывали удалить всех злых, негодных людей, и через это построить справедливое общество. А вышло все наоборот. Потому что критерий – кто хорош, а кто и насколько плох – у каждого человека свой, и у каждой эпохи, и даже у каждого возраста.

Отец Иоанн Привалов (Архангельская область, с.Заостровье):

– К недостаткам или даже падению священника следует относиться с пониманием того, что если один из нас болен, то, значит, болеет вся Церковь. Не нужно дистанцироваться от брата и говорить: он пал. Если ты не переживаешь его беду как собственную, значит, не имешь права выносить никакого суждения.

По слову ап.Павла, помогая другим, нам самим должно опасаться, как бы не впасть в искушение. Это не значит, что нельзя обличать пороки. Делать это можно и нужно, и это важный дар, но он всегда был связан с любовью. Нет любви – значит, дар получен не от Бога. Марина Цветаева примерно так сказала об этом: если я увижу, что человек лежит в луже, то подойду и лягу рядом. Не для того, чтобы разделить грех, а чтобы разделить позор.

Очень легко, осуждая, оставить шрамы в душе человека, ничего не исправив. Прежде следует понять человека. Я помню, митрополит Антоний Сурожский рассказывал, как один священник во Франции очень сильно пил, и все обходили его стороной, не желая иметь с ним ничего общего. Но однажды будущий владыка пошел к этому священнику на исповедь. И эта исповедь оказалась для него не проходной. Он увидел человека, который каялся вместе с ним. А потом владыка узнал, что на глазах у этого батюшки большевики взорвали корабль, где плыли его жена и дети. И только когда вникнешь во все обстоятельства, нужно задумываться, как поступить.

Господь говорит в Евангелии об обличении, что сначала нужно поговорить с человеком один на один. Если нет результата, приведи тех, кто что-то значит для оступившегося. Не абы кого, а тех, кто способен вразумить, кого согрешивший может послушать.

И вот уже после этого, если не помогло, можно посоветоваться с владыкой. Не в смысле ябедничать, жаловаться, а именно – посоветоваться.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга