ВРЕМЕНА

История Чешской Церкви

Сегодня мы продолжаем наш рассказ о Православных Церквях, посвятив его Чешской Церкви. Наш автор Дмитрий Быстров, проживающий в Праге, даст общий обзор путей чешского православия.
     Кроме того, мы решили познакомить вас с жизнеописанием святых мучеников – княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава. Их память на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.
     «Помышляше себе блаженный Борис мученье святаго Никиты и страсти святаго Вячеслава князя» и желал себе подобной блаженной доли, – так говорит древний повествователь о страдальческой кончине свв. князей Бориса и Глеба.
     Увы, сегодня имя св.Вячеслава нам ничего не говорит. Попытаемся восполнить этот пробел.

Православная традиция на Чешской земле

Кафедральный собор
свв. Кирилла и Мефодия
в Праге

Православная традиция на Чешской земле имеет глубокие корни, уходящие в века. В IX веке на территории современных Чешской республики, Словакии, Венгрии и южной Польши существовала Великая Моравия – сильное государство западных славян. В 863 г. по просьбе великоморавского князя Ростислава (канонизирован в 1994 г.) византийский император Михаил III и Константинопольский патриарх Фотий I направили в Великую Моравию двух братьев из греческого города Солунь – Кирилла (Константина) и Мефодия, «учителей Словенских». Солунские братья поселились на горе недалеко от Велеграда, столицы Великой Моравии, где основали монастырь. Они не только дали чешскому народу письменность, но и стали первыми проповедниками христианства среди западных славян. Предполагают, что приблизительно в 875 г. св. Мефодий крестил чешского князя Борживоя и его супругу св. княгиню Людмилу (859-920 гг.). С этого времени славянская Церковь укрепляется и в соседней Чехии.

В 885 г. после смерти епископа Моравского Мефодия Римский Папа запрещает литургию на славянском языке. Ученики Мефодия изгоняются из Моравии, а в церковную практику вводится латынь. Исключением оказался лишь Сазавский монастырь под Прагой, где еще в 1032–1097 гг. служили на церковнославянском языке. У Сазавского монастыря в это время складываются самые тесные отношения с Киевской Русью.

После разделения Церквей в 1054 г. территория Чехии на многие века попадает под власть Римско-Католической Церкви. Лишь гуситское движение, охватившее в XV веке практически всю территорию страны, поставило своей задачей возвращение к национальным и религиозным истокам. В 1451 г. представители утраквистического крыла гуситов направили в Константинополь прошение о воссоединении с Православной Церковью. Их просьба была удовлетворена, но она так и осталась на бумаге из-за падения Византии.

В 1620 г. в Богемии и Моравии началась контрреформация – все некатолические церкви и религиозные течения были поставлены вне закона. По времени это совпало с утратой Чехией своей политической независимости. В 1649 г. была насильно подписана Ужгородская уния, и на территории Австро-Венгрии, в состав которой входила Чехия, появилась Греко-Католическая (униатская) Церковь.

В конце 60-х годов XIX века в Чехии происходит пробуждение национального самосознания. Среди чешской интеллигенции обретает все большую популярность идея славянской взаимности и братства. Многие известные чешские общественные деятели обращают свой взор на Россию в надежде на ее помощь в освобождении своей родины от Австро-Венгерского владычества и восстановлении чешской государственности. Несколько сот чехов принимают православие. Именно к этому времени относится открытие первого в Чехии православного храма – собора св. Николая (Микулаша) на Староместской площади в Праге, где вместе с русскими молились и православные чехи.

Во второй половине XIX века среди русской знати и интеллигенции становятся очень популярными богемские бальнеологические курорты. К этому периоду относится строительство русских православных церквей во Франтишковых Лазнях (Францинсбаде) – 1887-1889 гг., Карловых Варах (Карлсбаде) – 1893-1897 гг. и Марианских Лазнях (Мариенбаде) – 1900-1902 гг. В 1918г. была провозглашена независимая Чехословацкая республика, правительство которой объявило свободу вероисповедания. В 1921 г. создаются православные епархии в Чехии, Моравии, Словакии и Закарпатской Руси.

Главная заслуга в этом принадлежит чешскому епископу Горазду. Владыка Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1897 г. в моравском селе Груба Врбка, недалеко от г. Годонина. Его родители были крестьяне, по вероисповеданию – католики. Еще будучи гимназистом, Матей самостоятельно изучает церковнославянский язык. После успешного окончания гимназии он поступает на римско-католический богословский факультет в городе Оломоуце. Во время учебы в 1900 г. Матей совершает паломничество в Киев, чтобы поклониться местным святыням и почтить память киевских подвижников. По окончании учебы Матея посвящают во священники и назначают на приход.

Во время службы на приходе о.Матей изучает роль религиозных идей в национальном возрождении чешского народа. Большая перемена в религиозном сознании о.Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. Он не мог поддержать агрессию, с которой выразило согласие подавляющее большинство католического духовенства.

После окончания первой мировой войны у о. Матея тяжело заболели глаза. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и явилось причиной его ухода на покой, несмотря на молодой возраст. Однако к этому моменту у него уже созрело решение вступить на путь просвещения своего народа в духе православия.

После образования Чехословацкой республики до полумиллиона католиков выходят из Римско-Католической Церкви и создают в 1920 г. Чехословацкую Церковь, без какой-либо четкой ориентации, иерархии и связи со Вселенской Церковью. Отец Матей 11 октября 1920 г. официально выходит из католичества и вступает в новую Чехословацкую Церковь, чтобы отстаивать в ее рядах православное направление. Это было нелегко, так как основные посты в Церкви занимали радикалисты. Однако благодаря усилиям о.Матея Павлика Первый Собор Чехословацкой Церкви принимает православную этику и основные положения православного вероучения. Второй Собор, состоявшийся 29 августа 1921 г., не только сменил название Церкви на Чехословацкую Церковь – Православную, но и принял к руководству постановления семи Вселенских Соборов и окончательно определился по вероучению и обряду, которые теперь всецело стали православными. На Втором Соборе присутствовал экзарх Сербской Церкви епископ Досифей, что положило начало каноническим отношениям с Сербской Церковью. Собор избрал и трех кандидатов к хиротонии во епископы – о.Матея Павлика, доктора богословия Карла Фарского и Рудольфа Паржика.

Сербская Церковь подходит к назначению чешского епископа ответственно и осторожно. Рассмотрев три кандидатуры, Святейший Патриарх Димитрий вызывает в Сербию только о.Матея, который 25 сентября 1921 г. поставляется во епископы.

Однако по возвращении в Чехословакию епископу Горазду предстояла борьба против радикалистского крыла Церкви, которые не только подвергали сомнению решения двух Соборов, но и выпустили Чехословацкий катехизис явно еретического, а местами даже антихристианского содержания. Более трех лет владыка Горазд вел отчаянную борьбу с радикалистами, защищая молодое чешское православие от ереси. Но, исчерпав все возможности, 21 июля 1924 г. он отказывается от епископского служения в Чехословацкой Церкви, которая с этого момента перестает быть православной. Ее членов обычно именуют гуситами. Попытки найти общий язык православные и гуситы предпринимают по сей день, с весьма переменным успехом.

По благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд создает экзархат в Чехии и Моравии. С этого времени у владыки появилось больше времени на пастырскую, миссионерскую и научную деятельность. Каждый год в епархии появлялся хотя бы один новый храм. Однако и в этот период продолжалась пропаганда против православия как со стороны Чехословацкой Церкви и католиков, так и со стороны некоторых политических партий и даже президента Масарика.

Можно с уверенностью сказать, что епископ Горазд заложил основу современной чешской православной традиции. Под его руководством были переведены на чешский язык основные канонические тексты. С тех пор в приходах церкви богослужения совершаются на современном чешском языке, однако наиболее существенные места богослужений, как, например, Евхаристический канон, исполняются на церковнославянском языке. Одним из главных трудов владыки является Сборник молитв и литургических песнопений Православной Церкви. При составлении сборника владыка применил русский распев первого, третьего, четвертого, шестого гласов, а также семи прокимнов. Все остальные распевы являются произведением владыки.

В 1939 г. Чехословакию оккупировала фашистская Германия, создав на ее территории протекторат Богемия и Моравия и марионеточное государство Словакия. Для всего народа настали нелегкие времена. Но епископ Горазд продолжал свою миссионерскую и богословскую деятельность. Символично, что именно в трагический день 22 июня 1941 г. была заложена Свято-Троицкая церковь в моравском селе Челеховице. Освящать этот храм пришлось уже после войны митрополиту Елевферию, экзарху Московской Патриархии в Чехословакии.

27 мая 1942 г. группа чешских патриотов, служивших в английских ВВС, совершила в Праге дерзкое покушение на гауляйтера Р. Гейдриха. Гестапо несколько дней прочесывало город, пока не нашло антифашистов в крипте кафедрального храма свв. Кирилла и Мефодия на Рессловой улице Летчиков укрывал епископ Горазд. 25 июня 1942 г. он был арестован и провел в фашистских застенках более двух месяцев. 3 сентября состоялся военный трибунал, который приговорил епископа Горазда, настоятеля храма прот. В. Чикла и двух священников к смертной казни. На следующий день все четверо были расстреляны на полигоне в Кобылисах. Епископ Горазд был канонизирован Чехословацкой Православной Церковью 5 сентября 1987 г.

После казни епископа Горазда Православная Церковь в Чехии и Моравии была ликвидирована, все ее храмы были закрыты, а по стране прокатилась волна репрессий. Необходимо заметить, что наряду с Православной Церковью, возглавляемой епископом Гораздом, в Праге и Карловых Варах существовали русские приходы, которые подчинялись митрополиту Евлогию (Георгиевскому) из Парижа, а в годы войны – архиепископу Берлинскому Серафиму (Ляде). В этих церквях служили, согласно русской богослужебной традиции, – по старому стилю на церковнославянском языке.

По окончании войны в Чехословакии создается экзархат, охвативший все находящиеся на ее территории православные общины и подчинившийся Московской Патриархии, а в 1951 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I провозгласил автокефалию (полную самостоятельность) Православной Церкви в Чехословакии. В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла смена политического режима. Государство стало более лояльно относиться к православию, которое относится здесь к числу традиционных религиозных конфессий. После разделения Чехословакии Православная Церковь сохранила свое прежнее единство.

Произошли лишь организационные изменения и смена названия – теперь Церковь называется Православная Церковь в Чехии и Словакии. Основной язык богослужения в Церкви – чешский. На церковнославянском служат в трех приходах – в Праге и на подворье Московской Патриархии в Карловых Варах. В кафедральном соборе свв. Кирилла и Мефодия в Праге, кроме чешского, служат также на греческом и английском языках.

Приходы Церкви используют по своему усмотрению один из трех официальных церковных календарей. По первому календарю (юлианский, или старый стиль) служат около 40% приходов, по второму (комбинированному) – 20% приходов и по третьему (григорианский, или новый стиль) – около 40% приходов. В родном селе епископа Горазда Груба Врбка округа Годонин действует мужской монастырь св. Горазда, который является подворьем монастыря Симона Петра на Святой горе Афон. Духовное руководство монастырем осуществляет старец Христостомос, а настоятелем служит схиархимандрит Кирилл (Поспишил), которому мы благодарны за любезно предоставленный материал о св. Горазде.

Таким образом, главным хранителем и продолжателем кирилло-мефодиевской традиции на Чешской земле в наши дни является Православная Церковь в Чехии и Словакии – церковь молодая, но одновременно имеющая тысячелетнюю историю.

Дмитрий Быстров
Прага

О святых княгине Людмиле
и князе Вячеславе Чешских

Блаженная Людмила (на иконе слева), бабка св. кн. Вячеслава, была супругой христианского князя Богемии Боривоя, которые были крещены великим просветителем славян – архиепископов Моравии святым Мефодием. Князь и княгиня Богемии были искренними христианами и употребляли все меры для обращения своих подданных к святой вере. Таков же был и их сын – кн. Вратислав.

Но язычество еще жило между жителями Богемии, и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению, миссионерский натиск немцев не только не сближал местных славян с христианством, но, напротив, питали в них сильную вражду против него. Из их племени и вышла жена кн. Вратислава Драгомира.

Латинские предания называют ее язычницей, что весьма сомнительно. Но и истинной христианкой она не стала – была горда, зла и по гордости дорожила лишь всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась в ней очень ярко.

У Вратислава и Драгомиры было двое сыновей – Вячеслав и Болеслав, которые совершенно не походили один на другого. Насколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца, настолько в Болеславе отразились качества злой Драгомиры.

Воспитание Вячеслава было поручено его бабушке, старой княгине Людмиле, которая по смерти своего супруга князя Боривоя жила в Праге. Во внуке она прежде всего хотела видеть искреннего христианина и по указанию священника отдала Вячеслава изучать славянскую грамоту. Кроме того, молодой князь «учился латинской грамматике и научился хорошо». А «если брал греческие книги или славянские, то читал их без ошибок». Исполняя требования веры, юноша благотворил бедным, был добр, кроток, незаносчив и целомудрен.

Когда умер отец, Вячеславу было только 18 лет, и его мать Драгомира начала управлять княжеством от имени старшего сына и скоро обнаружила свой характер, приблизив к себе людей худых и даже язычников. Дела княжества вскоре стали приходить в расстройство. Блаженная Людмила скорбела о несчастии Отчизны и по христианской ревности к общему благу настояла перед Вячеславом на том, чтобы он сам вступил в управление княжеством. Добрый Вячеслав выполнил совет бабки, и вся страна приняла это с радостью. Для того, чтобы предупредить раздоры и смуты, Вячеслав уступил младшему брату половину княжества.

В ответ гордая и тщеславная Драгомира жестоко оскорбилась и стала отыскивать средства отомстить св.Людмиле – тайно приискала себе сообщников и стала готовить злодейство.

К этому времени княгиня Людмила удалилась на покой в г.Течин, так как видела ненависть невестки и желала быть вдали от зла. Но и здесь Драгомира ее не оставила. Подкупленные ею бояре явились в Течин и здесь, набрав себе головорезов, ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» – сказала добрая княгиня, но изверги накинули петлю на ее старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, – сказала Людмила, – чтобы по примеру мучеников пролилась кровь моя». Это произошло 16 сентября 927 года.

Неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что в убиении Людмилы принимала участие его мать, но современник сообщает, что он удалил Драгомиру от двора.

Дела на границах его княжества обстояли в то время непросто. Однажды соседний князь Радислав напал с сильным войском на города Богемии.

Вячеслав послал спросить у соседа, что побудило его к таким поступкам? Если он, Вячеслав, виноват в чем-либо, то готов дать удовлетворение.

Радислав же отвечал, что Вячеслав должен уступить ему страну. Тогда богемский князь вывел в поле сильное войско, но все еще надеялся избежать пролития крови. Он послал предложение Радиславу: «Спор идет между нами двумя; тебе хочется владеть Богемией, а я не согласен уступить. Пусть бой между нами двумя и решит дело. К чему кровавою битвою войск доводить дело до того, что тебе, пожалуй, не над кем будет и властвовать?» Радислав согласился на поединок и, побежденный, вынужден был на коленях просить прощения у Вячеслава.

Собор св.Вита в Праге,
где хранятся мощи
св. Вячеслава 

Вячеслав весьма заботливо охранял покой своих подданных: чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за справедливостью судебных разбирательств. Но строгость его к самому себе была много суровее. Часто князь в течение ночи занимался печением просфор и утром сам относил их в храм для литургии. Нередко, в зимнее ненастье, с верным старым слугой Подивоем шел князь босыми ногами к утрени в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. А Вячеслав с улыбкою говорил ему: «Теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал свои ноги до крови. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», – поет ему Церковь в древней службе.

Со временем Вячеслав хотел передать управление княжеством брату, с тем, чтобы посвятить всего себя служению Богу. Но брат не желал ждать. Злые советчики «наустиша Болеслава на брата своего». Что это были за советники? Заметим, что они требовали умерщвления и Драгомиры, то есть были настроены против всего славянского. Забегая вперед, скажем, что вслед за смертью Вячеслава введены были в Богемию ксендзы, которых прежде здесь не терпели. Поэтому более чем вероятно, что Болеслав действовал не только по своей страсти, но и по внушениям хитрых германских подстрекателей.

На праздник свв. Косьмы и Дамиана Вячеслав поехал в гости к брату, который неожиданно стал добр к нему и с притворным усердием стал упрашивать его остаться: «Куда хочешь ты ехать, брат мой, когда готово у меня пиво?»

Блаженный не отказал в просьбе, чтобы не оскорбить любви. В тот момент он уже предчувствовал свою смерть. «Завтра, на утреннем бдении райского предстоятеля св. Михаила, буду пить чашу моего Владыки», – сказал Вячеслав и полностью предал себя воле Божией. Он еще не ведал, откуда придет смерть.

Правда, когда шла рыцарская потеха на дворе брата, ему передали, что Болеслав готовит злодеяние. Однако блаженный князь не захотел этому поверить.

На рассвете следующего дня, едва услышав утренний звон, он поспешил встать с кровати, осенил себя крестным знамением и сказал: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Умыв лицо и одевшись в скромную одежду, поспешил он в церковь. В воротах княжеского двора его нагнал Болеслав. Оглянувшись, Вячеслав сказал с улыбкою: «Добрый вечер был у тебя, брат мой!»

Тогда Болеслав, выхватив из-под одежды меч, сказал: «Нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего». И с этими словами нанес удар мечом в голову Вячеславу. Тот, крепкий, не пошатнулся и, повергнув на землю врага, стал над ним твердою ногою, горестно спросив: «Что ты задумал против меня, брат мой?» В эту минуту прибежал один из соумышленников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке. Святой князь, видя заговор, бросился к церкви, но убийцы нагнали его в самых дверях храма и пронзили мечами.

На пороге церковном святой испустил дух с словами: «Господи! в руки Твои предаю душу мою». Это было 28 сентября 935 г.

Не остановившись на этом, злодеи устроили резню верных мученику людей. Священник Красей не осмелился везти тело святого в Прагу, но, обмыв его в своем доме, положил в церкви и покрыл тонким покрывалом. Драгомира, услышав о смерти сына, прибежала и с воплем пала на бездыханное тело. Но узнав, что она также обречена на смерть, поспешила скрыться.

Между тем повсеместно стали наводиться германские порядки. Священники были ограблены и выгнаны, а их жены выданы за других мужей, так как по латинскому уставу жизнь священника с законною женой считалась нечистой.

Пока творились эти злодеяния, тело князя Вячеслава три дня лежало в церкви, истекая кровью, словно он был еще жив. Когда похоронен был добрый и праведный государь, кровь, которую до этого не могли ни смыть, ни соскоблить, сама собой скрылась в землю, на виду у всех.

Митрополит Филарет
(Гумилевский
)

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга